Двѣ бесѣды о. Іоанна Кронштадтскаго съ пастырями


"Въ 1901 г. Преосвященный ​Назарій​ епископъ Нижегородскій, воспользовавшись кратковременнымъ пріѣздомъ отца Іоанна, собралъ городскихъ священниковъ въ своихъ покояхъ и просилъ о. Іоанна побесѣдовать съ ними.


Войдя вмѣстѣ съ владыкой въ залъ и низко кланяясь собравшемуся духовенству, о. Іоаннъ сказалъ: «Здравствуйте, ​досточтимые​ отцы и ​братіе​, сопастыри!».


Передъ нами стоялъ - пишетъ одинъ изъ участниковъ собесѣдованія - благообразный старецъ. Лицо его ясное и открытое, пріятно и сердечно улыбающееся, благодушно-мирное, благодатное лицо. ​Свѣтлые​, ​довѣрчивые​, ​ласковые​ глаза, твердая и увѣренная ​рѣчь​ привлекли наше общее вниманіе Въ о. Іоаннѣ нѣтъ ничего болѣзненно-​нервнаго​ и никакого электричества или магнетизма, которыми - какъ говорили и даже писали - онъ будто бы сильно дѣйствуетъ и исцѣляетъ больныхъ. Это самый покойный, ровный, жизнерадостный, смиренный и предупредительный служитель Христовъ. Онъ говорилъ съ нами сидя, опустивъ голову. ​Рѣчь​ о. Іоанна не блещетъ сравненіями и вообще риторическими украшеніями. Простая, искренняя, но настолько сильная ​вѣрой​ и убѣжденіемъ, что къ ​нему​ вполнѣ приложимы слова св. Апостола Павла: «проповѣдь моя не въ ​препретельныхъ​ человѣческой мудрости ​словесехъ​, но въ явленіи духа и силы».


Представивъ насъ о. Іоанну, владыка просилъ его подѣлиться съ пастырями своимъ многолѣтнимъ пастырскимъ опытомъ, поучить насъ, какъ и чѣмъ можно благотворно воздѣйствовать на сердца пасомыхъ въ дѣлахъ ​вѣры​ и нравственности. Внимательно выслушавъ Преосвященнаго, о. Іоаннъ сказалъ приблизительно слѣдующее:


«​Досточтимые​ отцы и ​братіе​, сопастыри! Вы сами - какъ вижу - люди, ​украшенные​ сѣдинами, значитъ, сами богаты опытомъ жизни. Мнѣ васъ нечему учить. Но такъ какъ вы спрашиваете меня, какъ я достигаю благотворнаго дѣйствія на сердца людей, то я вамъ скажу. Я стараюсь быть искреннимъ пастыремъ не только на словахъ, но и на дѣлѣ, - въ жизни. Поэтому я строго слѣжу за собою, за своимъ душевнымъ ​миромъ​, за своимъ внутреннимъ дѣланіемъ. Я даже веду дневникъ, гдѣ записываю свои уклоненія отъ Закона Божія; повѣряю себя и стараюсь исправляться. Я цѣлый день въ дѣлахъ, съ утра и до ​поздней​ ночи.


Свое пастырское служеніе я совершаю не только въ Кронштадтѣ, но приходится часто путешествовать для этого по разнымъ мѣстамъ Россіи. Меня осаждаютъ каждый день просьбами, такъ что иногда мнѣ тяжело и не хочется, но я дѣлаю, стараюсь удовлетворить всѣхъ просителей. Гдѣ бы я ни былъ, а особенно въ Кронштадтѣ, я каждодневно самъ совершаю литургію и искренно, сердечно - усердно и благоговѣйно приношу святую безкровную жертву Богу о грѣхахъ своихъ и всѣхъ православныхъ христіанъ. Молящіеся видятъ и чувствуютъ мое ​искреннее​, благоговѣйное служеніе и сами проникаются святыми чувствами и молятся усердно. За каждой Воскресной Литургіей я проповѣдую живое Слово Божіе. Въ моихъ поученіяхъ изображается моя внутренняя жизнь, моя душа; я безпощадно караю грѣхи, пороки и страсти ​человѣческія​, обличаю заблужденія сектантовъ и раскольниковъ. Благодареніе Богу - я вамъ вижу плоды своихъ пастырскихъ трудовъ.


Въ Андреевскомъ Соборѣ, а онъ большой, народу бываетъ тысячъ до пяти, и ​всё​ это множество слушаетъ меня, какъ одинъ человѣкъ, никакого шума, толкотни: глаза всѣхъ устремлены на меня. Когда я выхожу изъ храма, меня съ любовью окружаетъ народъ, ​всѣ​ съ сіяющими лицами, у всѣхъ видно благодатно-радостное настроеніе.


​Всё​ это - плоды моей молитвы и проповѣди. Извините меня, ​досточтимые​ пастыри, что я говорю такъ о себѣ. Боже, сохрани меня, чтобы я говорилъ это для самохваленія: Боже, упаси! Нѣтъ, не я ​всё​ это дѣлаю, а благодать Божія, почивающая на мнѣ - священникѣ...


Меня часто приглашаютъ для молитвы въ ​богатые​ и ​знатные​ дома, гдѣ много жертвуютъ. Этими средствами я дѣлюсь съ нищетою, которой такъ много стало въ наше время. Я посылаю свои лепты въ учрежденія и въ ​бѣдныя​ церкви, дѣлюсь съ ​собратіями​ - пастырями и вообще бѣдными людьми. Кромѣ того мой довѣренный ежедневно подаетъ изъ моихъ средствъ тысячѣ бѣдняковъ на хлѣбъ. Но я долженъ сказать, что я не всѣмъ подаю: пьяницамъ, вообще кто надѣется только на свои ноги, попрошайничаетъ, - такимъ я не подаю.


Ко мнѣ часто приносятъ больныхъ, такъ называемыхъ бѣсноватыхъ, и просятъ, чтобы я помолился о нихъ. Въ этихъ случаяхъ я дѣйствую простотою своей ​вѣры​. Обыкновенно ​подобные​ ​больные​ очень безпокойны. Когда ихъ приводятъ ко мнѣ, то ​они​ плюются, пинаются; и при томъ всегда, какъ замѣчено мною, закрываютъ свои глаза. Но я приказываю открыть глаза. И такъ какъ больной не открываетъ, то я настойчиво требую: «открой глаза!» и при этомъ самъ устремляю на него свой взоръ. Больной, наконецъ, открываетъ глаза, а я, смотря ему въ глаза, говорю: «Именемъ Господа нашего Іисуса Христа запрещаю тебѣ, духъ нечистый, выйди изъ него!» и благословляю больного. Больной успокоится, начинаетъ молиться, и я пріобщаю его.


О, ​братіе​! Намъ много дано отъ Господа Бога благодати и если мы сохранимъ этотъ даръ Божій, то мы непобѣдимы.


Вотъ, ​досточтимые​ сопастыри, такъ я служу для славы Божіей, для прославленія Церкви Христовой и распространенія ​вѣры​ православной. ​Всё​ это говорю вамъ искренно, какъ сопастырямъ и по вашему желанію, для пользы пастырскаго служенія Святой Церкви и отечества нашего».


Бесѣда продолжалась около двухъ часовъ. А мы готовы были, кажется, всю ночь слушать благодатное слово. Прощаясь со всѣми нами о. Іоаннъ расцѣловался, говоря: «​Святяй​ и ​освящаеміи​ - отъ Единаго ​вси​. Дадимъ, ​досточтимые​ сопастыри, другъ другу братское лобзаніе». 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.