Святитель Макарий Алтайский. «ЗА ЧТО РУССКИЙ НАРОД НАКАЗЫВАЕТСЯ»

 
..........................................................................................................................
Русь Святая, что стало с тобою? Где твоя святость? Где теперь благочес тие предков наших, которые за веру православную, за дом Пречистой Богоматери, за Царя Самодержавного, за землю Русскую готовы Были отдать всё, не только имущество, но и саму жизнь?

Тогда весь Русский народ, как один человек, – все думали одну думу; все сословия – и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные – состояли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец , там и нищий. Настает праздник Господень, и все идут в Храм Божий: князь и боярин с сумой для милостыни, и бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой, и земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, – все идут в Храм Божий, и для всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома запирались с субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники, как допускают ныне, и помину не было.
Супружества были неразрывными узами до гроба. Дети воспитывали сь в страхе Божием, в повиновении родителям, в почтении старшим. Не много было тогда мужей ученых, но все были люди Верующие, благочестивые. Простой народ разным наукам хотя и не учился, но хорошо знал ту науку, которую давала ему святая Церковь: от нее он учился по Псалтири, по прологам или толковым Евангелиям, по житиям Святых, по Златоусту и другим учителям Церкви, которые читались в Храмах Божиих. Из этих книг народ не только умудрялся во спасение, но и научался житейской мудрости.
Ныне не то стало: всё пошло по-иному, но только не по-Божьему. Старое мы стали бросать, а нового, доброго тоже не наживаем. От добрых старых обычаев у нас остались только клочки. Мы проживаем старое богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал блудный сын наследство свое- го доброго отца. Нужны ли примеры для этого? Вот в старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец – все люби- ли святую Церковь, как мать свою. Ныне многие стали чуждаться святой Церкви, стыдиться, как стыдится иногда своих простых родителей юноша, попавший в город по их же милости и наслушавшийся насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и мнимом превосходстве городских жителей.
В старину и князь, и боярин, и купец, и земледелец чтили Праздники Господни; все более или менее любили посещать храмы Божии; с вечера шли к вечерне; утром, вставая рано, шли к утрене, а потом к литургии. Ныне не то! Посмотрите, кем ныне бывают наполнены наши городские храмы? Там только простой народ, да и то далеко не весь и не всегда. Всё знатное, богатое там отсутствует: нет их ни на Вечернях, ни на Утреннем богослужении. С вечера одни из них сидят в домах увеселений, в театрах; другие дома занимаются увеселениями или прогулками; иные сидят за картежными столами, а утром, когда бывает Литургия, они ещё спят после вечерних и ночных развлечений.

В старину весь русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне разделился Русский Народ. Каждое сословие избрало для себя как бы свою особую Веру, свои обычаи. Верхние сословия стали стыдится веры своих отцов и остались совсем без веры или же пошли за изобретателями новых вер, сделались последователя- ми новых лжеучений. Средние сословия избрали себе новых богов: торговое стало поклоняться Золотому Тельцу, которому приносит в жертву все свои труды, все время, ему отдает и все свои думы, и все свое сердце; ремесленник то занят своим делом, препятствующим ему служить Богу, то отдается греховному отдыху в виде разгула, попоек и разного рода увеселений. И торговцы, и ремесленники живут также без веры и без Церкви.
Только низшее сословие держится пока унаследованной веры и обычаев, но и то далеко не все. И среди него образовался злополучный раздел: значительная часть простого народа отпала от Церкви, перешедши в раскол и сектантство с их многочисленными толками и разделениями.

Таким образом, как бы весь Русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись, а потом 70-летнему плену. Через пророка сказано было об этом народе: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места, всюду язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1,6). Нечто подобное стало и с Русским Народом. И он как бы обратился от ног до головы в гнойный труп.
В верхних слоях его отступление от Бога, отпадение от Церкви, восстание против Богоучрежденной власти, крамолы и убийства, подстрекательства к бунту, убийства сановником и других верных Царских слуг.
В среднем сословии, торговом и ремесленном, – поклонение Золотому Тельцу (т.е. Дьяволу - прим.) с забвением о Боге, о правде и чести, о милости.

