СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ ПИСЬМА МИРЯНАМ О СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТВОРЕНИЯХ и Св. ПИСАНИИ
Вы
спрашиваете, почему необходимо чтение Святых Отцов! не довольно ли
Словом Божиим руководствоваться, одним священным Писанием, – чистым
Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческаго?
Отвечаю:
непременно нужно при чтении Писания, чтение Святых Отцов Восточной
Церкви. Вот что говорит святый Апостол Петр о Священном Писании: «Всяко
пророчество книжное по своему сказанию не бывает» (Русский перевод:
«никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою»). «Ни бо
волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы
глаголаша святии Божии человецы» (2Пет. 1:20–21). Как же Вы хотите
произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не
произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает ПРОИЗВОЛЬНОЕ
ТОЛКОВАНИЕ себя. Дух произнес Священное Писание, и только Дух может
истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, – Святые Отцы истолковали его.
Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священнаго
Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением
одного Священнаго Писания, то по необходимости должны понимать и
объяснять его произвольно. По той же необходимости НЕВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ
ИЗБЕГНУТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ; потому что «душевен человек не приемлет яже Духа
Божия, и не может разумети, потому что о сем надобно судить духовно».
«Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1Кор. 2:14, 11).
Особенно
ненавидят Отеческие Писания еретики всех времен: Писания Отцов открывают
прямой смысл Священнаго Писания, который враги Истины хотели бы
исказить для утверждения своих лжеумствований... Ересиарх Евтихий
выразил свое нерасположение к Отцам на Поместном Константинопольском
Соборе. «Священное Писание, – лукаво сказал он, – следует больше
уважать, нежели Отцов», – и сказал потому, что тогда Писаниями святых
патриархов Александрии Афанасия Великаго и недавно почившаго Кирилла
ясно обличалось его заблуждение богохуль- ное. Вселенская Церковь,
напротив того, всегда питала особенное уважение к Отеческим Писаниям:
этими Писаниями сохранилось единение Церковное, для котораго необходимо
всеми принятое, ИСТИННОЕ, БЛАГОДАТНОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ Писания. Вселенские
Соборы всегда начинались с чтения тех Отеческих Писаний, в которых с
особенною подробностию излагались догмат или предание, разсмотрение
которых составляло предмет совещаний Собора. И опираясь на Отеческие
Писания, Собор обличал ересь, произносил Православное Учение и
исповедание. Точно также и в частной жизни святые подвижники
первоначально воспитывались Отеческими Писаниями, только тогда они
переходили к чтению преимущественно Священнаго Писания, когда уже
достигали особеннаго духовнаго преуспеяния. «Глубоко море Писания, –
сказал св. Иоанн Лествичник, – и не безбедственно носится по нему ум
безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться богословия страстному»
(Сл. 27, о безмолвии). Эта опасность, это бедствие, очевидно,
заключается в произвольном толковании, в ЛОЖНОМ ПОНЯТИИ ПИСАНИЯ, отчего
многие иноки впали в гибельное заблуждение...
Напрасно еретики
выставляют свое мнимое уважение к Священному Писанию – ложное,
лицемерное: ЧТО ЗА УВАЖЕНИЕ К СЛОВУ БОЖИЮ, когда ПРЕДОСТАВЛЕНО КАЖДОМУ,
как бы он порочен ни был, ПОНИМАТЬ И ТОЛКОВАТЬ ЕГО ПРОИЗВОЛЬНО? Святая
Церковь, принимая благодатное толкование Священнаго Писания Святыми
Отцами, этим самым доказывает свое глубокое уважение к Священному
Писанию: она чтит его, как должно чтить слово Божие. Она научает чад
своих не быть дерзкими относительно Слова Божия, удерживает их от
ГОРДОСТНОГО СВОЕВОЛИЯ и безчиния, повелевает воспитываться чтением
Святых Отцов и при руководстве их проникать в чудный свет слова Божия,
поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть на него без
должнаго приготовления, умом нечистым и сердцем грехолюбивым...
=========================================
Оставить комментарий