СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ Толкование на Святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА 23 НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ (7.1)
1.
Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое
говорит, или — лучше — Христос через Павла: “А ты что осуждаешь брата
твоего?” Или: “И ты, что унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий
чужого раба?” (Рим. 14:10,4)? И опять: “Посему не судите никак прежде
времени, пока не придет Господь” (1 Кор. 4:5). Каким же образом тот же
Апостол в другом месте говорит: “Обличай, запрещай, увещевай” (2 Тим.
4:2)? — И еще: “Согрешающих обличай перед всеми” (1 Тим. 5:20)? Равным
образом, и Христос говорит Петру: “Пойди и обличи его между тобою и им
одним. Если же не послушает, возьми с собою” другого, если же и при этом
не уступает, “скажи Церкви” (Мф. 18:15-17). И для чего Он поставил
столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так
что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за
язычника и мытаря? С какою также целью вверил им и ключи? Если, ведь,
они НЕ БУДУТ СУДИТЬ, то не будут иметь никакой важности и,
следовательно, ВСУЕ ПОЛУЧИЛИ ВЛАСТЬ вязать и решить. А с другой стороны,
если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в
гражданских обществах и в семьях... Если господин НЕ БУДЕТ СУДИТЬ своего
слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то ЗЛО БУДЕТ
распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? Даже
если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить
вражду, но все придет в СОВЕРШЕННЫЙ БЕЗПОРЯДОК. Что же значит указанное
изречение? Для имеющих здравый ум Спаситель хорошо изъяснил уже силу
данного Закона в следующих дальнейших словах: “И что ты смотришь на
сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Мф.
7:3)? Если же для многих, не таких сообразительных, изречение Христово
кажется все еще недовольно ясным, то я снова постараюсь изъяснить его.
Именно — здесь, как думается, Спаситель не все вообще грехи повелевает
не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только,
которые, сами будучи исполнены безчисленных грехов, порицают других за
маловажные какие-нибудь поступки. Мне думается также, что Христос
указывает здесь и на Иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих
ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами
безсовестно творили ВЕЛИКИЕ ГРЕХИ. За это Господь порицал их и под конец
(Своего служения), говоря: связуете “бремена тяжелые и … а сами не
хотят и перстом двинуть их”. И еще: “Даете десятину с мяты, аниса и
тмина, и оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру” (Мф.
23:4,23). Итак, можно думать, что Христос указывал и на них, желая
предварительно упрекнуть их в том, в чем они, впоследствии времени,
порицали учеников. Хотя последние ни в чем подобном не согрешили, но
иудеям казалось грехом, например, что они не соблюдали субботы, ели
неумытыми руками, возлежали с мытарями, о чем Спаситель и в другом месте
говорит: “Оцеживающие комара, а верблюда поглощающие” (Мф. 23:24).
Впрочем, Христос полагает здесь и общий закон о неосуждении. И Павел в
Послании к коринфянам запретил не вообще судить, но судить только
высших, в виду неизвестности дела; равным образом, не вообще запрещает
исправлять согрешающих. Он упрекал и тогда не всех без различия, а
укорял, во-первых, учеников, которые так поступали в рассуждении своих
учителей, и во-вторых, тех людей, которые, сами будучи виновны в
безчисленных согрешениях, клеветали на неповинных. То же самое дает
разуметь и Христос в данном месте, и не просто дает разуметь, но еще
внушает великий страх, и угрожает неизбежным наказанием: “Ибо каким
судом судите, — говорит Он, — [таким] будете судимы” (Мф. 7:2). Ты
осуждаешь, говорит Он, не ближнего, но себя самого, и себя самого
подвергаешь Страшному Суду и строгому истязанию. Подобно тому,
следовательно, как в отпущении грехов начало зависит от нас самих, так и
в этом суде мы же полагаем известную меру нашего осуждения. Итак,
должно НЕ порицать, НЕ поносить, НО вразумлять; НЕ обвинять, НО
советовать; НЕ с гордостью нападать, но с любовью исправлять, — потому
что не ближнего, но СЕБЯ САМОГО предашь ты жесточайшему наказанию, когда
не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях.
2.
Видишь ли, как эти две Заповеди и легки, и доставляют великие блага
покорным, и наоборот, причиняют великое зло непослушным? Тот, кто
оставляет ближнему своему его прегрешения, освобождает от обвинения не
столько его, сколько себя самого, и притом без всякого труда; и тот, кто
с пощадою и снисходительно разбирает преступления в других, таковым
судом своим полагает большой залог прощения ДЛЯ СЕБЯ САМОГО. Что же, —
скажешь ты, — если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать,
что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника?