А о простом народе с сожаление должно сказать, что он спился и развратился (за 12 - 20 лет до Революции - прим.). Он пропивает свое достояние, свои пожитки: он пьет с горя, с радости; все сделки у него совершаются не иначе, как с выпивкой. Если он несет Богу свою трудовую копейку, то в винную лавку отдает полный рубль. Он сам пьет, и дети пьют, пьют и женщины. Пьянство приводит его к разврату. Мужья оставляют жен, жены покидают мужей и идут за другими. Развращается и молодежь по примеру старших. Не было в старину такого разврата, как ныне.

Усилилось ныне и воровство: один обкрадывает казну и не считает это грехом; этот крадет святыню, обкрадывает Церковь. Наемник обкрадыва ет хозяина, а хозяин не всегда отдает должное наемнику. Обман и клятвопреступление также не стали считаться грехом. Кто только ныне не лжет, кто не обманывает? Нигде не стало честности и добросовестности. У самих, по-видимому, честных людей честность сохраняется только дотоле, пока ее сдерживает стыд и страх. У нас прошли те времена, когда можно было ценные вещи оставлять на дворе без запора и караула. Трудно ныне найти человека, который сам объявил бы потерянную кем-либо вещь и доставил её хозяину.

Так мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки и передали нам как богатое наследие, с которым соединилось Божие благословение. Не потому ли мы теперь терпим и неудачи? На окраине нашего Отечества нас постигла война, столь несчастливая для нас, что как будто Господь отступил от нас и не ходит с нами в войсках наших, предавши нас позору перед народами Земли. И при таком унижении мы дерзнем ли сказать: «За что, Господи?» Ибо знаем, что мы, будучи народом осчастливленным Богом и удостоенным Богом и удостоенным милостей Его преимущественно пред другими народа, обезславили имя Его нашею жизнею. Мы можем сказать только одно:»Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лиц!»

Несчастливые во внешней войне, мы ведем и внутреннюю войну, которая едва ли тяжелее внешней. Это – наша внутренняя смута, которая раздирает наш народ, производит застой в работах. Нам грозит опасность прийти в состояние того царства, которое, по Евангелию, разделившись само в себе, не устоит. Но при всем том мы как бы не чувствуем ударов, ибо пришли в состояние безчувствия, подобно больному, пораженному параличом. Бедствие родины, как чужое, не трогает нас, и мы даже при тяжелых ударах говорим: « Не только нам»!

Не для того ли Господь посылает нам кроме общего для всей страны бедствия ещё для каждого города и области особые несчастья: в одном месте у нас повальные болезни, в другом – падеж скота, в третьем – неурожай хлеба несколько лет кряду, в четвертом – волнения молодежи, волнения среди рабочих и другие смуты, грабежи, пожары. Несмотря и на это, мы все ещё готовы говорить: «Не больно нам», – и продолжаем есть и объедаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться. По прежнему пустеют наши Храмы и наполняются театры и дома народных увеселений любителями веселия.

О, Русь Святая! Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаяниями получила себе избавление! Вспомни Забытого тобою и помолись! Смех твой в плач да обратится! Принеси покаяние и плоды, достойные покаяния! Обрати нас, Господи, и мы обратимся. А без Тебя мы и сего не можем сделать. Возстани, Господи, помози нам и избави нас имени Твоего ради!

Из поучений Макария (Невского), епископа Томского, 1905 г.

====================================================

Февралистам он очень мешал своим строго православным сознанием и монархическими настроениями... Его беззаконно и безстыдно убрали вслед за Государем, лишив московской кафедры, а на его место был проведен экуменист, либерал Тихон Белавин...

Комментарии