СВЯТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ С ПОРОЧНЫМИ НЕ ДРУЖИСЬ
1. Потомки
Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока
был жив Адам, за что Священное Писание и называет их «сынами Божиими»;
они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие
называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама
благочестие сынов Божиих стало ослабевать, по смерти Сифа они и совсем
развратились, а причиной сего развращения было то, что они сблизились с
нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми
порочными кого не развратят?
Хорошо сказано в Псалмах: «с
преподобным преподобен будеши,.. и со строптивым развратишися» (Пс. 17;
26-27). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными
уподобляет смоле: «Касайся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен
ему будет» (Сир. 13; 1). Так же точно следует рассуждать не об одной
гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского
греха. Всякий, кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же
научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек,
прикасающийся к смоле...
И справедливо уподобляется порочная жизнь
людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко
пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и
пламень ее бывает трудно погасить, так и гнусные дела людей беззаконных
мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в
книге пророка Амоса: «Не якоже ли сынове ефиопстии, вы есте Мне сынове
Израилевы?» (Ам. 9; 7). Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в
очах Моих такими же темнообразны ми, как эфиопляне?
Всякий грешник
есть черный эфиоп, он «ненавидит свет и не приходит к свету, да не
обличатся дела его, яко лукава суть» (Ин. 3; 20). И тому, кто водит
дружбу с такими эфиопами, как смолой очерненными, своими гнусными делами
нельзя не очерниться: ведь зло прилипчиво, оно легко пристает к
человеку, который по самой природе своей больше склонен к злому, чем к
доброму, как сказано в Писании: «...Прилежит помышление человеку
прилежно на злая от юности его» (Быт. 8; 21).
А как скоро человек,
подружившись с порочными людьми, начинает и сам развращаться, и, подобно
смоле, возжигаться огнем греховным, то он уже начинает испускать и
злосмрадный дым соблазна, злословия, безстыдства; повсюду, точно дым по
ветру, распространяется о нем худая молва, и все люди добрые сторонятся
его...
Когда же грех обратится для него в привычку, то уже трудно
исправить его, подобно тому, как нелегко бывает загасить загоревшуюся
смолу. Вот почему Бог повелевает: «изыдите от среды их, и отлучитеся, и
нечистоте их не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца» (2
Кор. 6; 17,18).
А святой Апостол Петр так умоляет: «Спаситеся от
рода сего строптиваго» (Деян. 2; 40), — спасайтесь, говорит, как от
неминуемой погибели, ибо поистине было бы чудом, если бы кто, живя между
строптивыми и развращенными, не погиб совершенно. Мы удивляемся
праведным мужам: Ною, Аврааму, Лоту, Иову, Товиту, которые спаслись,
обитая среди беззаконных народов, мы прославляем их жизнь, как чудное
явление в мире.
Хорошо сказал один из греческих мудрецов, когда его
спросили: что в жизни достойно удивления? — "Человек добрый между
злыми", — отвечал он. Если встретишь, говорит, одного доброго человека
среди множества людей развратных, то удивляйся ему, как бы чуду какому,
потому что такие люди не часто встречаются, — не часто, ибо «вси
уклонишася, вкупе непотребны быша, — как говорит псалмопевец—несть
творяй благостыню, несть до единаго» (Пс. 52; 4).
Что же за причина
такого всеобщего между людьми развращения? Да та и причина, что люди
соблазняют друг друга и вредятся дурными примерами греховной жизни друг
друга. Каждый видит дурную жизнь другого и соблаз няется, и сам тоже
начинает делать зло, и таким-то образом умножается число людей злых и
уменьшается число людей добрых.
Посему и Господь говорит в Евангелии:
«Горе миру от соблазн» (Мф. 18; 7), — горе, ибо мир полон соблазнов,
как полон и грехов! Соблазняется зрение, ибо сколько видится в мире
совершающих беззакония! Соблазняется слух, ибо сколько слышится в мире
речей льстивых, хульных, лживых, нечистых! И кто может избежать всех
этих соблазнов? Посему — «горе миру от соблазн!» Многие, желая сохранить
себя от соблазна, убегали в пустыни, укрывались в горах и пещерах, лишь
бы не видеть, не слышать мирских соблазнов, среди которых трудно
спастись.
