Преп. Ефремъ Сиринъ — "Похвала мученикамъ"
Какъ же восхвалю васъ, совершенные христоносцы, или какъ наименую васъ, славные и блаженные? Кто будетъ въ состояніи изречь похвалу вашей вѣрѣ? Сколько ни мучили беззаконные служители тѣла преподобныхъ, – не видѣли ихъ печальными и унылыми, какими должны быть терпящіе истязанія; напротивъ, видѣли святыхъ въ великой радости. Спокойны и веселы были они среди мукъ.
А мы, братія, въ оный Страшный день Суда, какое будемъ имѣть оправданіе передъ Богомъ, что и безъ гоненія и безъ всякой скорби столь вознерадѣли о любви къ Богу и о своей жизни? Мученики въ скорбяхъ, въ искушеніяхъ, въ истязаніяхъ, въ страшныхъ мукахъ любили Бога всей душой; искушенія и тяжкіе истязанія не могли отлучить ихъ отъ любви Божіей; а мы, живя въ покоѣ и нѣгѣ, не любимъ Бога, благого Владыку. Что же будемъ дѣлать, когда тамъ, передъ престоломъ Судіи, въ оный трепетный день, побѣдоносные мученики съ великимъ дерзновеніемъ будутъ показывать струпы язвъ и мучительныхъ казней? Что покажемъ мы тамъ, братія? Какіе заслуги? Любовь ли къ Богу, вѣру ли въ Него? Отчужденіе ли отъ всего земнаго? Или безстрастіе? Или безмолвіе? Или кротость? Милостыню ли? Или цѣломудренное сокрушеніе? Бѣдность ли? Или слезы? Блаженъ, кто имѣетъ этѣ заслуги, потому что будетъ тамъ сопричастникомъ мучениковъ; не извергнутъ его изъ чертога свѣта, и ради такихъ заслугъ несомнѣнно возымѣетъ онъ то же дерзновеніе передъ Христомъ и передъ Ангелами Его.
Побѣдоносные мученики, добровольно претерпѣвшіе скорби изъ любви къ Богу и Спасителю и имѣющіе дерзновеніе передъ Самимъ Владыкой, ходатайствуйте, о святые, за насъ, разслабленныхъ и грѣшныхъ, и исполненныхъ лѣности, – да пріидетъ на насъ благодать Христова и просвѣтитъ сердца всѣхъ лѣнивыхъ, чтобы возлюбить намъ Господа. Вы – истинно блаженны и славны. И Ангелы и человѣки ублажаютъ васъ.
Врагъ человѣчества увидѣлъ, какъ отважно и безбоязненно вступаете вы въ борьбу, вовсе не имѣя въ сердцѣ страха передъ угрожающими истязаніями и искушеніями, – и изнемогла крѣпость лукавства его. Поскольку же преодолѣвали вы всѣ истязанія его, то предпринялъ врагъ попытку страхомъ меча привести въ боязнь ваше мужество, чтобы отреклись вы отъ Христа, всегда вожделѣннаго душамъ боящихся Его. И не зналъ онъ, жалкій, что мечъ его изъ выи святыхъ подвижниковъ изводитъ обильные источники кровей, и въ этихъ-то потокахъ кровей святыхъ самъ онъ погибаетъ. Однако же со стыдомъ сказалъ силамъ своимъ: «Боюсь и робѣю этой крови, струящейся изъ выи закалаемыхъ за имя Іисуса Назарянина, потому что другъ друга убѣждаютъ они умереть за Него. Омрачила меня дымящаяся кровь ихъ. Уже не въ силахъ я одного часа или даже мгновенія противостоять единодушію Учениковъ Христовыхъ. Для меня гораздо лучше было бы не воздвигать на нихъ царей мучителей. Ибо вотъ, повсюду преслѣдуетъ меня кровь ихъ. Воня (благоуханіе) этой крови разслабляетъ мои силы. Не могу никакъ и приблизиться къ тому мѣсту, гдѣ есть кости учениковъ Іисусовыхъ».
Видите ли, братія, какое божественное согласіе? Видите ли, возлюбленные, какая любовь по Богу, подкрѣпляющая въ трудахъ собственные члены свои? Святые мученики, вступившіе въ единый подвигъ, утѣшали другъ друга и всегда ободряли малодушныхъ, чтобы и самые рабы съ радостью искали себѣ одного съ ними вѣнца. А мы, лукавые, завидуя другъ другу, другъ друга поѣдаемъ, другъ друга угрызаемъ изъ-за жестокости лукавства своего. Приди же, и будь Ученикомъ святыхъ Мучениковъ! Если хочешь учиться, – и для тебя будутъ они добрыми учителями, и научишься у нихъ прекрасному безстрастію, совершенной вѣрѣ, любви къ Богу, великой сострадательности и вожделѣнію будущихъ благъ. Они Божіей силой и совершенной вѣрой вышли побѣдителями изъ пылающаго костра, а ты препобеждай всегда пламенѣющее злое пожеланіе. Они терпѣніемъ и упованіемъ на Христа побѣдоносно перемогли всѣ истязанія, и ты также цѣломудріемъ и благочестивымъ помысломъ препобеждай всѣ позорныя страсти. Они кротостью и великодушіемъ побѣдили мучителей, и ты препобеждай мучительства гнѣва. Они явно сдѣлались мучениками, а ты втайнѣ всегда будь совершеннымъ мученикомъ. Они съ дерзновеніемъ совершили подвигъ свой, и ты совершай сокровенный свой подвигъ, чтобы и въ день воздаянія съ ними тебѣ принять вѣнецъ и стать сонаслѣдникомъ ихъ въ Царствіи, радуясь во вѣкъ вѣка.
Прим.: Будь у насъ хоть одинъ Старецъ стяжавшій Святаго Духа въ такой полноте, какъ преп. Ефремъ ситуація въ странѣ могла бы измѣниться къ лучшему даже въ не нашей Эрефіи... Къ несчастью у насъ 37 000 капищъ злочестивого моспатріархата, сквернящихъ воздухи поруганнаго Отечества. Хорошаго ждать не приходится. ф
Оставить комментарий