Слово о землетрясении, и когда прежняя жизнь разрушается

Свят. Иоанн Златоуст

1. Видели вы Божию силу, видели Божие человеколюбие? Силу в том, что Бог потряс Вселенную; человеколюбие в том, что падающую ее остановил: а лучше, в том и другом – и силу, и человеколюбие; и потрясти, и остановить – дело силы и человеколюбия; потому что Он поколебал, встряхнул Вселенную , а после утвердил ее, и колебавшуюся ее и готовую упасть восстановил. Но, хотя землетрясение миновало, страх пусть остается; колебание прошло, а благоговение пусть не проходит; три дня мы молились, но не прекратим нашего усердия.

За то (постигло нас) землетрясение, – за нерадение наше; мы согрешили, вознерадели, отпали – и вызвали тем на себя землетрясение; исправились – и отклонили (Божий) гнев; не будем же опять предаваться нерадению, чтобы опять не вызвать гнева и наказания; Бог не хочет «смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез.33:11).
Видели вы бренность рода человеческого? Когда происходило землетрясение, я размышлял сам с собою так: где хищничество и жадность? где любостяжание? где могущество власти? где высокомерие? где господство? где угнетения? где разграбления бедных? где тщеславие богатых? где власть начальников? где угрозы? где страхи? Одна минута времени – и все расторглось легче паутины, все это расстроилось; и был плач в городе, и все тут же бежали в Церковь.
Подумайте, что было с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от приключившегося всем грозного несчастья и укреплял умы всех. Потряс (Господь землю), но не ниспроверг; потому что, если бы хотел ниспровергнуть, то не потряс бы; но так как Он того не хотел, то землетрясение, как глашатай, заранее предвозвещающий всем гнев Божий, предварительно произошло, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле. Так поступил Он и с иноплеменниками: «еще три дни, и Ниневия превратится» (Иона.3:4).
Почему же не превращаешь, о, Боже? Грозишь ниспровергнуть: почему же ты не ниспровергаешь? – Так как Я не хочу ниспровергнуть, то и угрожаю. – Для чего же говоришь? – Чтобы не сделать того, что говорю; пусть словом предупреждено и отвращено будет дело.
«Еще три дни, и Ниневия превратится», – говорил тогда пророк, а ныне издают голос стены. Говорю это и не перестану говорить и бедным, и богатым; подумайте, как велик гнев Божий, как все Ему легко и удобно изменить в любую сторону; отстанем же от пороков и зла; в краткую минуту времени Он так сокрушил душу и ум каждого и потряс основания сердца; подумаем же, что в тот страшный день, когда будет не одна минута времени, но безконечные веки и потоки огня, и грозный гнев, и силы, влекущие на суд, и страшный Престол, и нелицеприятное судилище, и дела каждого предстанут пред очи, и никто не будет заступником, ни сосед, ни друг, ни сродник, ни брат, ни отец, ни мать, ни иноплеменник, ни кто-либо другой, – что тогда, скажи мне, мы будем делать?
Навожу на вас страх, чтобы устроить ваше спасение. Я сделал учение более резким, чем железо, чтобы каждый из вас, имеющий язву, освободился от неё. Не всегда ли я говорил, и ныне говорю, и не перестану говорить: доколе вы будете привязаны к настоящему времени сею душой вашей? Ко всем говорю, но особенно к недужным и невнимающим тому, что говорится; или лучше, это слово полезно тому и другому: больному – для выздоровления, здоровому – для избежания болезни. Доколе волнуют вас деньги? Доколе богатство? Доколе великолепие зданий? Доколе неистовство в бездушной любви к удовольствиям? Вот пришло жуткое землетрясение, какую пользу принесло богатство? Труд того и другого пропал, погибло имущество вместе с владением, дом вместе с строителем. Город сделался общим для всех гробом, устроенным внезапно не руками мастеров, но несчастным случаем. Где богатство? Где любостяжание? Видите ли, как все оказалось ничтожнее паутины, что ценилось вами недавно?

Что же говорит (Господь)? Человек «некий бе богат», по имени, а не на самом деле. «Некий бе богат и облачашеся в порфиру», предлагал роскошную трапезу, имел чаши с вином, украшенные венками, устроял каждый день пиршества. Другой же «некто бе нищ, именем Лазарь». А где имя богача? Нигде, он без имени. Сколько богатства, – а у самого нет и имени! Какое же это вещественное богатство? Это – дерево, красующееся листьями, но не имеющее плода; дуб, распростершийся в высоту, но дающий желуди в пищу безсловесным; человек, не имеющий плода человеческого. Где богатство и хищничество, там виден волк; где богатство и свирепость, там вижу льва, а не человека; он погубил свое благородство неблагородством пороков.
«Некий бе богат и» каждодневно «облачашеся в порфиру», в душе же был покрыт паутиной; дышал благовониями, а внутри исполнен был зловония; предлагал роскошную трапезу, кормил тунеядцев и льстецов, утучнял рабыню – плоть, а госпожу – душу оставлял изнуряться голодом; дом у него был украшен цветами, а основание дома состояло из извести греха; душа была погружена в вине. Итак, этот богач имел роскошную трапезу и украшенные венками чаши дорогого вина, кормил тунеядцев и льстецов – это непотребное сборище дьявольское, этих волков, которые пленяют многих из богачей, насыщая собственное чрево, устрояют их погибель, великой услужливостью и лестью истребляют их богатство. Не погрешит, кто назовет волками таких людей, которые, выставляя богача пред всеми, как овцу, превозносят его похвалами, надмевают величаниями, и не дают ему увидеть собственную рану, но ослепляют его ум и увеличивают его гнилость. Потом, как наступит перемена обстоятельств, эти друзья убегают, и остаемся состраждущими мы, обличающие, а те притворные личности скрываются, как это и ныне часто бывает.