ИСПРАВЬ, но не как неприятель, НЕ как враг, подвергая его наказанию, НО
КАК ВРАЧ, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал: не останавливай
согрешающего, но: не суди, т. е., НЕ БУДЬ ЖЕСТОКИМ СУДЬЕЮ; притом же это
сказано не о важных и явно запрещенных грехах, как уже мною было и
прежде замечено, но о таких, которые и не почитаются грехами. Потому Он и
сказал: “Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего” (ст. 3)? Многие
и ныне так поступают: видя монаха, имеющего излишнюю одежду,
обыкновенно представляют ему закон Господень, хотя сами постоянно только
и занимаются хищениями и лихоимством; или видя, что он употребляет
нескудную пищу, делаются жестокими обвинителями, хотя сами каждый день
пьянствуют и упиваются, не зная того, что чрез это, при своих грехах,
ГОТОВЯТ ДЛЯ СЕБЯ БОЛЬШИЙ ОГОНЬ, и лишают себя всякого оправдания. И в
твоих, ведь, поступках должно потребовать строгого отчета, раз ты сам
первый положил такой закон, строго осудив поступки ближнего. Итак, не
считай для себя тягостью, когда и сам ты будешь подвергнут такому
истязанию. “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза” (ст. 5). Здесь
Спаситель хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают
ближних. Действительно, всякий раз, когда Он хочет показать тяжесть
какого-либо греха, великость наказания за него и Свой гнев, Он
обыкновенно начинает укором. Так, например, и требовавшему (от своего
товарища) сто динариев Христос с негодованием говорит: “Злой раб! весь
долг тот Я простил тебе” (Мф. 18:32); так точно и здесь употребил слово:
“лицемер”. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а
ненависть к человеку; и хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но
на самом деле исполнен крайней злобы, поскольку подвергает ближнего
напрасному поношению и обвинению, и восхищает место Учителя, сам не
будучи достоин быть даже учеником. Потому Христос и назвал его
лицемером. Если ты так строг в отношении к другим, что видишь и малые
проступки, то почему так невнимателен к себе, что не замечаешь и великих
грехов? “Вынь прежде бревно из твоего глаза”. Видишь ли, что Спаситель
НЕ ЗАПРЕЩАЕТ СУДИТЬ, но прежде велит изъять бревно из собственного
глаза, и тогда уже исправлять согрешения других? Всякий ведь свое знает
лучше, нежели чужое, и лучше видит большее, нежели меньшее, и наконец,
более себя самого любит, чем ближнего. Следовательно, если ты судишь
других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и
очевиднее, и более; если же нерадишь о самом себе, то ясно, что и брата
своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания
опозорить его. Если же и должно быть ему судимым, то пусть его судит
тот, кто ни в чем подобном не согрешил, а не ты. Не должен, говорит Он,
судить других тот, кто сам В ТОМ ЖЕ ВИНОВЕН. И ты удивляешься, что Он
положил этот закон, когда и разбойник на Кресте признал его, и выразил
мысль Христа в словах своих, обращенных к другому разбойнику: “Или ты не
боишься Бога, когда и сам осужден на то же” (Лк. 23:40)? А ты не только
не изымаешь у себя бревна, но и не видишь; напротив того, сучок у
другого не только видишь, но и осуждаешь, и стараешься изъять, — подобно
как одержимый тяжкою водяною или другою какою-либо неизлечимою болезнью
не радит об ней, а между тем в другом обвиняет нерадение о малом
недуге. Если уж худо не обращать внимания на свои грехи, то вдвое или
втрое хуже судить других, имея в собственных СВОИХ ГЛАЗАХ БРЕВНО, и не
чувствуя от того никакой боли; ведь грех тягостнее и бревна.
3. Итак,
сказанная Спасителем заповедь имеет такой смысл: кто сам подвержен
многим порокам, тот не должен быть строгим Судиею погрешностей других
людей, и особенно когда они маловажны; следовательно, Он НЕ ЗАПРЕЩАЕТ
ОБЛИЧАТЬ или ИСПРАВЛЯТЬ, но возбраняет не радеть о собственных грехах, и
восставать против чужих. И это потому, что осуждение других много
содействовало бы к увеличению ЗЛА, усугубляя порочность. В самом деле,
кто привык не радеть о своих великих преступлениях и строго судить о
малых и незначительных погрешностях других, тот терпит двоякий вред, —
как потому, что не радит о своих грехах, так и потому, что питает ко
всем вражду и ненависть, и каждый день возбуждается к крайней жестокости
и немилосердию
Оставить комментарий