ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК НИКОН (БЕЛЯЕВ) ОПТИНСКИЙ
О БОРЬБЕ С СОБОЙ и о хранении себя от соблазнов
Человек,
не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит,
отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении. Отвыкнув
от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает
от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется
оказать доблесть о Господе и в важном деле. Прекрасно рассуждает о сем
преп. Авва Дорофей.
В такое состояние самоугодия и
нежелания бороться с собой можно прийти незаметно для себя, постепенно.
Да не обольщает нас враг! Будем бдительно следить за собой. Желающий
стяжать послушание истинное должен стараться слушаться всегда, в самых
простых, даже житейских делах, только нельзя быть послушным на злое
дело. Желающий стяжать целомудрие и чистоту сердца должен отказаться от
всяких мечтаний и услаждений греховных, как бы они малы ни казались.
Желающий иметь веру твердую православную не должен позволять себе ни
слушать, ни думать, ни говорить ни о чем, противном вере. Желающий
стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление,
не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и
несправедливые. Желающий обрести благую совесть и честность не должен
дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах,
ни в малых и т.д. Навык имеет огромное значение и благой и злой. Навык
влечет к себе человека. Откинув самосожаление и лукавство, с
самоотвержением начнем исполнение заповедей Христовых и в больших и
малых делах, с одной стороны, и борьбу с грехом также в больших и малых
делах, с другой стороны.
Св. Апостол всех предупреждает к хранению
себя от соблазнов и вниманию к себе: «Если ты думаешь, что ты стоишь, то
блюди себя, чтобы не упасть» (1Кор. 10, 12). Никто до самой смерти
своей не застрахован от всевозможных падений душевных и телесных. Во
всяком смирении нужно блюсти себя.
Если каждое дело, слово и
помышление кладет на нас печать (Ты соблюл справедливость? Значит
вообразил в душе своей Христа. Подал милостыню? Значит начертал образ
истины), то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного.
И еп. Игнатий и Свв. Отцы пишут, что очень, часто, почти всегда, мы не
чувствуем вреда для себя от вредно го дела непосредственно после этого
вредного дела: этот вред сказывает ся через некоторое время; получается
плод от принятого в себя зла, который дает себя почувствовать различными
своими проявлениями. Это может каждый видеть на себе, пожиная горький
плод своих ошибок и увлечений; не видит и не чувствует этого только тот,
кто вообще не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и
сердечное состояние при свете Св. Евангелия и Писаний Отеческих, иначе
говоря, проводит рассеянную жизнь... Часто вредное дело не кажется
вредным. Это обольщение вражие. Не следует доверять себе, своему сердцу и
рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо
руководствоваться указаниями Евангельского Писания и уставом Церкви
Православной и Свв. Отцов, а также советами духовного отца или Старцев,
которые от опыта своего в духовной жизни могут дать назидание.
ГРЕХ кладет печать НЕ ТОЛЬКО на душу, но И НА ВНЕШНОСТЬ человека, на его внешнее поведение и вид...
Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека.
Трудно
вырваться из-под власти греха. Спасительно – страх смерти, милость
Божия дает время на покаяние, нужна настойчивость в борьбе с грехом,
хотя бы грех по временам и одолевал. Необходимо удаляться от соблазнов и
суеты вообще. Цель попущения Господом преткновений заключается в
приобретении человеком смирения и отвержения самонадеянности. Необходимо
отвергнуть всякое уныние и продолжать борьбу с грехом.
Ошибаются
ожидающие и ищущие удобств и спокойствия в жизни, для спасения
необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива,
скоропреходяща, зачем к ней прилепляться?
Смиренно считая себя
всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому и большому
(по нашему пониманию), надо усердно молиться Господу о помощи «да не
внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает
причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека.
Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого им образа
жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему
мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной
врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добродетель тогда, когда
буду иметь к тому удобство (например, когда сподоблюсь уединенного
жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т.д.), а
сейчас мне это невозможно.
Такие пусть знают, что наша жизнь
устрояется не самочинно, а Промыслом Божиим, что успокоение обретается
в отречении своей воли, что полного удобства никогда нельзя найти, что
невозможного Господь не требует от нас и что посильное исполнение
заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в
данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека
приуготовленным, исполняет во благих желание его ...
Оставить комментарий