Преподобный Симеонъ Новый Богословъ — "Кто же спасется?"
"Итакъ, кто же спасется? Никто изъ тѣхъ, кто не подъемлетъ достодолжно соотвѣтственнаго сему труда и подвига, хотя говорятъ всѣ, что хотятъ спастися. Всё равно это, какъ, скажемъ для примѣра, если бъ кто захотѣлъ быть богатымъ и пріобрѣсти много золота, серебра, драгоцѣнныхъ камней и маргаритовъ безъ всякаго труда и пота и безъ всякихъ заботъ, что было бы невозможно. Итакъ, тѣ, которые говорятъ, что хотятъ спастися, а между тѣмъ не хотятъ потрудиться душою и тѣломъ для своего спасенія въ должномъ направленіи и съ надлежащими усилями, какъ могутъ спастися? Но даже и тѣ, кто имѣютъ ревность трудиться по дѣлу спасенія и словомъ, и дѣломъ, и желаютъ того отъ всей души, не могутъ спастися, если этого ждутъ отъ однихъ лишь трудовъ своихъ. Ибо какъ тѣ, которые думаютъ спастися безъ труда и усилій, не спасутся, такъ какъ спасеніе не бываетъ безъ труда, такъ точно и тѣ, которые чаютъ устроить спасеніе своимъ умомъ и своими силами, не могутъ спастись, ибо спасеніе не утверждается на разумѣ и силахъ того, кто желаетъ спастися, а есть неизреченная милость Божія во Христѣ Іисусѣ. Инъ есть получающій спасеніе и инъ дающій его. Самъ Богъ говоритъ: нѣсть развѣ Мѣнѣ спасаяй (Ис.43:11). И Апостолъ Павелъ прилагаетъ: еже хотети прилежитъ ми, а еже содѣяти доброе, не обрѣтаю (Рим.7:18). Скажи же намъ, Павлѣ преблаженне, какъ послѣ сего можно спастися? Отвѣчаетъ Апостолъ, говоря: благодарю Бога моего Іисусъ Христомъ. Законъ духа жизни о Христѣ Іисусѣ свободилъ мя есть отъ закона грѣховнаго и смерти (Рим.8:2). Отсюда открывается, что спасеніе наше не утверждается на собственной нашей силѣ, но покоится и утверждается на милости Божіей во Христѣ Іисусѣ. И благодареніе Богу, что, по великой любви Своей къ человѣку, и такое хотѣніе человѣка смѣсилъ Онъ съ немощію, чтобъ не могъ человѣкъ, если бъ и хотѣлъ, содевать доброе, при всёмъ трудѣ своемъ надъ тѣмъ, дабы такимъ образомъ избѣжать ему самого слѣда гордыни, которая есть первый грѣхъ, источникъ и корень всякаго зла, и причина паденія человѣческаго естества. Богъ укрѣпляетъ наше хотѣніе въ томъ, чтобъ мы хотѣли собственной Его совершенной воли, и такимъ образомъ отстраняетъ всякій поводъ къ гордынѣ и заглаждаетъ всякій слѣдъ ея.
Можетъ быть, спроситъ кто: что же теперь при подобной немощи остается дѣлать человѣку самому отъ себя, чтобы спастися если даже самое хотѣніе наше имѣетъ нужду въ божественной помощи, что же ожидать отъ него? – Вотъ что остается на долю человѣка:
1) Выслушать слово о спасеніи своемъ, возжелать его и познать Того, Кто можетъ спасти его. О прочемъ же отъ всей души и безъ всякаго размышленія да проситъ Бога, могущаго спасти его, сохранить цѣла до конца и довесть до совершенства, – Его, говорю, да проситъ даровать сіе ему, положившему доброе начало и возжелавшему пріять, да проситъ сподобить его слышанія слова Божія и всего относящагося ко спасенію, и за тѣмъ пусть не престаетъ умолять Бога, пока не улучитъ желаемаго, то есть спасенія своего. Ибо то первое самое есть дарованіе, какое подаетъ Богъ, чтобъ сподобиться услышать кого-либо, кто бы возвѣстилъ о спасеніи. Проповѣдники посылаются, чтобъ проповѣдать тѣмъ, которые не вѣдаютъ истины. И то воистину есть даръ Святаго Бога, что ОНЪ ПОСЫЛАЕТЪ ПРОПОВѢДНИКОВЪ.
