ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ СИНАИТ
О ПРЕЛЕСТИ
Смотри, я хочу, чтобы ты
точно знал о прелести, остерегался ее и чтобы, водимый неведением,
крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор
человека (произволение наше) легко склоняется к сообществу с невидимыми
врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими.
Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы (невидимые духи)
обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и
[приготовляют] рвы падений, так как [душевный] город их – ещё под
властью иноземцев. И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных
обольщен, или впал в исступление ума (заблуждение), или принял и
принимает прелесть, или принял на ум себе чуждое истины, или говорит
неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об
истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в
состоянии правильно различить, как обстоит [то или иное] дело.
И нет
ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих
трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь
и прежде.
Память о Боге, или с сокрушением сердца умная молитва,
выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой
добродетелей. Но безстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто
исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет
попущено [свыше], легко умерщвляется теми – разумею демонов, – так как
самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется
тщеславно к достижению искомого преждевременно. Сжаливающийся над людьми
Господь, часто обращая внимание на то, как мы дерзки (велики в
собственных глазах), не попускает нам преждевременно быть испытываемыми,
чтобы каждый, познав свое самомнение, возвратился [к смиренному
подвижничеству] сам и прежде чем стал позором и насмешкой для демонов и
плачем для людей, особенно когда кто ищет этого дивного дела с
долготерпением, смирением и более всего с подчинением и спрашиванием
опытных, чтобы незаметно вместо пшеницы не пожать терния или горького
вместо сладкого и вместо спасения не найти бы погибели.
Сильным и
совершенным свойственно одним всегда бороться с демонами (вести
внутреннюю брань) и против них непрерывно простирать духовный меч,
которым служит слово Божие (см.: Еф. 6, 17). Немощные же и
новоначальные, как крепостью, пользуются благоговейным бегством, со
страхом избегают единоборства и, не отваживаясь на него преждевременно,
этим спасаются от смерти. Ты же, если, успешно подвизаясь, ожидаешь быть
с Богом, никогда не принимай чего-либо чувственного или духовного,
представляющегося вне или внутри [тебя], хотя бы то образ Христа, или
по-видимому ангела, или облик святого, или [хотя бы] в уме просвечивал и
мечтательно напечатлевался свет.
Ум и сам по себе имеет природную
способность к мечтаниям. Он легко может строить образы того, чего
домогается у невнимающих тщательно этому и тем самым себе причиняет
вред. Такое воспоминание доброго и злого обычно внезапно формирует
умственные образы и ведет к мечтательности. Отсюда подвизающийся
произвольно становится мечтателем, а не безмолвником. Потому будь
внимателен, не веришь ли ты чему-либо в силу быстрого увлечения, прежде
вопрошания и многого исследования, хотя бы то казалось добрым, чтобы не
получить вреда. Всегда оставайся негодующим на мечтания, сохраняя свой
ум постоянно безцветным, безвидным и безформенным.
Часто многим
причиняло вред и посланное Богом к испытанию для венца. Наш Господь
желает испытать, куда склоняется наш свободный выбор. Но усмотревший
что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без [совета] опытных,
пусть [явление и было] и по воле Божией, легко прельщается или
прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно.
Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как
необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения
страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание
прелести не примет [знамений] от Него без спрашивания [опытных] и
многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на
некоторых и негодовал. Впрочем, спрашивать надлежит не всех, но одного
того, кому вверено управление другими, кто блистает жизнью и, будучи, по
Писанию, бедным, многих обогащает (см.: 2Кор. 6, 10).
Было немало
неопытных руководителей, повредивших многих неразумных, за которых по
смерти им придется держать ответ. [Право] руководить других принадлежит
не всем, но лишь тем, которым дано божественное рассуждение, или, по
апостолу, различение духов (1Кор. 12, 10), разделяющее мечом слово
худшее от лучшего.
Каждый обладает своим разумом и естественным
деятельным или научным рассуждением, но не все [имеют] духовное
[рассуждение]. Поэтому премудрый Сирах сказал: Живущих с тобою в мире да
будет много, а советником твоим – один из тысячи (Сир. 6, 6).
Не
мал труд – найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в
делах, ни в размышлениях. Чужд ли кто прелести, это выясняется в том,
имеет ли он на деятельность и на ее понимание свидетельства от
Божественных Писаний, смиренномудрствуя в том, о чем ему надлежит
рассуждать.
Отчетливо же постигнуть истину и быть чистым от
несовместимого с благодатью – труд не малозначительный, потому что
диаволу обычно показывать свою прелесть в виде истины, особенно
новоначальным, и преобразовывать свое коварное в духовное. Вследствие
этого усердно стремящийся в безмолвии достигнуть чистой молитвы должен
идти к своей цели путем совета с опытными и в великом трепете и печали,
непрерывно оплакивая собственные грехи, скорбя о них и страшась адского
мучения, отпадения от Бога и разлучения с Ним теперь и в будущем веке.
Когда диавол увидит кого-либо живущим в плаче, то не медлит там,
опасаясь смирения, производимого плачем. Если же кто с самомнением
мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное
желание, то такового, как своего служителя, сатана безпрепятственно
опутывает своими сетями и омрачает. Потому хранение в молитве плача
является величайшим оружием против того, чтобы от радости молитвы не
впасть в самомнение, но, избрав себе в удел утешительную печаль,
соблюсти себя невредимым.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ныне миром правит прелесть и самомнение возросшие до крайности и
возведенные в высочайшую степень (собственные мысли стали идолищем, а
истины Божии ничего не стоящим хламом). Весь апостасийный мир погружен в
блевотину прелести бесовской, возлюбив подсунутое слева зло, будто
благ. Это непременно обернется бумерангом и удар будет сокрушительным и
страшным...
Оставить комментарий