«БЛИЗ ЕСТЬ, ПРИ ДВЕРЕХ…» СЕРГИЙ НИЛУС
(выдержки из книги)
ЧАСТЬ I
ИСПОЛНЕНИЕ ВРЕМЕН
Между
тем тихое веяние Духа Святаго уже предваряло смиренномудрие верных о
том, что исполняются «времена и лета, ихже положи Отец в Своей власти…»
В Летописи повседневной монастырской жизни святой Оптиной Пусты ни, не
без воли Божией ставшей со смертью Льва Толстого известной всему мiру,
записано под 1848-годом следующее: «С наступлением 1848-го года настали
бедствия в Европе почти повсеместно. Во Франции 24-го Февраля –
Революция, ниспровержение законной власти, республика. От Франции
разлился сей адский поток в смежные земли..., кроме России. Везде
мятежи, нестроения. В России: холера, засуха, пожары… 26-го Мая, в
среду, в 12-м часу дня загорелся губернский город Орел. Сгорело 2800
домов; на воде барки сделались добычею пламени. В Ельце сгорело 2300
домов…»
В той же Летописи под тем же годом читаем: «Июнь 24-е число.
Четверток. Праздник в Скиту дня Рождества св. Иоанна Предтечи.
Пополудни в три часа зашла страшная туча с молнией и громовыми ударами с
юго-запада при 20 градусах тепла. Она разразилась страшною бурею с
проливным дождем и градом. От этой тучи во многих местах Козельского
уезда произошли разрушения, в особенности же в Оптиной Пустыне.
На
церквах Казанской и Больничной разломало на части железную крышу,
сорвало кресты; на колокольне поколебало главу с шпилем и вырвало
кровельный лист; на корпусах, трапезном и братском, что возле
колокольни, и на казначейском повредило железные крыши; во многих других
местах повредило черепичные крыши и изгороди, поломало множество
садовых плодовых деревьев. В Скиту упавшею сосною повредило башню, что
на конном дворе; а с юго-западной стороны тоже упавшею сосною разбило
два каменных столба в скитской ограде. А в монастырском лесу поломано и
вырвано с корнем до двух тысяч самых толстых сосен. Страшная буря! Никто
не запомнит такой…»
По поводу этой бури великим старцем Макарием
Оптинским, учителем старца Амвросия, были сказаны следующие
многознаменательные слова:
- Это страшное знамение Божьяго гнева на
отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас –
стихии. Началось с Европы, кончится нами...
Разбирая архив Скита
Оптиной Пустыни, я нашел в нем между прочим замечательное письмо игумена
Черменецкого монастыря, Антония (Бочкова), писанное в том же 1848-м
году Оптинским Старцам:
«Благодарю о. Иоанна, что меня вспомнил и потрудился написать.
Кажется,
теперь и раскольникам и православным следует подумывать не о своих
личных делах, а о грядущем Божием гневе на всех, который может, яко сеть
захватить всех живущих на земле. Революция во Франции не есть частное
зло, а только воспламенение тех подкопов, которые подведены под всю
землю, особливо ... европейскую, яко хранительницу Просвещения и
духовного и мирского. Теперь страшен уже не раскол, а общее европейское
безбожие... Времена язычников едва ли не оканчиваются. Все европейские
ученые теперь празднуют освобождение мысли человеческой от уз страха и
покорности заповедям Божиим. Посмотрим, что сделает этот род XIX-го
века, сбрасывающий с себя оковы властей и начальств, приличий и обычаев.
Посмотрим, каков будет этот новый Адам в 48 лет, который теперь
возрождается из европейской благородной земли, какова будет эта зловещая
птица, высиженная из гнезда парижского? Этой яйцо уже давно положено:
оно еще в 1790-х годах согревалось, и вылупившийся Наполеон, хотя и
обжег себе крылья на пожаре Московском и как будто мы вместе с ним
простились и с войной, и с общими потрясениями, но, видно, это был
только один болтун, а настоящий высидок явится в наше преблагополуч ное
время, во дни мира и утверждения. Если восторжествует свободная Европа и
сломит последний оплот – Россию, то чего нам ожидать, судите сами. Я не
смею угадывать, но только прошу премилосердного Бога, да не узрит душа
моя грядущего царства Тьмы».
Тогда еще не дано восторжествовать
Свободной Европе над Россией: Самодержавие было в крепких руках
Императора Николая I; на страже Православия стояли два Филарета –
«святой и мудрый» - и сонм иерархов, как звезды на тверди небесной.
«Держай» апостола Павла (2 Фес. II7) не был еще взят от среды...
Оставить комментарий