ПРОТИВ ТЕХ, которые насаждают какую попало веру, а главное это ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ»: Письмо-ответ преп. Амвросия Оптинского
ПРОТИВ ТЕХ, которые насаждают какую попало веру, а главное это ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ»: Письмо-ответ преп. Амвросия Оптинского:
Брат ваш пишет: «Догматы – это положения ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами».
Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина
Божественная о Боге, – Истина, которую люди сами по себе никак не могли
бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно
изследовать, Истину можно познавать, Истину можно утверждать. А Истину
полагать нельзя. Да так люди добрые и не говорят.
Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христианского как до звезды небесной далеко».
Неправда.
Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о
Святой Троице, сказав: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и
Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), то тут же с сим догматом соединил
нераздельно и учение о духе христианском, говоря: и учаще их блюсти вся,
елика заповедах вам (Там же, 20). Всем здраво рассуждающим известно,
что дух христианский и вместе Дух Христов заключается в соблюдении
заповедей Христовых.
А брат ваш измыслил какой-то иной дух
христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, без
соблюдения Учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так
сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем,
потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и
турок, и язычников. Христос же Господь в учении своем положил в этом
различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе
якоже язычник и мытарь (Там же. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь
праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая
Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем
безразлично, являют полную любовь только правоверующим.
Брат ваш говорит: «Ересь есть уклонение от мнения большинства».
Неправда. Ересь есть уклонение от Истины Божественной, а не от мнения
большинства. Не большинству Господь поручил Истину, сказав: не бойся,
малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лк. 12, 32).
Римская церковь численностию в несколько крат превосходит Церковь
Православную, но, уклонившись от Истины, она уклонилась в ересь…
Истинная Церковь принимает все Писание, как Ветхое, так и Новое, во всем
его объеме и полноте. Например, в одном месте Святого Евангелия Господь
говорит: егда же придет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух
истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15, 26). А в
другом месте Евангелия сказано, что Господь, даруя святым апостолам
власть отпущать грехи, дуну, и глагола им: примите Дух Свят: имже
отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Там же. 20,
22–23).
Православная Церковь, принимая оба эти места,
исповедует, что Дух Святый исходит от Отца и преподается верным через
Сына. Римская же церковь, оставив втуне первое место Евангелия и слова
Самого Господа и основавшись только на втором месте, утверждает, что Дух
Святый исходит и от Сына, и через это в догмате о Пресвятой Троице
вводит два начала. Каковая несообразность обличается и чрез подобие
солнца. От солнца рождается свет и исходят лучи. Никто не утверждает,
что лучи исходят и от света солнечного, а только без света солнечного
лучи не сияют. Также и Арий привел злую ересь из двух мест евангельских,
оставив втуне главное. У евангелиста Иоанна Господь, говоря о Своем
равенстве с Отцом по Божеству, сказал: Аз и Отец едино есма (Там же. 10,
30). В другом же месте, говоря, что Он по человечеству менее Отца,
сказал:Отец Мой болий Мене есть (Там же. 14, 28). Арий, избрав для
утверждения своего мнения второе место и отвергнув первое, произвел
зловредную ересь. Так и все еретики поступали, утверждая свое лукавое
вероучение местами Святого Писания по выбору: истинное же вероучение
утверждается полнотою всего Святого Писания.
Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах.
Это несправедливо. Если была при этом ненависть и вражда, то только от
противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на
Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан,
волнуемых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вторых, для
изследования и утверждения Истины, по заповеди Самого Господа:Испытайте
писания, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть
свидетельствующая о Мне (Там же. 5, 39). В-третьих, пастыри Церкви
собирались по временам на Соборы для защищения истины и по обязанности
своей, так как Господь наемниками называет тех пастырей, которые, видя
еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а
уклоняются от крепкого защищения своего стада.
Брат ваш говорит:
«Я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно
догматы веры и вместе с тем очень далекого от духа христианства».
Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если
захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто
же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и Истине
христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми
паче невозможно ему иметь духа христианского и Духа Христова.
Из
всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индиферентистов,
которые учат: веруй, как хочешь, а только имей любовь к ближнему.
Индиферентисты думают утверждать свое мнение на учении <апостола>
Иоанна Богослова. Но в его посланиях сказано, что кроме Духа Христова
есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и
предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, аще
от Бога суть (1 Ин. 4, 1).
Вы пишете, что брат ваш кончил курс в
Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что
не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к
ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде, или даже в
судебной палате, поверил бы брат ваш этому? Подобно должно разсуждать и о
том, что невозможно иметь Духа Христова тому, кто не имеет правильного и
истинного ведения догматов веры христианской…
…Если брат ваш
искренний и добросовестный человек, как вы пишете, то пусть с верою
помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в Истине, и
после пусть прочтет также с верою «Православное исповедание» Петра
Могилы.
Душеполезные поучения Преподобных
Оптинских Старцев: В 2 т. Введенская
Оптина Пустынь, 2003. Т. 2. С. 140–143.
Оставить комментарий