ВВЕДЕНИЕ НОВОГО СТИЛЯ В ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ
16 августа 1923 года
посланием от этого числа Патриарх Тихон благословляет ФПЦ на введение
нового стиля у себя с октября 1923 года, с некоторыми изменениями
григорианской Пасхалии.
1-го ноября 1923 года после
службы в соборе игумен Павлин с амвона прочитал послание епископа
Серафима, в котором говорилось о том, что Патриарх Константинопольский
Мелетий и Святейший Тихон, Патриарх Московский благословили Валаамской
обители перейти на новый стиль.
В 1917 году 3-6 (16-19) октября в
Валаамском монастыре состоялся съезд духовенства и мирян, на котором
обсуждался вопрос о введении нового стиля. На съезде приняли решение,
что в целях удержания православных от перехода в лютеранство в принципе
возможен переход к празднованию всех праздников по новому стилю, если
того желают две трети прихода.
11 февраля 1921 года Святейший
Патриарх Тихон дарует Финляндской Православной Церкви автономию. В июле
1923 года в Константинополь к Патриарху Мелетию от правительства
прибывает делегация с просьбой даровать Финляндской Православной Церкви
автокефалию. В автокефалии делегатам было отказано, но Патриарх Мелетий
принимает ФПЦ в каноническое единение с Вселенским Патриаршим Престолом,
благословляет переход на новый стиль и посвящает протоиерея Германа
Аава викарным епископом Финляндии. 16 августа 1923 года посланием от
этого числа Патриарх Тихон благословляет ФПЦ на введение нового стиля у
себя с октября 1923 года, с некоторыми изменениями григорианской
Пасхалии.
1-го ноября 1923 года после службы в соборе игумен
Павлин с амвона прочитал послание епископа Серафима, в котором
говорилось о том, что Патриарх Константинопольский Мелетий и Святейший
Тихон, Патриарх Московский благословили Валаамской обители перейти на
новый стиль. Прочитав послание, игумен Павлин сказал: „Итак, отцы святии
и братия, к только что прочитанному распоряжению и благословению о
введении нового стиля я должен сказал следующее: все мы чтим и любим
Святейшего Патриарха Тихона, как главу нашей Святой Православной Церкви,
исповедника и строгого блюстителя святого Православия, готового душу
свою положить за истину, несомненно хорошо знающего каноны и правила
святых апостолов и Вселенских Соборов. И вот этот Первостоятель нашей
Православной церкви, имея все вышеизложенное в виду, благословил перейти
на новый стиль; поэтому примем это распоряжение и благословение Высшей
Церковной власти без смущения с мирным душевным устроением и явим свое
повиновение этой высшей власти, так как никакой погрешности в переходе
на новый стиль нет; те же, которые упорствуют и говорят, что переходом
на новый стиль нарушаются каноны, да убоятся сказанного: „Аще и Церковь
преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь“. Да не будет между нами ни
старостильников или новостильников. Да не будет между нами распрей и
раздоров по этому поводу! Все мы сюда собрались для спасения, для
содевания же спасения необходимо мирное душевное устроение; т.е.
необходимо иметь мир со всею братиею; раздоры же, злоба, ненависть,
зависть, осуждение и тому подобное плохие помощники в деле спасения и
все наши подвиги и лишения обратятся в наше осуждение, если мы не будем
иметь братской любви. Мир имейте и святыню во страхе Божии, сказал
Апостол, кроме сих никто же узрит Господа. Бог мира да будет со всеми
нами. Аминь“.
Большинство братства пришло в сильное волнение. Для
умиротворения братства в монастырь приехал архиепископ Серафим. В
Спасо-Преображенском соборе собралась вся братия, и владыка обстоятельно
изложил историю введения нового стиля. При этом он добавил, что на
переход на новый стиль он имеет распоряжение Вселенского Патриарха и
благословение Российского Патриарха Тихона от 16-го августа текущего
1923 года. Речь владыки неоднократно прерывалась слушателями, а
некоторые из присутствовавших открыто высказывали ему свое недоверие,
что очень возмущало владыку.
В 1924 году раскол между братией
усугубился. Следующей вехой валаамской трагедии стал приезд в обитель
представителя Константинопольской Патриархии митрополита Германоса.
Половина братии не присутствовала на службе, считая совершение ее по
новому стилю нарушением канонов.
„Мне довелось быть свидетелем
того печального момента, – из воспоминаний архимандрита Афанасия
(Нечаева), – когда нарушилось на Валааме единство церковной жизни, и
братия монастырская, подобно дереву, расщепленному грозой, распалась на
две группы… А случилось следующее: неожиданно для всех приехал на Валаам
из Лондона греческий Митрополит Германос – представитель
Константинопольского Патриарха в Западной Европе (устанавливать новый
календарный стиль). Часть монахов с духовником отцом Михаилом и
Наместником отцом Иоасафом во главе отказалась с ними сослужить… Я
только один раз видел за это время своего духовника отца Михаила – не
хотел докучать ему собою, зная, какую ответственную роль играет он в
этом вопросе. И он сказал мне лишь одну фразу, но твердо и решительно:
„Нам святые каноны не позволяют быть с нарушителями их“. И почувствовал
я, это у него непреложное…“.
В 1925–1926 гг. за верность старому
стилю из монастыря были исключены 42 монашествующих. Участь
монахов-изгнанников была разной. Одни из них, оказавшись на территории
Сербии, Германии, Франции, США и Марокко, привнесли в монастырскую жизнь
этих стран традиции своей древней обители20. Других отправили в СССР. В
числе высланных с острова были исповедник иеромонах Арефа (Митренин) и
преподобномученик монах Таврион (Толоконцев). Оба служили на Валаамском
подворье в Москве. Отец Арефа, покинув в октябре 1926 г. Валаам,
поселился в Ленинграде на Васильевском острове при Валаамской часовне.
День 18 февраля 1932 г. стал трагическим для 318 монахов и монахинь из
разных монастырей, в том числе для девяти насельников Валаамского
подворья. Среди арестованных были иеромонахи Арефа и Патрикий (Петров).
К
1925 году в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70
иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали
лес. В основном, это были православные карелы, по обычаю приходившие
перед женитьбой помолиться на Валаам и потрудиться в пользу обители.
Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и
образовавших свою „монашескую общину“. Постепенно приходилось закрывать
скиты. Оставались только Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Под давлением анти власти п. Тихон Б. шел на все изменения, вводимые
ими, ради ломки привычных устоявшихся порядков и что более важно и
страшно - в нарушение незыблемых Церковных Канонов - этих актов Божьей
воли. Спасение от всех этих беззаконий сатанократии, шло только снизу.
Народ протестовал, и тогда Тихон говорил "товарищам" в кожанках: я бы и
рад поступить, как вы хотите, но как видите, народ сему противится, и
они отыгрывали все назад. Вот почему многие твердые в вере Архиереи
(такие как арх. Феодор Поздеевский, Марк Новоселов, Варнава Беляев итд)
говаривали, что Тихон есть Красный патриарх, который играет одну скрипку
с нечестивыми красными властями
Оставить комментарий