Донской монастырь.Заявление Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к
Донской монастырь.Заявление Святейшего Патриарха Тихона от
17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об
отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на
григорианский „новый“ стиль).
Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Тихона, Патриарха Московского и всея России
Заявление
Всероссийскому
Центральному Исполнительному Комитету в лице Товарища Председателя
своего, гражданина П. Г. Смидовича, чрез митрополита Крутицкого Петра
(Полянского) и архиепископа Владимирского Николая (Добронравова),
присутствовавших по Нашему назначению на совещании 21 августа (3
сентября) с. г. угодно было предложить Нам высказаться в письменной
форме по вопросу о возможности немедленного введения нового стиля в
богослужебный круг Православной Церкви. Вследствие этого предложения
считаем необходимым сообщить по затронутому вопросу следующие Наши
соображения.
Реформа церковного календаря в смысле уравнения его с
календарем гражданским хотя и представляет некоторые трудности в
согласовании с ним пасхалии и дисциплины постов, однако принципиально
допустима. Юлианское летоисчисление не возведено Церковью в
неприкосновенный догмат веры, но, связанное с церковным обрядом,
допускающим изменения, само может подлежать изменению. Замена юлианского
стиля григорианским представляет собой значительные практические
удобства для самой Церкви, так как новый стиль принят в гражданский
оборот православными странами, и им определяется деловая жизнь и дни
отдыха, к которым Церковь приурочивает дни молитвы.
Тем не менее немедленное осуществление реформы календаря встречает на своем пути большие затруднения.
Во-первых, для закономерного введения нового стиля требуется согласие
всех автокефальных Православных Церквей. Православная Церковь есть
Церковь кафолическая, состоящая из отдельных независимых Церквей,
связанных между собою в неразрывное единство общностью догматов, обрядов
и канонических правил. Для сохранения Вселенского единства важно, чтобы
во всех Православных Церквах возносились одновременно одни и те же
молитвы и совершались одни и те же празднества. Сверх того юлианский
календарь, принятый во всех Православных автокефальных Церквах, освящен
Вселенским авторитетом и не может быть изменен церковной властью одной
из них, так как эта власть является низшей инстанцией по отношению к
авторитету Вселенскому. Отсюда вытекает необходимость решения этого
вопроса согласным голосом всей Православной кафолической Церкви.
Но
она должна быть не только закономерной, но и безболезненной, а такой она
может быть только при согласии верующего народа. По учению Православной
Церкви, хранителями чистоты веры и Отеческих Преданий является не
только Глава Церкви и не иерархия церковная только во всей своей
совокупности, НО ВСЕ ТЕЛО Церкви, а следовательно, И ВЕРУЮЩИЙ НАРОД,
которому также ПРИНАДЛЕЖАТ ИЗВЕСТНЫЕ ПРАВА И ГОЛОС В ЦЕРКОВНЫХ ДЕЛАХ.
Предстоятель отдельной Православной Церкви и Патриарх Всероссийский, в
частности, не Римский папа, пользующийся неограниченной и безпредельной
властью; он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая
его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его
верованиями, обыкновениями, навыками. История показывает, что даже в том
случае, когда Предстоя тель Церкви, проводящий ту или другую реформу,
прав по существу, но, встречая противодействие народа, прибегает к силе
вместо того, чтобы воздействовать на него словом пастырского увещания,
он становится виновником волнений и раздоров в Церкви. Патриарх Никон
был прав, когда приступил к исправлению богослужебных книг, но,
столкнувшись с ропотом народа и не желая убедить его в необходимости
этой меры, а желая заставить его Подчиниться своей власти, создал
старообрядческий раскол, тяжелые последствия которого ощущаются
Российской Православной Церковью до настоящего времени. После Нашего
возвращения к управлению Церковью представителем ГПУ Е. А. Тучковым, от
лица Правительства, Нам было предъявлено требование о введении
гражданского календаря в обиход Русской Православной Церкви. Это
требование, много раз повторенное, было подкреплено обещанием более
благоприятного отношения Правительст ва к Православной Церкви и Ее
учреждениям в случае Нашего согласия и угрозою ухудшения этих отношений в
случае Нашего отказа. Хотя такое требование казалось Нам нарушением
основного закона Республики о невмешательстве гражданской власти во
внутренние дела Церкви, однако Мы сочли нужным пойти ему навстречу.
Считая введение нового стиля по существу допустимым, ошибочно,
вследствие невозможности непосредственного сношения с Востоком и
неточности газетных сообще ний, убежденные, что состоялось уже
соглашение всех Православных Церквей о введении нового стиля на основе
постановления Всеправосла вного Совещания в Константинополе, надеясь,
что распоряжение, исходящее от законной власти и опирающееся на
Всеправославное соглашение, будет послушно принято народом, Мы решили
призвать Церковь Русскую к реформе календаря со 2(15) октября 1923 г. и в
этом смысле издали послание. Но уже после состоявшегося постановления о
введении нового стиля Мы стали получать более точные сведения с
Востока, из которых выяснилось, что в Константинопольском совещании
участвовали представители далеко не всех Православных Церквей, что его
постановления не приняты большею частью Церквей, что Александри йский
Патриарх Фотий в послании на имя Антиохийского Патриарха Григория от 23
июня 1923 г. за N211 объявил постановления Константинопольского
совещания не имеющими канонического авторитета, а введение нового стиля
невозможным без санкции Вселенского Собора, что Патриарх Иерусалимский
Дамиан (Касатос) решительно отказался ввести новый стиль в своем
Патриархате и что, наконец, вообще реформа календаря во всех
Православных Церквах приостановлена. С другой стороны, как только
распространился слух о введении нового стиля со (15) октября, в среде
верующих возникло сильное возбуждение. Правда, почти все московские
приходы послушно, хотя и не с спокойным сердцем, подчинились Нашему
распоряжению. Но из окружающих Москву епархий, с юга, из Крыма и из
далекой Сибири к Нам потянулись вереницы депутаций от верующих, чтобы
осведомиться, действительно ли предполагается реформа календаря, и чтобы
просить Нас от лица народа воздержаться от нее, так как введение нового
стиля всюду возбуждает тревогу, опасения, недовольство и сопротивление.
Одновременно с этим Мы были завалены письменными сообщениями того же
содержания. Ввиду этого Мы сочли своим пастырским долгом принять во
внимание голос верующих, чтобы не произвести насилия над совестию
народной, и 26 октября (8 ноября) 1923 г. сделали распоряжение:
„Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное
употребление временно отложить“. После этого канцелярия Наша была
опечатана агентами Правительства, из нее были взяты неразошедшиеся
экземпляры Нашего, тогда уже отмененного послания о введении нового
стиля и оказались расклеенными по улицам столицы без Нашего ведома и
согласия. Архиепископ Иларион [Троицкий ], Наш ближайший помощник,
арестован и по неизвестным причинам в административном порядке сослан в
Соловки [Эта последняя фраза в подлиннике вымарана. – Прим.
переписчика]. Верующие усмотрели в этой репрессии, явившейся в
результате Нашего распоряжения о приостановлении реформы календаря, и
доказательство вмешательства гражданской власти во внутренние дела
Церкви. Но из епархий Мы получили изъявления великой радости верующих по
поводу Нашего распоряжения от 26 октября (8 ноября), а вся Москва
облегченно вздохнула и немедленно возвратилась к старому стилю.
Оставить комментарий