Митр. Ф. Д. Московский ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ Священное МИРОПОМАЗАНИЕ И ВЕНЧАНИЕ ЦАРЯ


Бог предопределил Давида в Царя Своему народу, и, прежде нежели настало время исполнить в действительности это предопределение, Бог хощет возвестить о сем назначении Давиду и семейству его. Исполнителем этой воли Божией избирается пророк Самуил. Что же нужно было сделать для исполнения этого повеления Божия? Казалось бы, нужно было только пойти и сказать Давиду слово. Нужно ли еще какое-нибудь особенное действие, и какое именно? Чудесное ли, для удостоверения Давида? Но юный пророк Давид и без чуда поверил бы престарелому пророку Самуилу, который от юности своей всему Израилю известен был как истинный пророк Божий. Обрядовое ли нужно действие для торжественности? Но это казалось бы даже преждевременным, потому что это еще не действительное и торжественное воцарение Давида, а только тайное предвозвещение, которое во время самого события или исполнения служило бы удостоверением о воле Божией. Но что глаголет Господь Самуилу? «Наполни рог твой елея,... восстани и помажи Давида» (1 Цар., 16, 1, 12).
Если нельзя подумать, чтобы Бог соделал что-либо излишнее или безполезное, ибо так думать было бы богохуление, то надобно заключить, что помазание избранного Богом Царя было в этом случае благопотребно даже пред очами Божиими; а по сему уже одному нельзя не признать оного важным для человека.
Истина этого еще более открывается и дознается из непосредственного действия помазания над Давидом. Какого действия? Вот какого: «и помазал его Самуил... и почивал Дух Господень над Давидом от того дня, и после» (1Цар. 16, 13).
«Дух Божий ношашеся над Давидом». Какое высокое состояние! Без сомнения, оно было и весьма благотворно для Давида. Без сомнения, от носившегося над Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в его ум, чтоб просвещать его в познании того, что есть истинно, богоугодно и спасительно; и попадали в сердце его святые искры, чтоб воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам; и все существо его исполнялось вышнею силою, с которою он и трудные дела начинал с дерзновением и совершал с успехом. Ибо если бы наитие Духа Божия не ознаменовалось такими благотворными влияниями, то что могли бы значить, как могли бы сказаны быть эти слова: «ношашеся Дух Господень над Давидом с того дня, и после».
Несомненно, что с возлиянием елея на главу помазуемого соприсущно было наитие благодати Божией. Несомненно, что наитие всесвятого и всеосвящающего Духа Божия не было бездейственным.
Если же ветхозаветные священнообрядовые действия оказываются имеющими такую важность и силу, тогда как они были только «сень грядущих» (Кол. 2,17), то что должно нам, христианам, думать о духовно -таинственных священнодействиях Новозаветной Церкви Христовой, в которой живоносные токи Духа Святаго, обильно и торжественно излиявшегося на Апостолов, текут непрерывно и орошают все исполнение ее, «яко Иисус» уже «прославлен» (Ин. 7, 39)? Не больше ли еще важны, не более ли исполнены благодати сии учреждения? —Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение Православного Царского Величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: «вознесох избранного от людей Моих... елеем святым... помазах его; истина Моя и милость Моя с ним!» (Пс. 88, 20, 21, 25)

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.