СВЯТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ К СОВРЕМЕННЫМ ФАРИСЕЯМ ЩЕПКИНЦАМ

Где гордость и дерзость иудеев? Где Симон волхв, первый еретик, ученик и предтеча антихриста? Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий, где Несторий? Где все противоборствовавшие истине, о которых Церковь восклицала: «псы окружили меня» (Пс.21:17)? Не погибли ли все они? Рассеяны они все за свои хуления и отовсюду изгнаны как волки, ПОТОМУ ЧТО встретили себе ПРОТИВНИКОВ И МУЖЕСТВЕННЫХ ПРОТИВ НИХ БОРЦОВ в лице блаженных мужей – ТОГДАШНИХ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ Церквей: то были ИСТИННЫЕ ПАСТЫРИ! Но я вижу большое различие между тогдашними пастырями И СОВРЕМЕННЫМИ. Те были борцы, А ЭТИ БЕГЛЕЦЫ; те совершенствовались в книгах и учении, а эти изощряются в нарядах, колесницах и украшениях. Эти как наемники оставляют овец и бегут, а те душу свою полагали за овец по примеру доброго Пастыря. О, блаженные мужи, имена коих в книге жизни! Скажу я со слезами: где тот блаженный ЛИК СВЯТИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, которые как светочи ПРОСИЯЛИ в мире, соблюдая слово жизни? Впрочем, что мешает нам возобновить сейчас в памяти их имена, хотя бы из многих немногие? Ведь самое это воспоминание о них послужит к освящению душ наших. Где Еводий – благоухание Церкви, преемник и подражатель святых Апостолов? Где Игнатий – жилище Божие? Где Дионисий – птица небесная? Где Ипполит, сладчайший и благостнейший? Где Василий Великий, почти равный Апостолам? Где Афанасий святой, изобильный добродетелями? Где Григорий, второй Богослов, непобедимый воин Христов и ему соименный? Где великий Ефрем, утешитель малодушных, наставник юных, руководитель кающихся, гроза еретиков, сокровищница Духа, сосуд добродетелей? Видите, какой Собор? И как разнятся эти святые и блаженные пастыри ОТ НЫНЕШНИХ? Я знаю еще и других богоносных Учителей, но на этот раз уже достаточно перечисленных. Они душу свою, как я уже сказал, полагали за овец, а эти – современные – оставляя овец, бегут; те сильны были в слове и в деле, а эти – в деньгах и в стяжании лошадей, мулов, полей, стад, поваров и роскошного стола. О подобных вещах они готовы беседовать без конца и днем и ночью, а для словесной паствы, за которую предстоит им дать ответ в страшный день Суда, у них не находится и слова. Если кто спросит их о книгах, они отвечают: я беден и не в состоянии купить книг. Между тем перед народом они являются вовсе не бедными, но одетыми в изысканные одежды, с туго набитыми кошельками; шеи у них как у откормленных быков, за собою они волочат толпу учеников, или вернее поваров. О, великий срам! О, постыдная роскошь! О, жалкое сребролюбие! О, несытое чрево! Отсюда-то соблазны, отсюда сплетни, дурная молва, упреки, безпорядки. На все упреки они отвечают: я не обижаю никого, а своим имуществом могу располагать. Если же кто из нечестивых еретиков НАЧИНАЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬ свое безумное учение, ОТВЕЧАТЬ НЕКОМУ, БОРОТЬСЯ НЕТ ОХОТНИКОВ: все оказываются бедными, БЕЗСЛОВЕСНЫМИ, все убегают. о, сребролюбие – злой корень всех зол! При помощи богатства вы надеетесь спастись? Но «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Утопая в роскоши и пьянстве, превозносясь гордостью, ВЫ ХОТИТЕ ПОБЕДИТЬ ЕРЕСИ? Но горе вам, изнеженные и сластолюбивые, щеголяющие в золоте и изысканных нарядах! Как другим вы покажете прекрасную бедность Христа, ради нас обнищавшего и заповедавшего ученикам Своим не иметь и меди в поясах (Мф. 10:9)? Вот именно прельщаетесь вы, не разумея Писаний! Не слышите разве вы Господа, говорящего: «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), и еще: «горе вам, богатые» (Лук. 6:24), и: «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6:19)! Богатство ваше умножилось, А СЛОВО ОСКУДЕЛО; одежды ваши тленны, о них ли дадите вы ответ Пастыреначальнику Христу? Ведь вы знаете, что каждый из нас даст ответ Богу о себе самом, А ВАМ – АРХИЕРЕЯМ, иереям и дьяконам – предстоит ответ И О СЕБЕ И ОБ ОВЦАХ, СКОЛЬКО КАЖДОМУ ВВЕРЕНО. Смотрите же, не забудьте вверенных вам талантов! «Внимайте себе и всему стаду» (Деян. 20:28); смотрите, чтобы не потерялась овца из вашего стада. Ведь вы знаете, что ЕСЛИ ОДНА ОВЦА ПОГИБНЕТ, сделавшись добычей врага, – по вашей безпечности, – ТОГДА ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВЫ НЕ ЗАГЛАДИТЕ ЭТОЙ ПОТЕРИ: КРОВЬ ЕЕ Судья взыщет от руки вашей.


Комментарии