Н.Р. РЕДЛИХ (1962г.) ОЧЕРКИ БОЛЬШЕВИЗМОВЕДЕНИЯ (ЧАСТЬ 1)
Фикций в
СССР великое множество. В отличие от мифов они здесь никогда не исходят
от народа - предписываются властью сверху. Фикции очень разнообразны:
это и омертвелые мифы и чистые фикции; фикции еще нужные власти и
упраздняемые ею; фикции, предаваемые забвению и фикции свежие
нарождающиеся, для питания народа; фикции, охватывающие целые логические
построения и фикции выражаемые одним словом, одним понятием.
Если принять эти многочисленные фикции всерьез, то получится совершенно
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ понятие о Советской жизни. Задачей изучения и первым
условием трезвого понимания Советской действительности является
признание этих фикций за то, что они есть на самом деле, то есть за
фикции, уяснение их громадного значения в Советской жизни и усмотрение
условий, из которых эти фикции неизбежно вытекают. Все сконструированные
большевистские мифы и фикции можно условно разделить на две больших
категории:
1) положительные, трактующие о величии товарища Сталина и преиму- ществах социалистического строя и
2) отрицательные, разоблачающие и клеймящие всё что не нравится Сталину в настоящем, прошлом и будущем.
Остановимся сначала на первой категории.
1. Положительные мифы и фикции
Задача
положительных мифов и фикций - опустошение понятий, означающих
противоречащие идее активной несвободы, положитель- ные идеалы,
превращение таких понятий, как свобода, счастье, гуманность, демократия в
понятия, фиктивные. Ибо таким образом ликвидируется самая возможность
называть происходящее в СССР своими именами, люди теряют способность
понимать более глубокий смысл производимого над ними насилия, подлинные
ценности духа выступают в качестве проституток, а всякого рода критика -
и это практически как раз наиболее важно - становится непринципиальной и
может быть легко направлена по заведомо ложным, а следовательно
выгодным власти путям. Весьма распространено большое заблуждение среди
Советских людей убеждение, если не в истинности, то в научной ценности
марксизма имеет своим корнем претензию Маркса на научность своего
социализма в противоположность утопическому. Во всех учебных заведениях
СССР, начиная с неполной Средней школы и кончая Академией Генерального
Штаба, утверждение, что истмат и диамат являются абсолютной истиной,
повторяется на все лады с гипнотизирующей настойчивостью. У Маркса
сказано: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое
материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное
оружие». Миф о научной полноценности коммунистической теории есть
реальный, живой, действенный миф один из психологических столпов Режима.
Суждения вроде: «свобода есть осознанная необходимость», «религия
несовместима с наукой», «история общества есть история борьбы классов» и
т. д. крепко вошли в мыслительный обиход среднего Советского
интеллигента и воспринимаются им как общеизвестные и несомненные истины.
Поколебать доверие к советской власти и к Сталину не только не трудно,
но в большинстве случаев и не нужно: доверия этого у Советских людей
нет. Но выкорчевать веру в научную ЗНАЧИМОСТЬ марксистской философии
иногда почти невозможно. Современная советская интеллигенция в
большинстве своем знает диамат и истмат (изучению их она должна
посвятить немало времени) и на элементарные нападки на это учение имеет
готовые, заученные и затверженные возражения... Смысл мифа о научности
марксизма огромен. Он служит теориеобразным обоснованием политики Партии
во всей духовной жизни страны и запретом всякой свободной мысли,
которая таким путем объявляется ненаучной. На нем, в конечном счете,
покоится всё здание большевистской духовной жизни. ФИКЦИОНАЛИЗАЦИЯ
истории. «Краткий курс истории ВКП(б)», вместе с «Краткой биографией И.
B.Сталина», с «энтузиазмом» прорабатываемый снова и снова чуть ли не
всем населением Советского Союза, постепенно становится символом
большевистской историографии. Фикция «подлинной истории» еще не
выкристаллизовалась окончательно, но процесс ее становления, подмена
исторических фактов мифами и фикциями‚ пока что плохо увязанными друг с
другом и порой даже противоречивыми, зашел уже очень далеко.
Методологическое требование Покровского: «история есть политика
опрокинутая в прошлое» формально отвергнуто по причине его обнаженного
цинизма, но практически стало руководящей идеей Советской историографии.
Инстанцией, определяющей, что было и чего не было, что важно и что
неважно в историческом процессе стал ЦК ВКП(б) и лично тов. Сталин.
Советская
историография не простая фальсификация истории. Это - фикционализация
истории. В лице руководства партии она присвоила себе право не только
искажать и толковать исторические данные, но и отменять исторические
факты, подменять действительные события целесообразными мифами и
фикциями.
+ + + +
Почему при наличии морально-политического
единства Советского народа государство нуждается в колоссальном аппарате
государствен- ной Безопасности?
Почему в тюрьмах и Лагерях находятся миллионы граждан, причем этим не исчерпывается число репрессированных?
