ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ ЛИ ТАИНСТВА СОВЕРШАЕМЫЕ ЕРЕТИКАМИ? ПИДАЛИОН АГАПИЯ иеромонаха и НИКОДИМА монаха (СВЯТОГОРЦА) Издание 4-е. Афины, 1886.



ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛ Апостольское правило 46.
Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с Велиаром, или какая часть верному с неверным?

Ср.: Ап. 47 и 68; 2 Всел. 7; 6 Всел. 95; Карф. 1; Василия Вел. 1 и 47, 2 Кор. 6, 15.
ТОЛКОВАНИЕ
Православные христиане должны отвращаться от еретиков и от служб, СОВЕРШАЕМЫХ ЕРЕТИКАМИ. Предпочтительнее же всего их, т.е. еретиков, подвергнуть порицанию и увещанию от епископов и пресвитеров, в надежде, что они (еретики) восхотят вразумиться и обратиться от своих заблуждений. Посему настоящее Правило предписывает, что всякого епископа или пресвитера, принимающего как правильное и истинное КРЕЩЕНИЕ ЕРЕТИКОВ, равно как и приносимые ими жертвы, такового подобает ИЗВЕРГАТЬ ИЗ САНА. Ибо какое может быть согласие между Христом и Диаволом? Или какое соучастие могут иметь верные с неверными? Потому что те, кто принимает совершенное еретиками, либо сами имеют подобные им воззрения, либо, как минимум, не прилагают усердия к тому, чтобы избавить еретиков от их неправильной веры. Ибо те, кто благосклонно относится к совершаемым ими службам, как могут обличать их и убеждать, чтобы они отказались от ошибочной веры и еретических заблуждений?
_______________________________________

Вот почему и св. священномученик Киприан, епископ Карфагенский, и весь Собор из восьмидесяти четырех епископов, созванный им в Карфагене, следуя настоящему Апостольскому Правилу, отвергающему КРЕЩЕНИЕ ЕРЕТИКОВ КАК ТАКОВОЕ, а также 68-му Апостольскому Правилу, гласящему, что НЕВОЗМОЖНО СЧИТАТЬСЯ ни христианами, ни священнослужителями ТЕМ, кто крещен или рукоположен ЕРЕТИКАМИ; следуя, подчеркиваю, этим Правилам, они изложили Правило, которым ОТВЕРГАЮТ КРЕЩЕНИЕ ЕРЕТИКОВ, равно как и раскольников. Они подтверждают сие и многими другими цитатами из Священного Писания, но прежде всего — словами св. Апостола Павла: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5). Ибо если Апостол сказал, что Кафолическая Церковь — одна и истинное Крещение — одно, то как может быть истинным крещение еретиков и раскольников, раз они находятся вне Кафолической Церкви, отпав от Нее по причине ереси? Если же признать, что крещение еретиков и раскольников является истинным и таким же истинным является крещение Кафолической Церкви, то получится, что истинное Крещение — не одно, как провозглаша ет св. Апостол Павел, но их — два, а это есть совершенно нелепо. И они добавляют к сему еще и то, что идея не принимать крещение еретиков не является новой или недавно изобретенной ими идеей, но, напротив, является древней и была одобрена их предшественниками. Авторитет этого Соборного Правила подтвердил и Шестой Вселенский Собор (Правило II); и теперь то Правило, которое первоначально было Правилом Поместного Собора, является Правилом собора Вселенского, по причине его подтверждения последним. Единогласно со св. Киприаном и Собором, бывшим при нем, также отвергает и считает недействительным крещение еретиков и Фирмилиан, экзарх Иконийского Собора, которого свт. Василий Великий в своем I-м Правиле называет «одним из наших», как бывшего прежде него епископом Кесарийским. В своем Послании ко св. Киприану он говорит следующее: «Но кто, даже если он достиг предела совершенства и мудрости, может утверждать или верить в то, что ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ЛИШЬ призывания трех имен Святой Троицы для оставления прегрешений и для освящения Крещения в том случае, если совершающий Крещение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ православным?». Прочтите полный текст его Послания в хронике иже во Иерусалиме Патриаршеству ющих (книга 1, гл. 16, стр. 4), поскольку оно является необходимым для понимания этого вопроса. Такого же мнения придерживается и святитель Василий Великий, чьи Правила также были утверждены Шестым Вселенским Собором (Правило II). Ибо, имея намерение сказать в своем I-м Правиле, какие крещения приемлемы, а какие — неприемлемы, он разделяет их на два класса, говоря следующее: «Вот почему угодно было древним крещение еретиков совсем отметать, как целиком и полностью ЧУЖДЫХ Церкви и ОТЛИЧАЮЩИХСЯ от православных самой верой; суть этих различий напрямую касается ВЕРЫ В БОГА. Что же касается крещения раскольников, с другой стороны, представилось разумным Собору при Киприане и нашем Фирмилиане, что и оно тоже должно быть отвержено, поскольку раскольники — я имею в виду так называемых кафаров, енкратитов, саккофоров, идропарастатов и других — в самом начале отделились от Церкви и, как отделившиеся, НЕ ИМЕЛИ НА СЕБЕ БЛАГОДАТИ Святого Духа, поскольку ПРЕЕМСТВО ЕЕ ПРЕКРАТИЛОСЬ: соделавшись мирянами, они не имеют ни дарований духовных, ни власти КРЕСТИТЬ И РУКОПОЛАГАТЬ. И посему крещеных ими, как крещенных МИРЯНАМИ, древние повелевали ВНОВЬ КРЕСТИТЬ истинным Крещением Соборной Церкви. Но поскольку некоторым Отцам в Асии представилось справедливым признавать крещение раскольников в случаях применения икономии при одновременном принятии большого числа людей, то да будет оно приемлемо».

