ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ



 до Революции Воспоминание еписк. Феодора Поздеевского о том, почему он назначил на должность редактора «Богословского вестника» отца Павла, сохранились в передаче А.Ф. Лосева (запись 5.6.1971 г.):

«В начале 30-х годов я тут встретил в одном месте, не слишком официальном, бывшего ректора Духовной Академии еписк. Феодора. <…> Реакционер, твердый, все семинаристы трепетали. В него стреляли в 1905 году. На суде над стрелявшим епис. Феодор сказал только: "Я прошу этого постановления не принимать, а молодого человека отпустить на волю". Так властно, так твердо сказал, что этого молодого человека отпустили, и он так и пошел, как ни в чем не бывало.
Компания, в которой я оказался с епископом Феодором, не очень казенная была. "Как вы такого декадента и символиста, как Флоренский, поставили редактором "Богословского вестника", – я спросил, – и дали ему заведовать кафедрой философии?" – "Все знаю. Но ведь это почти единственный верующий человек во всей Академии!" – "Как так?" – "Судите сами. Богословие читает профессор Соколов. Патрологию – Иван Васильевич Попов. Психологию – Иванцов. Настолько все захвачены наукой, немецкой, тюбингенской, что начинают комментировать текст Священного Писания – и разносят его до основания. Например, в Еванге лии есть фраза: "Крестяще их во имя Отца и Сына <и Святаго Духа>". Тюбингенская школа говорит: позднейшая вставка, результат редактирования в IV веке, на Втором Вселенском Соборе. И так далее. Получается в конце концов, что весь Евангелист состоит из одних вставок: это – отсюда, это – оттуда, это – из Индии, то – из Египта. Срам! Но я вам скажу, что недавно найдена армянская рукопись II века, там эти слова имеются… П. Флоренский – один верующий из всех". – "Да он же декадент и светский человек!" – "Да! Но вот лично я утвердил "Столп и утверждение Истины" для защиты в качестве магистерской диссертации. Едва отстоял, ездил специально в Киев, добился принятия. И я его сознательно назначил на кафедру, потому что он ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЕРУЮЩИЙ человек в Академии. 1905–1911 годы вообще наказание Божие. Когда я стал ректором Академии и познакомился с тем, как ведется преподавание, со мной дурно было. Такой невероятный протестантский идеализм – хуже всякого тюбингенства. Тареев, например, пишет "Самосознание Христа". Самосознание! А личность Его была? Ничего об этом не говорит". Вот тебе эпизод. Интересно? Вот Духовная Православная Академия накануне развала.
Еп. Феодор умный. В Академию приезжал митр. Макарий Невский, старец восьмидесяти лет. "В богословии разбирался. Но его беда была – семинарист, не получил высшего образования. Тем не менее постепенно дошел до митрополичьего сана. Духовной Академии он боялся. Все же приехал, выразил желание посетить занятия. С дрожью в руках даю ему расписание. Что выберет? А и выбирать-то нечего, ведь это же вертеп! Застенок! Выбирает – "психология". Я ахнул. Психологию ведет профессор Павел Петрович Соколов. Владыка думал – будут говорить о душе, что-то важное. Пришел, сидит, слушает. Ну, во-первых, душа набок, никакой души нет, "мы изучаем явления психики", вульгарный материализм. Сегодняшняя лекция – тактильные восприятия. И пошел – булавочки, иголочки, рецепторы, ощущения. Проводит опыты, вызывает студентов. И так вся лекция. Вышли. Смотрю, митрополит идет с поникшей головой, серое лицо. "Владыка святый! – говорю ему (все архиереи – владыки), – я вижу у вас неблагоприятное впечатление. Зайдите ко мне, я вам все расскажу. Не обращайте внимания, Владыка, на этих дураков. Это не профессора Духовной Академии – это дураки Духовной Академии. И как он смел при вас излагать всю эту пакость! А знает, что вы его начальство!" – "Да, да… я, убогий, не понимаю…", – говорит Макарий. – "А тут и понимать нечего! Все вздор!" Так и пошел митрополит оскорбленный, огорченный; я не смог его утешить. Ведь чтобы бороться с Соколовым, всю сволочь надо разогнать. Так этот Соколов и остался на кафедре. И – до самой революции, когда революция его разогнала".
Вот состояние развала накануне Революции! Да, Флоренский символист, но в вере он не равнодушный человек, искатель. Официальная Церковь повторяет старое, интеллигенты отошли от веры, а Флоренский и со всеми декадентами был близок, и искал новых путей в вере»

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.