ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩИЙ ПОДВИГ МУЧЕНИЧЕСТВА ИЛИ ИСПОВЕДНИЧЕСТВА
Когда в
римской империи царствовал Юлиан, то все христиане скрывались из-за
того, что по повелению императора везде приносились жертвы языческим
богам, и язычники в угоду своему государю, оскверняя себя и не боясь
суда Божия и Вечного наказания, силою принуждали твердых в вере
исповедников Христа принимать участие в этих жертвоприношениях.
В это время были схвачены и приведены на суд к Юлиану два пресвитера
Антиохийской Церкви Евгений и Макарий. На суде они ИСПОВЕДАЛИ Христа
истинным Богом и Судиею живых и мертвых и ОБЛИЧИЛИ императора
отступника, как нечестивца и убийцу, НАРУШИТЕЛЯ Заповедей Божиих,
язычника и служителя идолов, причем сказали ему:
– Горе тебе,
нечестивец и наследник Вечного, нескончаемого огня! Горе твоей
суетности! Как ты решился вместо света снискать себе тьму?
От этих
слов Юлиан пришел в гнев и повелел мучать их. Подвергнутые мучениям лица
их сияли радостью и тем обличали злобу мучителя. После сего Юлиан
приказал заключить их в оковы и сослать в Оасим Аравийский. Идя на место
ссылки, святые радовались, что терпят изгнание за Христа, и пели:
«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем»...
................................................................................................................................................
Свят. Иоанн Златоустый, Вселенский Учитель веры христианской в своей
пространной «Похвале» святому Отцу нашему Евстафию Антиохийскому
говорил:
«Не удивляйтесь, что, начиная слово похвалы святому
Евстафию Антиохийскому, я назвал этого святого Мучеником; он своею
смертью окончил жизнь, как же он Мученик? Я часто говорил вашей любви,
что Мучеником делает не одна только смерть, но и душевное расположение.
Не за конец дела, но и ЗА НАМЕРЕНИЕ часто сплетается венец мученичества…
Св. Евстафий, подобно Апостолу Павлу, готов был на безчисленные смерти,
и все их претерпел расположением и ревностью, много опасностей,
постигших его, перенес и самым опытом. И из отечества изгнали его и
многое другое воздвигли тогда против этого блаженного, хотя не имели
никакой справедливой причины к обвинению, а только то, что, по словам
Апостола Павла, враги его «заменили истину Божию ложью, и поклонялись и
служили твари вместо Творца»(Рим.1:25), он же удалился от нечестия и
убоялся беззакония, но это достойно венцов, а не обвинения».
«Для
чего же был изгнан святой Евстафий, для чего Бог попустил гонителям его.
Для чего? Не подумайте, что слова эти послужат к разрешению одного
только этого недоумения; нет, если случится вам говорить о подобном и с
язычниками, или еретиками, то, что будет здесь сказано, будет достаточно
к разрешению всякого недоумения. Бог попускает истинной и апостольской
вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству
попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал
слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собою разрушаются, и
чтобы ты убедился в силе Веры, которая терпит нападения и чрез самих
противников умножается… Видишь ли, что Бог для того попускает ангелам
сатаны нападать на рабов Божиих и причинять им безчисленные бедствия,
чтобы проявилась сила Его.
.................................................................................................................................................В
один из торжественных дней царь Максимиан велел приготовить судилище на
месте для зрелищ, называемом Амаксика; это место Максимиан избрал для
того, чтобы весь народ мог видеть суд; сюда повелел он привести святых
мучеников. Тогда же приведены были сюда оруженосцами и семьдесят святых
Христовых воинов, вместе со своим начальником св. Маврикием. Взглянув на
них, царь сказал Маврикию:
– Мы надеялись, Маврикий, что вы, как
люди, не оставленные нашею царской милостью, кормившиеся нашим
жалованьем и удостоившиеся от нас высших почестей, будете следовать
нашему благочестивому примеру и вразумите отвергающих наш угодный богам
закон, уврачуете мнение заблуждающихся, – словом мы были уверены, что
исправите всё, что делают не по нашему повелению, против нас и вопреки
нашему желанно. Но мы слышим, что вы поступаете как раз наоборот, – не
только не усмиряете тех, кто восстает против нашего закона, но и сами
являетесь противниками наших всесильных богов; вы пренебрегаете ими, не
оказываете им чести, не приносите жертв и приношений; мало того, вы
сделались даже для других руководителями и увлекаете их в погибельную
пропасть, если только есть правда в том, что нам сообщили об вас.
