СВЯТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ

 В число добродетелей поставляется обличение людей порочных



"Так да светит", сказал (Господь), "свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"(Мф. 5:16). Такой свет принесет тебе великое воздаяние. Не украшай цветами дверей своего дома, но веди такую жизнь, чтобы получить на свою голову от руки Христовой венец правды. Ничего не должно делать напрасно, без цели. Ап. Павел заповедал делать все во славу Божию. "Едите ли, пьете ли", говорит он, "или иное что делаете, все делайте в славу Божию"...

(1 Кор. 10:31). Но как можно, скажешь ты, есть и пить во славу Божию? Призови бедного, сделай в его лице Самого Христа участником твоей трапезы; и таким образом ты ел и пил во славу Божию. И не только это делать во славу Божию заповедал Апостол, но и все прочее, как то: выходить на улицу и оставаться дома; то и другое должно быть для Бога. А как возможно, чтобы то и другое было для Бога?
Когда ты участвуешь в молитве и духовном поучении, то тогда выход из дома бывает во славу Божию. Также и дома оставаться можно для Бога. Как и каким образом? Когда ты слышишь шум безчиния на улице, крики, диавольские торжества, порочные и распутные люди наполнили площадь, останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию. Как оставаться дома и выходить из дома можно для Бога, так можно (во славу Божию) и хвалить и ОБЛИЧАТЬ. Как можно, скажешь, хвалить кого-нибудь или УКОРЯТЬ во славу Божию? Вы иногда сидите у себя пред окнами, видите, как проходят мимо дурные и негодные люди, нахмурив брови, с надменным видом, в сопровождении множества нахлебников и льстецов, в дорогих одеждах и пышных украшениях, люди, похищающие чужое и любостяжательные; тогда, если кто скажет: как завидно их состояние, как они счастливы! - такого УКОРИ, обличи, ЗАГРАДИ ЕМУ УСТА, жалей, плачь: это значит укорять для Бога. Такая укоризна для сидящих вместе с тобою будет уроком любомудрия и добродетели о том, чтобы не увлекаться вещами порочными житейскими.
Того, кто сказал это, спроси: почему ты считаешь его счастливым? Потому ли, что у него чудный конь, с позлащенною уздою, что у него много слуг, что он одет в светлую одежду, и безмерно упивается и роскошествует каждый день? Но поэтому он несчастен и жалок и достоин обильных слез. Я вижу, что в нем самом вы не можете ничего похвалить, а хвалите все вне его: коня, узду, одежду, слуг; а все это - не он. Что же, скажи мне, может быть горестнее того, когда конь его, узда коня, красота одежды и телесное благообразие слуг возбуждают удивление, а в нем самом не находится ничего похвального? Кто может быть беднее того человека, который не имеет никакого собственного добра и ничего такого, с чем бы мог отойти отсюда в (вечность), но окружает себя и украшается всем чужим? Собственное наше богатство и украшение составляют не слуги, одежды и кони, но добродетель души, богатство добрых дел и дерзновение пред Богом...

Напротив, когда увидишь нищего, пренебрегаемого, всеми презираемого, живущего в бедности, но добродетельно; и когда сидящие с тобою назовут его жалким: ты похвали его; и твоя похвала проходящему мимо будет наставлением и увещанием к жизни честной и добродетельной. Если скажут: как он несчастен и жалок! - ты скажи, что он блаженнее всех; потому что имеет Бога своим другом, живет добродетельно, приобрел богатство никогда неоскудевающее, имеет чистую совесть. Что за потеря для него, что нет денег, когда он получит в наследие небо и небесные блага? Если ты и сам будешь так мудрствовать и наставлять других, то получишь и за укоризну и за похвалу великое возмездие; так как и то и другое ты делал во славу Божию. Что я не напрасно говорю это, что ВЕЛИКОЕ ВОЗДАЯНИЕ уготовано от Бога тем, которые так право размышляют, и что великую добродетель составляет подобное суждение о провождающих такую жизнь, послушай, что говорит св. Пророк, и как он поставляет в числе добродетелей ОБЛИЧЕНИЕ людей ПОРОЧНЫХ и прославление боящихся Бога. Исчислив прочие добродетели человека, имеющего получить почести от Бога, и сказав, каков должен быть тот, "кто обитает во святом жилище Его"; что "он ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем"; и еще сказав: "в глазах которого ПРЕЗРЕН ОТВЕРЖЕННЫЙ, но который боящихся Господа славит" (Пс. 14:1-4); этим он показывает, что к числу добродетелей принадлежит и то, чтобы ПРЕЗИРАТЬ ПОРОЧНЫХ и хвалить и ублажать добродетельных.
О том же говорит он и в другом месте: "А мне весьма почтенны друзья Твои, Боже, весьма надежно их владычество" (Пс. 138:17).

