ПРАВ. ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ: Характер настоящего, временного жития – прелесть.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК
Был в дни преподобного игумена Никона
один брат по имени Никита. Этот инок, желая, чтобы его славили люди,
замыслил великое дело не ради Бога и начал проситься у игумена уйти в
затвор. Игумен говорил ему: «Сын мой Тебе нет пользы сидеть праздно: ты
еще молод. Лучше тебе оставаться среди братий: служа им, ты не лишишься
воздаяния. Ты сам видел, как бесы прельстили святого
Исаакия, нашего брата». Никита же отвечал: «Никогда не прельщусь, как
он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения».
Никон в ответ ему сказал: «Выше сил прошение твое. Берегись, браг мой,
чтобы, вознесшись, не упасть». Но Никита никак не хотел внять тому, что
говорил ему игумен, и, как захотел, так и сделал: заложил свои двери и
никогда не выходил. Прошло несколько дней. Во время своего пения,
услышал Никита голос молящегося с ним и ощутил запах несказанного
благоухания. И этим прельстился он, говоря себе: «Если бы это был не
ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания Духа
Святого». И он стал прилежно молиться, говоря: «Господи! явись мне так,
чтобы я мог видеть Тебя». Тогда был к нему голос: «Не явлюсь: ты еще
молод, вознесшись, не упади». Затворник же со слезами говорил: «Нет, не
прельщусь я. Господи! Игумен мой научил: меня не внимать обольщениям
диавола. Все же, что Ты повелишь мне, я исполню». Тогда диавол принял
власть над ним и сказал: «Невозможно человеку в теле видеть меня. Но вот
я посылаю ангела моего: он пребудет с тобой, и ты станешь исполнять его
волю». И тотчас стал перед ним бес в образе ангела. Поклонился ему
инок, как ангелу, и сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги,
и так будешь беседовать с Богом и из книг станешь подавать полезное
слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоем спасении
Творца своего». Прельстился Никита и перестал молиться, а прилежно
занимался чтением и поучал приходящих к нему, видя же беса, постоянно
молящегося о нем, радовался ему, как ангелу, творящему за него молитву. С
приходившими к нему Никита беседовал о пользе души и начал
пророчествовать.
И пошла о нем слава великая, и все дивились, как
сбывались его слова. Посылает однажды Никита к князю Изяславу сказать
ему: «Нынче убит Глеб Святославич в Заволчьи. Скорее пошли сына своего
Святополка на престол в Новгород». Как он сказал, так и было, - через
несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл
затворник пророком и стали слушаться его князья и бояре. Но бес не знал
будущего, а что сам сделал, или чему научил злых людей – убить ли,
украсть ли – то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать
от него советы или слово утешения,- бес, мнимый ангел, рассказывал, что
случилось из-за него самого, и Никита пророчество вал. И всегда
сбывалось про
рочество его. Никто также не мог состязаться с Никитой в
знании книг Ветхого Завета, - он его весь наизусть знал: книги Бытия,
Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств и все пророчества. Вообще все книги
еврейские знал на память. Евангелия же и Апостола, преданных нам в
благодати для нашего утверждения и исправления, он не хотел ни видеть,
ни слышать, ни читать и другим не позволял беседовать с собою о них. И
из этого все поняли, что он прельщен.
Не могли стерпеть этого
Преподобные Отцы... И все они пришли к прельщенному, помолились Богу и
отогнали беса от затворника, и после того он не видел его более. Потом
вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете, чтобы услышать от
него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг Ветхого
Завета, которые прежде знал наизусть, а теперь не помнил из них ни
единого слова. После изгнания беса он был в таком состоянии, что почти
разучился говорить, так что блаженные Отцы едва научили его грамоте.
С
тех пор предал себя Никита воздержанию, и послушанию, и чистому,
смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели, и впоследствии
был поставлен епископом в Новгороде.
Оставить комментарий