СВЯТЫЕ О МУЧЕНИЧЕСТВЕ
...Самая выгодная купля — каплями крови
приобресть Небесное Царство, и за временные блага получить вечность
славы (свт. Григорий Богослов, 13, 260).
***
Они <мученики>
стояли, дрожа от холода; члены их замерзали, но образ мыслей их был
непреклонен; они стояли, представляя зрелище подвига для Ангелов, людей и
демонов. Ангелы ожидали отрешения (от тела) душ, чтобы,
прияв их, вознести в назначенное им место; люди с напряженным вниманием
ждали окончания (их подвига), испытывая силу общей всем природы — в
силах ли мы превозмочь столь великие мучения из страха и надежды
будущего? Демоны же с особенным вниманием следили за происходящим,
сильно желая видеть падение борцов и малодушное уклонение от опасностей;
но надежда их была посрамлена укрепляющим Богом... Видели (мученики)
изувечение членов, каждый своих собствен- ных и все друг у друга: один
лежал с разрушающеюся от холода ногою или пальцами; у другого лежащего
природная теплота тела уже готова была до конца охладиться (свт.
Григорий Нисский, 25, 247).
***
Мученики, подвергаясь
страданиям, не только не малодушествовали, не только не скорбели, но
радовались, торжествовали, ликовали (свт. Иоанн Златоуст, 44, 638).
***
Не
удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с
великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое, и чудное
очищение души, и как крещаемый — водою, так претерпеваю- щие
мученичество омываются собственною кровию... (свт. Иоанн Златоуст, 45,
564—565).
***
...Смерть мучеников не есть смерть, а начало
лучшей жизни, вступление в жизнь более духовную, преставление от худшего
к лучшему (свт. Иоанн Златоуст, 45, 569).
***
...Мучеником
делает не одна только смерть, но и душевное расположение. Не за конец
дела, но и за намерение часто сплетается венец мученичества (свт. Иоанн
Златоуст, 45, 645).
***
...Мученичество без любви не только не
делает учениками <Христа>, но и не приносит никакой пользы тому,
кто терпит... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 652).
***
Ум не спрославится с Иисусом, если тело не страждет за Христа (прп. Исаак Сирин, 58, 365).
***
...Не
те только мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те,
которые умирают за соблюдение заповедей Христовых (прп. Исаак Сирин, 58,
33).
***
...Вы сами, если захотите, можете каждодневно проходить
подвиг мученичества, подобно мученикам, можете страдать и терпеть за
Христа каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть?
Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими — демонами, и
будете всегда противостоять греху и страстной воле своей. Те
противостояли мучителям, а вы противьтесь демонам и пагубным страстям
плотским, кои тиранически устремляются на душу нашу каждый день, каждую
ночь и каждый час и понуждают нас делать то, что не сообразно с
богочестием и чем прогневляется Бог. Итак, если и мы противостанем всему
такому, не послушаемся советов лукавых демонов и не станем творить волю
плоти и помышлений и питать ее удовлетворением ее бесчинных похотений,
то, по всей справедливости, будем и мы мучениками, противовоюющими греху
(прп. Симеон Новый Богослов, 77, 49—50). Если вас вызовут на брань,
если настанет для вас день вашего ратования, — сражайтесь мужественно,
но поборайте неослабно, зная, что вы сражаетесь пред очами... Господа...
(сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 121).
***
Нисколько не меньше
слава мученичества, если кто пострадал не всенародно и не среди многих,
лишь бы пострадал за Христа... (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 276).
***
...Кто не соблюл братской любви, тот не может быть мучеником (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 188).
***
В крещении водою приемлется отпущение грехов, в крещении кровию — венец добродетелей (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 327).
***
...Если
Он <Христос> пострадал за грехи чужие, то тем более каждый должен
страдать за свои грехи (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 333).
***
...У
убиенного отнимается мир, но восстановленному даруется рай, погашается
жизнь временная, но настает вечная (сщмч. Киприан Карфагенский, 64,
351).
***
Те, которые удостоились этой почести (мученичества),
совершенно освободились от отвратительнейшей бездны мира, — они победили
условие насильственной смерти (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 368).
***
Может
ли что-нибудь быть величественнее и прекраснее, как, находясь под
мечами стольких мучителей, немолчно исповедать Господа, Виновника своей
свободы и спасения? (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 369).
***
...Должно
переносить и терпеть все, и не должно желать кратковременной радости,
чтобы потом терпеть всегдашнее мучение (сщмч. Киприан Карфагенский, 64,
371).
***
...Как золото очищается огнем в горниле, так и мы должны
все терпеть, чтобы быть чистыми от всякой скверны... (сщмч. Киприан
Карфагенский, 64, 375).
***
...Смерть соделывает жизнь более безопасною, смерть возвращает погубленную славу... (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 381).
Оставить комментарий