--Кого хвалит Бог, того ты не порицай; а Он хвалит того, кто живет праведно, хотя бы он был и беден.

--Кого Бог отвращается, того не хвали; а Он отвращается того, кто живет порочно, хотя бы он изобиловал богатством.

Будешь ли хвалить кого или порицать, делай то и другое согласно с волею Божиею. Можно и ПОРИЦАТЬ во славу Божию. Как? Мы часто досадуем на слуг наших; каким же образом можно порицать их для Бога?
Если ты видишь, что слуга, или друг, или кто другой из близких к тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, не радит о своей душе, клянется, преступает клятвы, лжет; то вознегодуй, накажи, вразуми, исправь его, и все это ты сделаешь для Бога. Если же увидишь, что он виновен против тебя, нерадив в услужении тебе, то прости его; и ты простишь для Бога. А ныне многие поступают напротив и с друзьями и со слугами своими. Когда кто согрешит против них самих, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судиями; а КОГДА КТО ОСКОРБЛЯЕТ Бога, и губит свою душу, то они не обращают на это никакого внимания.
Еще нужно ли приобрести друзей? Приобретай для Бога. Нужно ли приобрести врагов? Приобретай для Бога. Но как можно приобретать друзей и врагов для Бога? Если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать денег, участвовать в трапезе, найти покровительство человеческое, но будем искать и делать своими друзьями таких людей, которые могут всегда вразумлять нашу душу, давать надлежащие советы, укорять за грехи, обличать за проступки, восстановлять после падения и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу.
Также можно и врагов приобретать для Бога. Если ты видишь человека распутного, негодного, порочного, зараженного нечистыми мнениями, угрожающего причинить тебе падение и вред, то отойди, отбеги от него, как повелел и Христос, сказав: "если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя" (Мф. 5:29), повелевая и таких друзей, которые дороги для нас, как глаза, и необходимы в делах житейских, устранять и отвергать, если они вредят спасению нашей души. Если находишься в обществе и ведешь длинную речь, делай и это для Бога; и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в обществе для Бога? Если ты, сидя там, будешь разговаривать не о житейских делах, не о пустых, тщетных и нисколько не относящихся к нам, но о нашем любомудрии; о геенне, о Небесном царстве, а не о чем-нибудь излишнем и безполезном, например: кто достиг власти, кто лишен власти, за что такой-то наказан, от чего такой-то получил прибыль и разбогател, что такой-то по смерти оставил такому-то, почему лишен наследства такой-то, думавший быть в числе первых наследников? - и прочем тому подобном. Об этом и сами мы не будем разговаривать, и другим не будем позволять, но будем обращать внимание на то, какими делами или словами можно угодить Богу. Также можно и молчать для Бога тогда, когда тебя обижают, поносят, и причиняют тебе тысячи огорчений, а ты переносишь все великодушно и ни одним словом не злословишь того, кто так с тобою поступает. Не только можно хвалить и укорять, оставаться дома и выходить, говорить и молчать, но и плакать и печалиться, и радоваться и веселиться можно во славу Божию. Когда ты, видя, что брат твой грешит, или сам ты впал в грех, будешь воздыхать и скорбеть, то ты посредством такой скорби приобретешь спасение, о котором не будешь раскаиваться, как говорит Павел: "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению"

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

С чем приходится сталкиваться ежедневно?
Если заденешь резким словом какого нибудь разоравшегося матом нечестивого совка богохульника, тогда они вообще просто звереют от самолюбия; а КОГДА КТО из них ОСКОРБЛЯЕТ Бога или богоугодного святого человека, то они не предают этому ни малейшего значения. им кажется это фигней полной. Мертвяки духовные. В инете я чувствую себя как на кладбище среди трупов. Редкость такая живой человек. Как дуновение свежего ветра.

 Множество нынче развелось разудалых "учителев" хрыстианства (исповедающих нравственный монизм и самозаконие) родом от синагоги МП РПЦ и каждый из них учит своему невежеству, не зная Учения Божественного. Каждый сам себе евангелие. Это мрак, а не свет, который ведет в погибель душевную.
Св. Иоанн Златоуст: "Будешь ли хвалить кого или порицать, делай то и другое согласно с волею Божиею".
Наша вера православная Божественна - она строга и праведна (вера в МП - липовая, это Цирк). Если мы хотим стать настоящими Христианами, мы должны сообразовать свои мысли, внутреннее состояние, дела, цели, взгляды и поведение с требованиями Господней истины. Для того нам и даны св. Писания и безчисленные благословенные труды Святых Богодухновенных Отцов - практиков стяжавших Царствие Небесное уже здесь на земле.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.