И если против живущих в пустынях, далеких от мира, воюют
многие страсти и некоторых из них даже совсем останавливают на пути к
спасению, то тем легче сии страсти побеждают и совсем погубляют людей,
живущих среди рода строптивого и развращенного. Один старец, обитавший в
скиту в Египетских пустынях, однажды пришел в Александрию продать свое
рукоделие и, увидев тут юного монаха, который вошел в корчемницу, весьма
опечалился; он дождался, пока монах вышел из корчемницы, отвел его в
сторону и сказал ему: "Брат! ужели ты не знаешь, как много сетей у
диавола? Разве не знаешь ты, как мы, монахи, повреждаемся и от зрения, и
от слуха, когда бываем в городе?
А ты, молодой монах, ходишь в
корчемницу, ведь ты там поневоле и слышишь, и видишь все только грех,
умоляю тебя, сын мой, беги в пустыню, там для монаха легче спасение при
помощи Божией". Юный инок дерзко ему отвечал: "Ступай прочь, старик! Бог
ничего от нас не взыскивает, было бы только сердце чисто". Тогда старец
воздел руки на небо и сказал: "Слава Тебе Боже! Вот уже пятьдесят пять
лет живу я в скиту пустынном, а сердца чистого еще не стяжал, а этот
брат, и пребывая в корчемнице, уже имеет сердце чистое". Сказал же сие
старец, чтобы только выразить свое удивление, на самом же деле он вовсе
не верил, чтобы кто-нибудь мог, живя среди соблазнов мирских, стяжать
сердце чистое.
(Келейный Летописец свят. Димитрия Ростовского)
2.
Как тело часто погибает от заразы испорченного воздуха, так точно и
душа часто терпит вред от общения с людьми порочными; и как стражду- щий
чесоткой сообщает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с
душой от общения с людьми порочными. Посему и Христос заповедал не
только избегать таких людей, но и отвергать их. «Аще же, — говорит Он, —
око твое десно соблазняет тя, изми е и верзи от себе» (Мф. 5; 29), —
разумея в этой заповеди не глаз, ибо что худого может сделать глаз,
когда душа находится в здоровом состоянии? — но друзей, близких к нам и
сделавшихся как бы нашими членами, повелевая не дорожить и их ДРУЖБОЙ,
чтобы безопаснее соделывать собственное спасение...
Посему и Пророк
говорит: «Не седох с сонмом суетным, и со законопре ступными не вниду»
(Пс. 25; 4). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1; 1).
Обыкновенно, не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные
люди; те явно производят свои ядовитые действия, а эти нечувствительно и
неслышно каждый день распространяют заразу, мало-помалу ослабляя силу
добродетели. А ты, когда намереваешься поселиться в городе, то много
стараешься узнать все о тамошнем климате, не вреден ли, не сыр ли, не
сух ли он, когда же дело касается души, то нисколько не стараешься
узнать тех людей, с которыми тебе приходится жить...
(Из бесед святого Иоанна Златоуста)
3.
Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: "Я блуж дал
в такой слепоте, что стыдился не иметь столько безстыдства, сколько
имели мои товарищи; я делался день от дня порочнее только для того,
чтобы за честность не прослыть у товарищей моих безчестным человеком.
Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил я по улицам Вавилона, и
как услаждался, валяясь в грязи порока, как будто это был драгоценнейший
бальзам...
Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по
своей воле, а я, бедный, шел за ним везде с радостью". Отчего же
происходила такая слепота? "О враждебное дружество! — продолжает
Августин, — ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для
своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому вред, но без намерения,
для одной шутки делают зло... Ах! бывало только скажут: "Пойдем с нами;
сделаем то или это", — и я стыдился не предаваться всем шалостям!.."
(Из творений блаженного Августина)
Оставить комментарий