СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПРОКАЖЕННЫХ СОВКАХ



Пусть каждый призывая Господа, ищет избавления от своих недугов. Ведь у каждого из вас найдутся такие недуги: один слеп умом, другой глух душою, иной хромает рассудком, а тот поражен проказою души. В самом деле, теми же недугами, от которых Христос исцелял тела людей, страда ют нередко и души их, точно также нуждаясь в помощи свыше. Так, слепая душа нуждается в прозрении. Слепа, конечно, та душа, которая не видит чудесного в вере, слепа та душа, которая не зрит будущего века, слепа та душа, которая, видя тело Христово, не усматривает Его божества. А что действительно, слепа душа, неведущая божественного, свидетельствует пророк Исайя, говоря: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал» (Ис. 42:19–20)? На ослепление ума указывает и Спаситель, обличая фарисеев, слепотствующих перед истиной, такими словами: «оставьте их: они – слепые Вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). А глуха душа, не слушающая Закона, непокорная Владычнему гласу, глуха – не в смысле естественном, но в смысле расположения воли. Спаситель говорит: «кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.11:15), не потому, конечно, будто бы некоторые из предстоящих не имели ушей (зачем же они следовали бы за Ним в качестве слушателей, не имея естестенного органа слуха?), но чтобы показать что обладанию внешним органом слуха не у всех Его слушателей соответствует ВНУТРЕННЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ К СЛУШАНИЮ БОЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА. Никакой, конечно, пользы нет от внешнего слышания, когда ВНУТРИ ДУХ ОСТАЕТСЯ ГЛУХИМ. Страдает душа и ПРОКАЗОЙ, не такой, которою покрывается тело, но такой, которою ОМРАЧАЕТСЯ ДУША. В самом деле, что такое проказа на теле, как не двойственный цвет кожи? Теперь, ЧТО ТАКОЕ ПРОКАЗА ДУШИ? Двойственность мыслей. «Горе... грешнику, ходящему по двум стезям» (Сир. 2:12)! Если кто-нибудь, то верует, то не верует, склоняется то к милосердию, то к жестокосердию, это значит – его душа в проказе, она не находится в здоровом состоянии, но раздвояется в мыслях; как проказа нарушает единство телесного покрова, так порочные мысли нарушают ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ в душе (русский и совецкий - одно). Пусть же каждый вопиет о своих ранах и призывает Иисуса, целителя душ и телес, подобно тому, как взывал слепец: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня»! И хотя шедшие впереди запрещали ему кричать так, но это не задержало его в его стремлении к Иисусу: вера умеет против всего сражаться и все побеждать. Люди запрещают, но верный не отступает и следует за Владыкою, зная, что ради благочестия и дерзость похвальна.
2. Ведь если ради денег многие доходят до безстыдства, то не гораздо ли лучше позволить себе некоторое безстыдство ради спасения души? Повелевает Иисус привести его к себе. Достиг Господа Иисуса голос призывавшего Его с верою, и Он повелел привести к себе, приблизил и телом того, кто уже раньше приблизился к Нему верою. «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и... спросил его: чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18:40–41)? Не напрасно спрашивает Он так: Он мог бы и сидящему послать исцеление, но тогда иудеи, клеветавшие на истину, могли бы сказать, как это и было со слепорожденным, что это не тот, а только похож не него. Итак, призывает исцеляемого к Себе, чтобы он был на виду у всех, как бы призывая всех засвидетельствовать прежде всего его природных недостаток, а потом – могущество благодати. «Чего ты хочешь от Меня»? Спрашивает его, а присутствую- щим дает урок. А тот отвечает: «Господи! чтобы мне прозреть» (Лк. 18:41). Заметь, сколько удостоверений потребовалось от исцеляемого, и все это для того, чтобы предупредить извращение истины клеветниками. Тогда говорит ему Иисус: «иди, вера твоя спасла тебя» (Мк. 10:52; Лк. 18:42). Видишь, как то, что нами сказано было вчера, подтверждается самыми делами? Мы именно говорили, что благодеяния не продаются, а приобретаются только верою. И Иисус не продает благодеяний за деньги, но отдает их только за веру. Если не представишь веры, не получишь благодеяния; благодать действует, но ей предшествует вера. Представим себе такой пример: источник один, но черпают из источника воду одни малыми сосудами, а другие большими; при этом, конечно, один зачерпнет воды меньше, а другой больше; но ведь разница эта не от источника, как будто он устанавливает меру, а оттого, что каждый берет воду своим сосудом. Так и благодать распространяется подобно источнику, располо- жение же приступающих к ней является для ее сосудом, определяет меру, в какой каждый ее получает. Если сосуд твоей веры невелик, немного благодати ты почерпнешь; если же обнаружишь великую ревность, то и благодеяние получишь великое. Поэтому Спаситель спрашивает: «веруешь ли, что Я могу это сделать»? И на уверение: «ей, Господи»! отвечает: «по вере вашей да будет тебе» (Мф.9:28–29). Поэтому апостол увещевает коринфян такими словами: «распространитесь и вы» (2 Кор. 6:13), показывая этим, что чем более распространяется вера, тем обильнее сообщается благодать. А пророк говорит: «открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:11). Само по себе благодеяние ничем не удерживается, кроме нашего нерадения. Воссияло Солнце правды – Иисус, и повсюду распространяются лучи этого мысленного светила. При этом один получает больше благодати, другой меньше, не потому, что благодать отпускается мерою, но по соответствию меры веры того или другого человека. В самом деле, солнце одно для всей земли, и луч один, и сияние одно, однако не весь мир одинаково просвещен, но в одном месте свет ярок, в другом слабее, в третьем сильнее, там ярче, а здесь тусклее, не потому, конечно, чтобы солнце уделяло этому дому больше света, а этому меньше, но в зависимости от размера окон: чем больше места отвел строитель дома окнам, тем свободнее для лучей солнца доступ в дом и тем обильнее они туда проникают. Окнами для нашей души служат мысли: если ты шире раскроешь свои мысли, большее получишь благодеяние; если стеснишь доступ к твоей душе, скуднее будут для тебя дары благодати. Открой же свою душу, чтобы озарилась она полным сиянием благодати. «Мы же все, – говорит о себе апостол Павел, – открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображае мся в тот же образ от славы в славу» (2Кор. 3:18). По евангельскому рассказу один слепой был исцелен, но это событие должно служить уроком, благодаря которому у многих откроются духовные очи. «По вере твоей да будет тебе». Слепой, говорит дальше евангелист, «пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18:43), и Иисус не препятствовал ему.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.