СВЯТОЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ
Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог
И
поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв возлюбил, и
предначал волею. А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд,
или совершить дело, — сие благодать Господня дает возжелавшему и
уверовавшему. Посему, воля человеческая есть как бы существенное
условие. Если нет воли; сам Бог ничего не делает, хотя и может по
свободе Своей. Посему, совершение дела Духом зависит от воли человека.
Если
не обленимся и не дадим у себя пажитей безчинным порочным помыслам, но
волей своей привлечем ум, понуждая помыслы устремить ся к Господу, то,
без сомнения, Господь Своею волею придет к нам, и действительно соберет
нас к Себе, потому что все благоугождение и служение зависит от
помышлений. Поэтому старайся угождать Господу, всегда ожидая Его
внутренне, ища Его в помышлениях, побуждая и принуждая волю свою и
произволение свое к Нему непрестанно устремляться. Ибо в какой мере
собираешь ты ум свой к исканию Его, в такой и еще в большей мере
понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостью Своей прийти к
тебе и упокоить тебя. Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и
движения мыслей, взирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с
леностью ли, не с нерадением ли.
Божественная благодать, которая в
одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает
посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение.
Благодать
испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к
Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном
подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя
благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений»,
пока вся душа не будет объята благодатью.
Как младенец не умеет сам
себе помочь или позаботиться о себе, и смотрит только на матерь, и
плачет, пока сжалившись не возьмет его: так верные души надеются всегда
на единаго Господа, Ему восписывая всякую правду. …Хотя младенец ничего
не в силах делать, или не может на своих ногах идти к матери, однако же
он, ища матери, движется, кричит, плачет. И матерь сжаливается над ним;
она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее. И поелику младенец не
может идти к ней; то сама матерь, преодолеваемая любовью к младенцу, за
долгое его искание, подходит к нему и с великою нежностью берет, ласкает
и кормит его. Тоже делает и человеколюбивый Бог с душою, которая
приходит и взыскует Его. Но гораздо еще более, побуждаемый свойственною
Ему любовью и собственною Своею благостью, прилепляется Он к разумению
души, и, по Апостольскому слову, делается с нею един Дух (1 Кор. 6:7).
Ибо
когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее,
приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в
благодати Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое
срастворение, единый ум.
Оставить комментарий