ТОЛКОВАНИЯ ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКУ О ПОГИБШИХ ГАЛИЛЕЯНАХ БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, ЕСЛИ НЕ ПОКАЕТЕСЬ, ВСЕ ТАК ЖЕ ПОГИБНЕТЕ. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, ЕСЛИ НЕ ПОКАЕТЕСЬ все так же погибнете. Иуда галилеянин, о котором тот же самый евангелист упоминает и в Деяниях (5, 37), будучи сам сведущ в Законе, убедил многих и иных галилеян пристать к своему учению. Ученики же его учили, что не должно быть приносимо никаких жертв, кроме заповеданных Моисеем; почему они возбраняли жертвоприношения за Кесаря и за римский народ. Вероятно, в негодовании на это, Пилат приказал заколоть сих галилеян при тех самых жертвоприношениях за римский народ, которые были ими воспрещаемы. Поэтому кровь их смешалась с кровью жертв. Об этом, как происшедшем из-за будто бы благочестия, некоторые доложили Спасителю, желая узнать Его мнение об этом предмете. Ибо некоторые думали, что они пострадали весьма справедливо как грешники, так как они были виновниками возмущения и возбудили в Пилате ненависть к иудеям, ибо их сопротивление называть кесаря господом было простираемо на весь народ иудейский. Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи. Ибо не следует под предлогом благочестия снискивать себе славу, и между тем возбуждать внутренние мятежи. Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. ПРИМЕРОМ НЕМНОГИХ, тогда погибших, ОНА ВРАЗУМЛЯЛА МНОГИХ, что и они потерпят большое зло. Ибо башня СЛУЖИЛА ПРЕДЫЗОБРАЖЕНИЕМ ЦЕЛОГО ГОРОДА, а те погибшие восемнадцать человек - ЦЕЛОГО НАРОДА. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним ПОГИБ И ВЕСЬ НАРОД, УПОРНЫЙ В НЕВЕРИИ. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях. Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений ПОТОМУ ЧТО ПРАВЕДНЫ праведны, а напротив, МЫ ДОЛЖНЫ БОЛЕЕ ВРАЗУМЛЯТЬСЯ, потому они наказываются, ЧТОБЫ МЫ УЛУЧШИЛИСЬ; если ж мы не исправимся, то ГОРЕ НАШЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ.

 

Комментарии