Почему существуют каторжные законы о труде и охране Колхозного имущества от колхозников?
- Почему пропаганда ведет неустанную борьбу по разоблачению летунов, лодырей, рвачей и прогульщиков?
Все эти вопросы задавать в Советском Союзе невозможно ибезполезно.
Фикция
морально-политического единства определяет поведение массы населения
СССР. B направлении нужном власти. Но это поведение - результат
дрессуры, это террористически прививаемая населению система условных
рефлексов. Это очень большая сила, в особенности опасная потому, что она
не встречает прямого противодействия. Недооценивать ее, а тем более
игнорировать, было бы большой ошибкой. Но сила эта мгновенно умирает,
как только исчезает Советская власть. Во время немецкой оккупации от
морально-политического единства Советского народа НЕ ОСТАЛОСЬ И СЛЕДА.
Последние машины с Советским руководством отъезжали в тыл под
иронические замечания и насмешки толпы. Этого мало. Сейчас же рождалась
потребность в общении, в свободном обмене мыслей, в организации. Правда,
это стремление не могло осуществиться в условиях гитлеровской
оккупации....
Еще фикция: Самая демократическая в мире Конституция.
Конституция эта, содержащая ряд демагогических элементов, совсем не
демократична, хотя бы уже потому, что она устанавливает господство одной
Партии и исключает всякую оппозицию. После этого все слова о свободах
или независимом суде остаются только словами. Конституция не дает
советскому человеку НИКАКИХ РЕАЛЬНЫХ ПРАВ. В ней содержится ряд ЗАВЕДОМО
ЛОЖНЫХ утверждений, например, о неприкосновенности личности и жилища. В
ней ни слова не говорится об огромной роли политической полиции,
ФАКТИЧЕСКИ распоряжающейся ЖИЗНЬЮ И ИМУЩЕСТВОМ Советских граждан. Ни
слова не говорится о принудительном труде репрессированных граждан, о
способе вербовки рабочей силы посредством плановых репрессий.... Словом в
СССР есть как бы две Конституции: «самая демократическая в мире» -
абсолютно фиктивная и РЕАЛЬНАЯ, никогда не формулируемая, ПО КОТОРОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖИВЕТ СТРАНА. Фикция Конституции нужна отчасти для
демагогического воздействия на массы НЕСОВЕЦКОГО МИРА. Там эта
Конституция еще миф. В России она очень скоро стала чистейшей фикцией,
являющейся условием невозможности для Советского гражданина требовать
себе какие бы то ни было права. В этом основной смысл ее существования.
Счастливая и зажиточная жизнь. Эта фикция на первый взгляд
представляется особенно нелепой. «Жить стало легче, жить стало веселей» -
это Сталин провозгласил, когда Россия была усеяна неубран- ными
трупами... В этой фикции отразилась с предельной наглядностью основная
особенность сталинского типа мышления - способность, не теряя рассудка,
объявлять черное белым, а белое черным. В формуле Сталина совершенно
ясно (антихристово — прим.) желание подменить действительность фикцией.
Счастливая и зажиточная жизнь в Советском Союзе не постулируется как
идеал, а утверждается как факт. Хроническое недоедание, нищета,тяжелые
бытовые условия, безправие, атмосфера террора, насилие над неистребимым
инстинктом природы (инстинктом свободы и собственности), тяжкие душевные
травмы, которыми поражено население - такова действительность. Этой
действи- тельности противостоит фикция «счастливой и зажиточной жизни».
От населения требуется определенное отношение к этой фикции. Не выражать
против нее протеста СОВЕРШЕННО недостаточно. Надо ее активно
исповедовать. Это делается в безчисленных коллективных благодарностях
Сталину за счастливую жизнь. Это
делается на демонстрациях, на
которых люди не должны ограничиваться прохождением мимо трибун, на
которых стоят вожди, но должны песнями, плясками и сияющими лицами
выражать лозунг: «Спасибо тов. Сталину за счастливую жизнь!» Фикции
вовсе не только проявление, но и активная сила Режима АКТИВНОЙ
НЕСВОБОДЫ. В частности, фикция счастливой и зажиточной жизни не только
вдалбливается в мозги Советских обывателей гигантским Агитационным
аппаратом, но и громогласно, хотя и поневоле, исповедуемая народом,
служит достижению трех целей:
1. Она запрещает Советскому человеку жаловаться на тяготы своей жизни...
2.
Она способствует развитию психологии роботов, существ, способных
воспринимать свое положение как должное, мириться с ним и даже находить в
нем некоторое удовлетворение...
3. ...исповедание фикции парализует у населения остатки воли к сопротивлению...
Люди,
которые не смеют быть угрюмыми и молчаливыми, которые должны искажать
лица гримасой радости, благодарить Советскую власть за счастье цвести
под солнцем Сталинской Конституции, а для этого требуется немало
душевной энергии, эти люди постепенно теряют всякую способность к
искренней вере и с нею вместе всякую способность к сопротивлению...
Оставить комментарий