На это святой Маврикий отвечал:
–
Царь, та обида, которую мы наносим безчувственным богам вашим, готовит
нам славный венец победы у истинного Бога нашего. Мы не унижаем, не
презираем, как ты полагаешь в своем безумии, Бога, сотворившего нас, но
прославляем Того, Кто единый истинный Бог, Кто создал небо и землю, море
и всё, что в них. И не подобает называть богами скверных и нечистых
бесов, вводящих людей в гибель, и идолов их глухих, слепых и
безчувственных. Тогда царь сказал:
– Так-то ты, Маврикий, воздаешь благодарность богам, которые удостоили тебя чести и даровали тебе первое место в воинстве?
Святой же Маврикий отвечал:
–
Никогда никакой чести я не принимал от богов ваших и не хочу почитать
их. Ибо кто из людей, знающих о Боге, захочет воздавать почитание
безчувственным вещам кроме не имеющих разума и уподобившихся
несмысленным скотам (Пс.48:13).
Тут царь велел отделить святого Маврикия от семидесяти воинов и обратился к последним с ласковой речью:
–
Кто вас, братия, прельстил и внушил вам мысль отступить от спасителей
наших богов и разделять заблуждение людей, почитающих Распятого
Человека, какого-то злодея?
Тогда блаженный Феодорит вместе с Филиппом отвечали от лица всех святых мучеников:
– Безбожный мучитель, мы не только не заблуждаемся сами, но и тебя
желаем освободить от заблуждения, от которого избавились, поклоняясь
единому истинному Богу – Отцу всемогущему и единородному Сыну Его
Господу Иисусу Христу нашему – истинному Богу и Божией Премудрости и
святому Его Духу, Который вдохнул в нас познание и разумение, чтобы мы
могли исповедывать единосущную Троицу. Мы ГНУШАЕМСЯ НЕЧЕСТИВОЙ ВЕРЫ
ТВОЕЙ, оставляем сан временного воина, чтобы нам удостоиться быть
воинами Бога, Царя Сил.
На это Максимиан сказал:
– Ты дерзок,
Филипп, благодаря нашему терпению и кротости. Оставьте же лучше ваше
зловерие, чтобы не возбудить в нас гнев и ярость; вы подвергнетесь лютым
мукам, если осмелитесь исповедывать Человека, Которого вы считаете
одним из богов.
Тогда святые семьдесят мучеников отвечали мучителю:
–
Твоя суетная и тщетная угроза, богомерзкий царь, дает нам силу и
крепость; мы не боимся никаких мук, ибо нет страха в душе того, кто
любит Господа.
После долгих мучений и заключения в темницу, царь опять вызвал св. Мучеников к себе и потребовал от них принести жертвы бесам...
Святые же отвечали:
–
Знай, нечестивый и неведующий Бога нашего царь, что как ты далеко
отстоишь от любви Христа и истинного света, будучи помрачен тьмою
бесовского заблуждения, так и мы не чувствуем мук, которые ты нам
причиняешь, ибо ум наш просвещен верою и любовью Христа Бога нашего.
Придумай же, мучитель и служитель бесов, каким новым и тягчайшим мукам
предать нас; душа наша жаждет и Христова любовь в нас желает чрез
страдание разрешиться от тела и увидеть Бога живого, царствующего во
веки.
Святой же Маврикий, обратившись к царю, сказал ему:
–
Нечестивый и скверный мучитель, неужели ты не видишь своей слабости,
неужели ты не сознаешь своего ничтожества; ведь даже Фотин, сын мой,
малый юноша, мог перенести столько лютых мучений; этим он сокрушил и
сломил силу твоего беззаконного царства. Как же ты можешь одолеть всех
нас, сам будучи побежден и посрамлен молодым юношей?
===================================================================
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПО ПАТРИАРХИЙНОМУ: В 1930 году диакон Михаил был
рукоположен во священника ко храму села Гурьево. С 1935 года он стал
служить в храме родного села Щеглятьево.
11 ноября 1937 года местный
парторг отправил в районный отдел НКВД докладную записку, в которой
писал, что священник Михаил Маслов говорил, что жизнь при советской
власти и руководстве Сталина стала тяжелой, ничего нет, даже несчастной
картошки колхозники и то не получают, а если и получают, то гнилую.
Насчет страховки помещений говорил, что советской власти только деньги
плати, а если сгоришь, получишь кукиш. Не то что построиться, а
несколько деревьев не купишь. Раньше, при старом строе, погорелец идет
собирать, ему и штанов, и рубах, и денег, и продуктов дадут – сгорело
меньше того, что он получит.