2) Второе дарованіе есть, чтобъ услышавшій проповѣдниковъ спасенія послушался ихъ; такое послушаніе естественно людямъ, когда слышатъ истину. Оно изначально вложено въ нихъ Богомъ; почему Христосъ Господь великую приложилъ угрозу тѣмъ, тѣмъ которые не послушаются Евангелія, говоря Своимъ Ученикамъ: которые не примутъ васъ и не послушаютъ васъ, отраднѣе будетъ землѣ Содомской и Гоморрской, нежели имъ (Мѳ.10:15; Мк.6:11). Послушаніе истинѣ есть отличительное свойство РАЗУМНОЙ ПРИРОДЫ.
3) Третье дарованіе Божіе есть мысленный свѣтъ, который пріемлютъ наипаче новопросвѣщенные. Ибо коль скоро кто, услышавъ проповѣдь о спасеніи, послушается её, то явно, что онъ уже возжелалъ улучить спасеніе, но не видѣлъ еще благообразія и красоты его; для сего потребно, чтобы Божественный свѣтъ таинственно осѣнилъ его мысли и помышленія свыше. И сей свѣтъ мысленно просвѣщаетъ очи души и явно представляетъ ей слѣдующія двѣ вещи – благообразіе спасенія и срамоту грѣшника, поколику онъ грѣшникъ есть, хотя уже взыскалъ спасенія.
Послѣ же сего что бываетъ? Поначалу душа, пока полагаетъ основаніе возжеланію спасенія своего, имѣетъ волю еще слабую, лѣнивую, безсильную на то, чтобъ всецѣло возжелать спасенія своего, то, восчувствовавъ такую слабость и лѣность воли своей, она взыскиваетъ силы отъ Бога, чтобъ Онъ укрѣпилъ волю ея и далъ ей всецѣло возжелать спасенія. Тогда же познаетъ она во истинѣ, сколь молитва ея бѣдна и слаба и, какъ трость, колеблется противными духами, то есть демонами. Почему послѣ того, какъ воля ея укрѣплена бываетъ Богомъ, первымъ дѣломъ имѣетъ она трудиться и подвизаться въ томъ, чтобъ умолить Бога ниспослать ей даръ молитвы, да будетъ молитва ея всегда движима Духомъ Святымъ. Когда же сподобится она и этого дара, тогда ходатайствовать о ней воздыханіями неизглаголанными начинаетъ уже сей Духъ Святой, посѣтившій душу, взывая: Авва Отче, такъ, однако жъ, что сей гласъ Духа Святаго бываетъ собственнымъ гласомъ тѣхъ, которые воспріяли Святаго Духа. Сѣю-то благодатною молитвою взращаются въ душѣ духовные плоды, то есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе.
4) Таковъ чинъ спасаемыхъ! И кто не послѣдуетъ сему чину, тотъ будетъ блуждать помышленіями въ горахъ и пустыняхъ своего обольщеннаго воображенія, и въ мѣстахъ, которыя никогда не посѣщаетъ Христосъ, и тщетно, въ пустую протрудится и прозлостраждетъ во всёмъ, что ни подыметъ спасенія ради своего. Вѣдь спасеніе наше всё содѣвается силою Господа нашего Іисуса Христа. Того ради и называется Онъ Царь и Господь, что царствуетъ и господствуетъ во всякомъ, кто вѣруетъ въ Него, благодатію Духа Святаго, и какъ Царь и Господь вѣрныхъ Своихъ, содеваетъ въ нихъ и чрезъ нихъ что Ему благоугодно, бывая для тѣхъ, кои предаютъ себя безъ остатка Его царству и господству, путеводителемъ, правителемъ, учителемъ, пестуномъ, предстателемъ, помощникомъ, избавителемъ отъ всякаго грѣха. Если же и думаютъ нѣкоторые, что они дѣлаютъ что-либо доброе безъ Христа, то они ложь суть, и тогда только станутъ истиною, когда восцарствуетъ въ нихъ Христосъ. Когда Пилатъ спросилъ Христа Господа: царь ли еси Ты? Онъ отвѣтилъ ему: Азъ на сіе родихся, и на сіе пріидохъ въ міръ, да свидѣтельствую истину. Пилатъ спросилъ: что есть истина? Но Господь не отвѣтилъ ему (Ін.18:37–38), зная, что Пилатъ не могъ вмѣстить слова Его и увѣровать въ Его сокровенное таинство, то есть въ то, что надлежитъ Христу царствовать въ каждомъ человѣкѣ, такъ какъ инымъ способомъ невозможно опять возсіять въ каждомъ знаменіямъ разумнаго достоинства, какое даровалъ Богъ человѣческому естеству въ твореніи, и истреблену быть НЕРАЗУМІЮ, какое по причинѣ грѣха вошло въ родъ человѣческій, въ противность естеству, и такъ въ немъ усилилось, что кажется, будто оно есть по естеству. Невозможно освободиться намъ ОТЪ НЕРАЗУМІЯ, если не воцарится въ насъ Сынъ Божій и Слово Божіе, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, благодатію Святаго Духа. И сіе-то есть истина, которую пришелъ Господь засвидѣтельствовать. Если не восцарствуетъ въ насъ Христосъ, то невозможно, чтобъ въ насъ, собственными нашими средствами и усиліями, было что-либо благоугодное Ему, но мы будемъ всегда обладаемы врагомъ рода человѣческаго, діаволомъ, не чувствуя и не понимая того. Гдѣ царствуетъ Богъ, тамъ нѣтъ рабства діаволу, но всё служеніе единому Богу. Кто не знаетъ, что Богъ, Творецъ неба и земли и всей видимой и невидимой твари, есть Царь всѣхъ твореній, воззванныхъ Имъ изъ небытія въ бытіе? Богъ и Отецъ собственнаго Слова и Сына, Господа нашего Іисуса Христа и Бога, Имже всё сотворилъ Онъ во Святомъ Своемъ Духѣ, Сей, говорю, Отецъ чрезъ Сына Своего во Святомъ Духѣ царствуетъ надъ всѣми тварями Своими. Сіе единое Божество – Отецъ и Сынъ и Духъ Святой, триѵпостасное, совѣчное, собезначальное и единосущное, царствуетъ и властвуетъ надъ небомъ, солнцемъ, луною, звѣздами, воздухомъ, землею и моремъ и всѣмъ, что въ нихъ, надъ Ангелами и человѣками, хотятъ ли они того, или не хотятъ, потому что Царь и Господь всего – одинъ Богъ.
Богъ, будучи Царемъ всѣхъ тварей, надъ одними людьми хочетъ царствовать по волѣ ихъ, какъ и надъ Ангелами царствуетъ по волѣ ихъ. И если люди не хотятъ, чтобъ Богъ царствовалъ надъ ними, то Онъ не дѣлаетъ имъ въ этомъ насилія, чтобъ не отнять у нихъ чрезъ то самовластнаго произволенія, ибо какъ возможно быть твари разумною, если она не имѣетъ своей воли? По сей причинѣ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ и Богъ, содѣлавшись человѣкомъ, однороднымъ съ нами, и Учителемъ, убѣждаетъ соестественныхъ братій Своихъ: ищите прежде Царствія Божія и правды его, чтобъ восцарствовать надъ ними ПО ВОЛѢ ИХЪ. Какъ только войдетъ Царствіе Божіе въ разумное естество, тотчасъ преисполняетъ его всякою правдою и добродѣтелію. Почему будемъ всегда молиться Богу: да пріидетъ Царствіе Твое, да будетъ воля Твоя. Сего хощетъ Богъ, для сего содѣлался Онъ человѣкомъ, въ этомъ первый предметъ проповѣди и начало Евангелія. Это и значатъ слова: приближися царствіе небесное, коими началось Евангеліе. И если душа не восчувствуетъ, что Царствіе Божіе пришло въ нея и воцарилось въ ней, нѣтъ ей надежды спасенія.
Аминь".
Прим.: Многихъ одержитъ иллюзія, что скоро придетъ самъ собою (непонятно чьей милостью и не ясно откуда и за что?) нѣкій Царь и всё за насъ сдѣлаетъ само собой - исправитъ бытъ и выгонитъ враговъ. Уже многіе Бѣлогвардейцы сто лѣтъ тому назадъ поняли простую истину, что Монарха и благословеннаго Самодержавія надо удостоиться и заслужить его благочестіемъ и исканіемъ правды Божіей. Самодержавіе не самодостаточная величина оторванная отъ истиннаго Православія. Пока мы не станемъ добрыми настоящими христіанами, намъ не на что разсчитывать. Будущаго у насъ нѣтъ. Нашъ удѣлъ быть всѣмъ очипированными (ахъ, простите, уколотыми жыдовской жижой)... и въ этомъ рабскомъ позорномъ состояніи сойти въ преисподнюю земли подъ бѣсовскій хохотъ.
Оставить комментарий