Итак, этот богач кормил тунеядцев и льстецов; а другой некто Лазарь, покрытый ранами, сидел у ворот богача и желал крупиц от трапезы его. Возле источника он томился жаждой; подле такого изобилия он голодал. И где он брошен был? Не на распутье, не на улице, не в переулке, не среди площади; но в воротах богача, которыми этот должен был и входить, и выходить, дабы потом не говорил: я не видал, не знал, не приметил, мои глаза не досмотрели. При входе твоем лежит жемчужина в грязи, и ты не видишь? Врач у ворот, и ты не лечишься? Кормчий в пристани, и ты терпишь кораблекрушение? Кормишь тунеядцев, а бедных не питаешь? Это было тогда; но бывает и теперь. Для того и написано это, чтобы потомки научились от этих событий и не подверглись тому, чему подвергся богач.

Итак, лежал в воротах бедный, бедный по внешности, но богатый внутренне; лежал покрытый ранами на теле, как сокровище, у которого наверху терния, а внизу жемчужины. Какой ему вред от болезни тела, когда душа здорова? Пусть слышат это бедные, и не сокрушаются унынием; пусть слышат богатые, и отстанут от нечестия. Для того и предложены нам эти два образца, богатства и бедности, жестокости и мужества, любостяжательности и терпения, чтобы ты, когда увидишь бедного в ранах и пренебрежении, не называл его жалким, и, когда увидишь богатого в блеске, не считал его блаженным. Прибегай к этой притче; когда будет смущать тебя колебание помыслов, беги в эту пристань; получи утешение от этого повествования; представь Лазаря пренебрегаемого, представь богача благоденствующего и наслаждающегося роскошью, и никакое событие в жизни пусть не смущает тебя. Если ты будешь иметь верное суждение, то не потопят тебя волны; не погрузится ладья твоя, если благоразумным суждением будешь различать свойства вещей.


Как же поглупело человечество в век материализма и безбожия. Хотят избавиться от наказательных напастей и грядущих кар, от власти и наездов дьявола (его слуг). Мечтают о вооруженном восстании против доставшей Сатанократии, об избавлении от надвигающихся гигантских бед, но упорно не желают творить спасительных заповедей Евангельских. Словно не за нарушение воли Господней в них изложенных, все беды человечества.
Буквально закидали личку: что нам делать теперь? Надвигается... будет... ожидается... оспа... война ...голод ... мор... миллионы смертей ...Караул! —- Осатанелым положено всё это пережить! —- Пока вы на стороне Дьявола - так и будет!

Спаситель Христос учит простому: служите ближнему во Христе, как мне Самому. Послуживший брату - сделал Мне. Не участвуйте в делах тьмы. Прекратите почитать врагов Господа и рабов сатаны. Не ходите на собрания нечестивых - и не молитесь с ними. Не развратничайте, гнилое слово да не исходит изо уст ваших. Оставьте жгучую злобу, скаредность, мстительность и ненависть. Не связывайтесь со злом. Скажите нет делам тьмы!
Всё равно участвуют за одно, им плевать. И что надо, упорно того не делают.
И чего нам ожидать при таком раскладе?
Выход из безвыходного положения изложен в ЕВАНГЕЛИИ ГОСПОДНЕМ. Станемте Божиими людьми, и кары отменятся. Дьявол сразу же лишится сил действовать. МЫ ОСАТАНЕЛИ и осквернились чрезмерно!

Преподобный Исаак Сирин:

Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение одного наслаждения, не порабощенного чувством? —Послужи милостыне. Кто пренебрегает нуждающимися, тот не узрит света. На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви. Таинство Искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству.

+++

Святитель Тихон Задонский:
Истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13) и
«Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5)

Святитель Иоанн Златоуст:
Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник — сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник – прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу.
* * * * *

Преподобный Ефрем Сирин:
Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим; не будем жестокими и безчеловечными. Даже если ты не можешь оказать никакой помощи – плачь, скорби, сетуй о случившемся, и это не останется безполезным для тебя. Мы должны сострадать тем, которые праведно наказываются Богом, и еще более тем, которые несправедливо терпят от людей. Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних.

Творишь ли ты подвиги телесные, – если ты не печешься о ближних, то не делаешь ничего важного и еще далеко отстоишь от Образа. Невозможно тебе спастись, если ты упражняешься в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих; ты не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом. Не чуждайся сострадания потому, что сам, как мнишь, далек от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен его несчастье считать общим. Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его; разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, – плач делает милостивым, а радость очищает от зависти и недоброжелательства.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.