СХИМОНАХЪ ЕПИФАНИЙ (ЧЕРНОВ)
«СВЯЩЕННИКЪ» И ПОРТРЕТЪ «ВОЖДЯ»:
Недалеко
отъ Омска есть небольшой городокъ съ названіемъ на чувашскомъ языкѣ –
Исиль-Куль. Названіе это примѣчательно тѣмъ, что по-русски означаетъ –
«вонючее озеро». Въ этомъ городкѣ есть, а сказать осторожнѣй, была одна
церковь нѣсколько лѣтъ тому назадъ. Въ ней служилъ молодой «священникъ»,
кажется, отецъ Николай. Городокъ – маленькій, въ немъ
больше пыли, чѣмъ населенія. И всѣ жители другъ друга знаютъ, какъ
ходящіе, такъ и не ходящіе въ эту церковь.
Самы́й храмъ
приспособленъ изъ обычнаго дома, а можетъ и построенъ былъ такимъ.
Вхо́дите сперва въ «притворъ», потомъ доходите до двери, ведущей въ
самы́й «храмъ», т.-е. среднюю часть его. Надъ этой дверью виситъ икона
Святителя Николая. Поэтому проходящій дверью обычно кланяется иконѣ, не
глядя. «Батюшка», учитывая это обстоятельство, сдвинулъ икону Святителя
немного въ сторону и повѣсилъ симметрично рядомъ портретъ безбожнаго
«Ильича». Богомольцы, входя́ въ храмъ, кланяются, такимъ образомъ,
обоимъ – и Святителю и Чудотворцу Николаю и «вождю революціоннаго
пролетаріата» Ленину...
И вотъ, какъ только «пастырь» это сдѣлалъ,
то тѣ жители города, что въ храмъ къ нему не ходятъ, вскорѣ это замѣтили
и вполнѣ понятно, что сказали ходящимъ: – «Вы что и лысаго во святыхъ
признали?» – «Да ты что? Такого богохульства ты не произноси!» – «Да я
не знаю, кто изъ насъ богохулъ и богоборецъ, вы ли, кланяющіеся «иконѣ»
картаваго или мы, вамъ объ этомъ говорящіе?! Вы посмотрите, что у васъ
въ храмѣ дѣлается? Святую Икону Святителя и Чудотворца сдвинули въ
сторону, а портретъ этого идола бѣсовскаго повѣсили!» – «Да что ты
говоришь?! Гдѣ? Гдѣ повѣсили?» – «Да въ притворѣ, въ вашемъ храмѣ… Еще и
говорите, что у васъ, молъ, все «по-старому»! А Ленинъ у васъ «по
старому» съ Иконами виситъ?!»
Побѣжали церковники въ свой храмъ и
ахнули. И, вправду, такъ оно и есть! Портретъ Ленина виситъ, какъ икона…
Мигомъ къ «батюшкѣ»! Кто кричитъ одно, кто – другое… Возмущенію,
кажется, нѣтъ предѣла: – «Кто Вамъ далъ право… Портретъ Ленина со Св.
Иконами… Это – кощунство!.. Какое безобразіе въ храмѣ, подумать только…
Оскверненъ Домъ Божій… И кто дѣлаетъ? Волкъ въ овечьей шкурѣ… Мы
кланяемся, а оно вонъ что»…
«Священникъ» выждалъ, когда голоса
умолкли: – «Вы кончили?.. А теперь, разрѣшите, я Вамъ отвѣчу… Если я и
ошибся, то не очень… Я вѣдь не повѣсилъ портретъ въ самомъ храмѣ»… – «А
развѣ это не храмъ?!» – «Позвольте! Я вѣдь не мѣшалъ, не перебивалъ
Васъ? Такъ и Вы дайте мнѣ говорить… Давайте разберемся, почему я
повѣсилъ портретъ Владиміра Ильича Ленина рядомъ съ Иконою Святителя
Николая? Да потому, что у этихъ двухъ людей, жившихъ въ разное, несхожее
время, есть большое сходство. Почему мы чтимъ Святителя Николая? Да
потому, что онъ спасъ отъ смерти нѣсколькихъ человѣкъ. И мы правильно
дѣлаемъ, что чтимъ его! А Владиміръ Ильичъ спасъ не два или три
человѣка, какъ Святитель Николай, а милліоны людей! Не должны ли и мы,
съ тѣмъ бо́льшимъ основаніемъ, воздать почитаніе Владиміру Ильичу?! Я
васъ понимаю: вы согласны чтить Святого Николая, но не согласны чтить
Владиміра Ильича! Такъ или нѣтъ?» – «Но и мы чтимъ Ленина, но по-иному!
Не какъ Святого»… – «Иному не должно быть мѣста»…
«Священникъ»,
помолчавъ, добавилъ: – «Ну, такъ вотъ… Вы не хотите чтить Владиміра
Ильича Ленина. А я вамъ, пожалуй, скажу, что вы попросту не понимаете
того, что я говорю. Но придетъ время, вы поймете… На этотъ разъ я вамъ
уступаю. Что подѣлаешь, не понимаете! По вашему требованію я сниму
портретъ. Но оно, это требованіе, – я заявляю, – несправедливо!»
Женщины стояли растерянные. Не знали, что сказать… А «священникъ»
подставилъ стулъ и снялъ портретъ. Поцѣловалъ его и вынесъ изъ стѣнъ
храма, въ сторожку. Тамъ его онъ и повѣсилъ, а богомолки почувствовали,
что изъ этого разговора могъ быть и «выводъ» политическій не въ ихъ
пользу…
Да, правъ былъ Уральскій начальникъ милиціи, когда говорилъ,
что «священники» оффиціальной «совѣтской церкви» – «работаютъ на
атеизмъ», «ведутъ народъ къ намѣченной цѣли – коммунизму!» (Жители
города Исиль-Куля).
Оставить комментарий