1 февраля 1938 года председатель
сельсовета составил справку о священнике и представил ее в районный
отдел НКВД. В ней он писал, что священник влиял на трудовую дисциплину
колхозов путем беседования со старушками у окошек и на дому, сроки
государственных поставок не выполнял и был антисоветски настроен. В тот
же день следователь допросил одного из свидетелей, который сказал: «Знаю
то, что Маслов агитирует колхозников, чтобы они ходили в церковь и
молились Богу. Лично мне говорил, чтобы я ходил в церковь, Бог за это
даст здоровье».
10 марта 1938 года отец Михаил был арестован,
заключен в тюрьму в городе Волоколамске и в тот же день допрошен. На
вопросы следователя он ответил, что его антисоветская деятельность
заключается в том, что он недоволен советской властью, почему и говорил,
что при советской власти нет обуви, нет одежды, раньше, при царе, всего
было много и все было дешево, а теперь нет ничего. Всех сделали нищими,
картофеля и того вдоволь нет.
– Гражданин Маслов, во время выборов в
Верховный Совет вы вели антисоветскую агитацию и говорили: «Коммунисты
говорят, что при советской власти будет демократия; она есть только на
словах, а на деле ее нет; ишь как хитро Сталин написал, что нет теперь
лишенных избирательных прав, а в действительности это живой обман,
демократии при советской власти нет и не будет никогда». Следствие
предлагает вам дать искренние показания по этому вопросу.
– В этом виновным я себя не признаю. Больше показать ничего не могу.
15
марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу.
Священник Михаил Маслов был расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в
безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
==================================================================
В начале марта 1938 года власти составили обвинение, в котором писали, что Николай Горюнов является протодиаконом и, будучи враждебно настроен к советской власти и коммунистической партии, систематически среди населения деревни Обухово проводит контрреволюционную агитацию и высказывает террористические настроения против руководителей партии и правительства. 11 марта сотрудники НКВД арестовали отца Николая.
Были вызваны несколько свидетелей, каждого из которых спрашивали, знает ли он протодиакона Николая, и поскольку все они знали его, то так и ответили.
Затем следователь попросил их расписаться в конце страницы, на которой были записаны показания и где еще оставалась половина страницы незаполненной, и затем уже в отсутствие их он написал все, что ему было нужно.
12 марта 1938 года следователь НКВД допросил протодиакона.
— Вы признаете себя виновным в контрреволюционной деятельности, в том, что говорили, что советская власть не дает жить служителям культа, троцкистов сажают и расстреливают за то, что они борются за хорошую жизнь, и в случае войны вы будете бить коммунистов? — спросил следователь.
— Виновным себя в контрреволюционной деятельности и агитации против Советской власти и Коммунистической партии я не признаю. Подобных разговоров я не вел, — ответил протодиакон.
15 марта Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу, и он был перевезен в Москву в одну из тюрем НКВД. Протодиакон Николай Горюнов был расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Спустя два года те же свидетели были допрошены вновь, была установлена истина, и дело по вымышленному обвинению протодиакона Николая было прекращено.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
===================================================================
Советский МП СВЯЩМУЧ. Димитрий (Гливенко), иерей.
День памяти 22 марта.
Во
второй половине тридцатых годов он был настоятелем Троицкого храма в
селе Карачарово Ухтомского района Московской области. В январе 1938года
отец Димитрий был арестован и допрошен.
– Следствием установлено, что
вы являетесь членом контрреволюци онной группировки, возглавляемой
благочинным Воздвиженским. Признаете ли это?
– Нет, я это не признаю.
– Следствию известно, что вы, состоя членом контрреволюционной
группировки, вели среди населения активную контрреволюционную
деятельность. Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю, так как этого не было.
–Следствию также известно, что вы высказывали террористические
настроения относительно Социализма. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.
Отцу Димитрию была устроена очная ставка со священником Сергием Сахаровым, дававшим необходимые следствию показания.
–
Дайте следствию показания о принадлежности Гливенко к
контрреволюционной группе духовенства и о его контрреволюцион ной
деятельности, – потребовал следователь от Сахарова.
– Дмитрий
Павлович Гливенко является активным членом контрреволюционноий группы
духовенства, руководимой Владимиром Федоровичем Воздвиженским, которая
ставила своей целью свержение Советскоий власти с помощью
капиталистических стран.
– Подтверждаете ли вы показания Сергея Николаевича Сахарова? – спросил следователь отца Димитрия.
–
Нет, я показания Сахарова отрицаю, так как я кконтрреволюцион ной
группировке не принадлежал и никакой контрреволюционной деятельности не
вел.
Расстрелян в Бутово.
Оставить комментарий