КАК ПРЕКРАТИЛА БЫТЬ САРДИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ПРЦ), расколовшись на Филадельфийскую и на Лаодикийскую церкви

 


+ + +
ДИАГНОЗ СВЯЩМУЧ. ЕП. МАРКа Новоселов ИПЦ (в сокращении).

"...главный недуг церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви, чтобы быть исцеленным таким внешним средством, как апологетика. Недуг этот заключается в утрате православного самосознания и самочувствия и отступлении от Святоотеческих основ религиозной мысли и жизни. Этим недугом... поражены и представители Иерархии, ...и представители академической науки, и Пастыри, наипаче ученые. Естественно, духовная болезнь эта с вершин распространяется вширь и глубь церковного общества и народа...

...Глубочайшее Отступление от Православного мудрования я вижу в так называемом имяборчестве, т. е. в том мировоззрении, которое проведено было в известном послании Свят. Синода: "Всечестным братиям, во иночестве подвизающимся", опубликованном в мае 1913 года, и в приложенных к нему Докладах.

Еще больше огорчения и изумления вызывает отношение к данному наиважнейшему вопросу Всероссийского Церковного Собора в Москве. Как известно, Собор не доверился тому решению, которое изнес прежний Синод, и постановил подвергнуть вопрос о Имени Божием рассмотрению по существу. Чем руководился Собор, поступая так? Сознанием его значительности, не позволившим ему положиться на решение, данное Свят. Синодом? В таком случае, как же Собор, заседавший не один месяц и занимавшийся иногда самыми второстепенными вопросами, не нашел времени посвятить свои силы вопросу, выходившему, по его же мнению, за пределы компетенции Синода? Вернее, Собор, в подавляющем большинстве своих членов, БЫЛ ТАК ДАЛЕК от существа вопроса, так мало заинтересован в нем, что просто "сдал его в комиссию", чтобы спихнуть со своих плеч эту все же неприятную мелочь, из-за которой кто-то ссорится и безпокоит членов Собора своими заявлениями и обращениями. ...Кратко сказать, и Св. Синод и Всероссийский Церк. Собор оказались не на высоте вопроса, который выдвинут был Промыслом Божиим на Святой горе Афонской.

... я вижу в имяборчестве тот разрывающий подлинную связь с Богом религиозный субъективизм, который, ставя относительное на место безусловного, психологическое на место онтологического, естественно подтачивает корни богодейственной Христовой веры и Церкви и ведет неуклонно к неверию (в конечном счете к человекобожию и антихристовщине)...

Имяборческая стихия ОТРАВИЛА нашу богословскую школу, нашу иерархию, наше пастырство, и, естественно, ОТРАВЛЯЕТ все церковное общество. Плоды ОТРАВЛЕНИЯ у всех на глазах. ...Ведь только слепой... не видит того растления, которое проникло в нашу Церковную жизнь и которое является плодом давнишнего практического имяборчества, в последнее время Святейшим и Патриаршим Синодами закрепленного теоретически, в учении. Протестантский (в конечном счете, повторяю, человекобожнический) принцип религиозного субъективизма предлагается нам официально, как норма духовной жизни. ...Уже нет "Стражей Израилевых" (каковыми являются настоящие Архипастыри Божии в Духе Святе - прим.), которые направляли бы жизнь по общецерковному руслу. Никто деятельно не озабочен сохранением единства веры, ибо сознание этого единства утрачено кормчими Церкви, которые сами плывут вне церковного русла, куда несет их волна религиозной анархии. И какой бутафорией является в наши дни "Торжество Православия", это помпезное провозглашение единства исповедуемой будто бы нами веры "Апостольской, отеческой, кафолической, яже всю вселенную утверди"! Когда я присутствовал на этом величественном Церковном Празднике в текущем году и слушал громогласную Анафему патриаршего архидиакона, мне казалось, что всею силою она обрушивается не на отсутствующих еретиков и большевиков, а на присутствующих иерархов-имяборцев. И я с полной серьезностью отношу к ним же страшное пророчество преп. Серафима, изреченное им сто лет тому назад: —"Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, царствия небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут "учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня"".
--Не пришел ли уже этот предсказанный Преподобным гнев Божий на нашу иерархию, а вместе с нею на всю нашу Русскую Церковь за "уклонение от чистоты православия"!? Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несет тяжелые удары, начиная с первых дней Революции? Не эта ли хула является причиной того безсилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся наши правящие Иерархи, сами сознающиеся в этой параличности, хотя и не сознающие, кажется, причины ее? Словесное стадо разбредается и разбегается в разные стороны, увлекаемое "в научения различна и странна", а кормчие Церкви, словно богаделенские старички, только поглядывают из окон своей богадельни на словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и животворящей Истины Православия предлагаются многообразные суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной лжеэстетики, а в последнее время "социалистическое христианство". Я сказал: "поглядывают". Нет, не только поглядывают, но и принимают иногда прямое или косвенное участие в культивировании этих суррогатов. А если так, то зачем им богодейственное, непобедимое и страшное Имя Божие, которое нужно и близко, и дорого и опытно понятно лишь тем, для кого христианство есть "великая тайна" претворения ветхого человека в новую тварь, обожение человека через боговселение, подаваемое чудотворящим Именем Иисусовым, таинственно вселяющимся в сердце человеческое? Дорогой NN! Говорю Вам, как другу и брату о Господе: вникните в этот великий спор о Имени Божием, который Вы до сих пор обходили, словно боясь обжечься. ...Но, конечно, Вы ничего не увидите, если будете подходить к вопросу с общемиссионерскими приемами, а не со страхом Божиим, этим началом премудрости. Поверьте, что этот вопрос несоизмеримо важнее всех, поднятых на Всерос. Церк. Соборе и поднимаемых на теперешнем Высшем Церковном Управлении. В правильном решении его сокрыто наше религиозное будущее...

Странно и, пожалуй, страшно сказать, что спасают нашу Церковь, святыню нашего сердца, не Собор, не Высшее Церковное Управление, а сильный Социалистический пресс (если точнее Красный Террор - прим.), выжимающий, говоря языком Апокалипсиса, из теперешней умирающей (Апок. 3:1) Церкви Сардийской верную ("сохраняющую слово Христово и не отрекающуюся от Имени Христова", 3:8) Филадельфийскую и отжимающий на сторону "теплохладную, нищую, слепую и нагую" Лаодикийскую ("народоправческую" — христианско-социалистическую) Ап. 3:15,17.

Да сохранит нас Господь от сообщения с Лаодикией и да вселит в шатры Филадельфийские ("братолюбивые"), не многолюдные, но "хранящие слово Господне и не отрекающиеся от Имени Его" (Апок. 3:8)...

М.А. Новоселов Письма к друзьям

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Живая природа Церкви Христовой до сих пор остается непознанной для большинства мнящих себя православными - за 7-ю запорами. Не могут, не дает Бог, или не хотят уяснить что церковное сообщество любое по величине (Латины, Копты, Сирийцы, армяне, МП РПЦ итд), как всякий живой организм, может отпасть от Бога, лишиться Духа Святого по грехам, впасть в ересь или антихристовщину, лишиться благодати, духовно умереть, превратиться в свою противоположность - в секту, в раскол, как это происходило сотни раз в Истории Восточной Церкви... Любая Поместная Церковь может остаться без высшего Духовенства, если то само отпадет от Бога нечестием...и в таком случае - единственный выход выйти от них, чтобы остаться со Христом и не лишиться Его благоволения.

Комментарии