Но обрати внимание на то, что крещение раскольников, которое он приемлет своим I-м Правилом, в 47-м Правиле он отвергает, говоря следующее: «Одним словом, мы крестим всех — кафаров, енкратитов и саккофоров. Хотя вам и запрещено крестить их повторно, некия икономии ради, как это принято у римлян, но наше слово имеет силу отвергнуть так называемое крещение таковых». Следовательно, если свт. Василий Великий отвергает крещение раскольников из-за отсутствия у них совершенной благодати, то нет необходимости спрашивать, следует ли крестить еретиков. И в своем 20-м Правиле он решительно говорит, что ЕРЕТИКОВ Церковь НЕ ПРИЕМЛЕТ без повторного крещения оных...

Такого же мнения придерживается и благословенный свт. Афанасий Великий, слова которого также утвердил Шестой Вселенский Собор. Ибо он говорит в своем Третьем слове против ариан: «Ариане создают опасность и для самого совершения таинства, разумею — Крещения. Даже если мы и согласимся с тем, что подлинным христианином человек становится через Крещение во имя Отца и Сына, то как может Крещение, преподаваемое арианами, не быть абсолютно безполезным и недействительным, когда они, в сущности, призывают имя не истинного Бога Отца, раз отказываются признавать тождество Его естества с [рождаемым] от Него [Сыном], чем также отказываются и от истинного Сына, и вместо Него выдумывают в своем воображении кого-то иного, из небытия сотворенного, называя его Сыном? Хоть и кажется по внешнему виду, что это Крещение, но в действительности ПОДОБНАЯ ИМИТАЦИЯ КРЕЩЕНИЯ никак не может помочь человеку обрести чистую веру и быть подлинно благочестивым. Не тот преподает правильное Крещение, кто говорит только: «Господи!», но кто, призывая имя Господне, ИМЕЕТ И ПРАВУЮ ВЕРУ. Посему и Спаситель не просто заповедал Апостолам крестить, но прежде повелел им «НАУЧИТЬ», а потом уже крестить «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», чтобы от научения произошла правая вера, а с правой верой СОЕДИНИЛОСЬ совершение Крещения. По этой же причине, и другие многие ереси, произнося только имена Святыя Троицы, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, безполезным соделывают преподаваемое ими крещение КАК СКУДНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕМ. Вот почему отсюда следует, что ОКРОПЛЯЕМЫЙ ИМИ БОЛЕЕ СКВЕРНИТСЯ НЕЧЕСТИЕМ, НЕЖЕЛИ ОМЫВАЕТСЯ. Так, наконец, и мудрствующие по-ариеву, хотя читают написанное и произносят имена Святыя Троицы в крещении своем, но вводят в обман приемлющих от них крещение, потому что сами НЕЧЕСТИВЕЕ прочих еретиков».

Также и свт. Григорий Богослов в согласии с вышеупомянутыми святыми говорит в своем «Слове на святое Крещение», обращаясь к арианам или к македонианам, прошедшими оглашение: «Если ты еще хромаешь и не признаешь совершенства Божества Сына и Духа, попроси, чтобы другой окрестил тебя или, точнее, утопил тебя в водах крещения. Ибо я не имею права отделять Божество Сына и Духа от Божества Отца и вместо того, чтобы возродить тебя через крещение, соделать тебя мертвым, дабы ты не имел ни благодати крещения, ни надежды, которая от крещения рождается, потому что ТЫ ТЕРЯЕШЬ свое СПАСЕНИЕ из-за нескольких слогов — единосущный и подобосущный. Так как если у Одной из Трех ипостасей возжелаешь отнять достоинство Божества, то тем самым ты принижаешь и всю Святую Троицу, и самого себя лишаешь ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ КРЕЩЕНИЕ». Св. Иоанн Златоуст тоже (в проповеди «В начале бе Слово») говорит: «Пусть не обманывают тебя, о слушатель, учения еретиков: ибо ОНИ ИМЕЮТ ПОГРУЖЕНИЕ, но не имеют ПРОСВЕЩЕНИЯ: соответственно, они погружены, это правда, по отношению к телу, но душою они НЕ просвещаются». Вот почему и св. Лев в своем Послании к Никите утверждает, что «никакой еретик НЕ ДАЕТ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАИНСТВА». А святой Амвросий в своем «Слове к оглашенным» говорит следующее: «КРЕЩЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ НЕ ОСВЯЩАЕТ».

 

====================================================================

Как писал ближайший Ученик Апостольский Еп. Климент Римский: крещением должно довольствоваться только единым, даваемым в смерть Господню, — не тем, которое дают безславные еретики, но тем, которое дают непорочные священники во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещения, даваемого нечестивыми, вы не принимайте, ибо крещенные ими не освящаются, получая не ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ, НО УЗЫ НЕЧЕСТИЯ.

====================================================================

Авторитет, как Учителя веры у св. Никодима Святогорца безупречен. Что же касается крещения, то в сергианской безблагодатной Патриархии давно уже выработано учение, что для крещения довольно троекратного погружения во имя Пресвятой Троицы. А как и кто верует не играет никакой роли, дескать обряд производится механически по его совершении. БУДТО БЫ БОГ НИЧЕГО НЕ ВИДИТ. Тогда как Святые отцы называют это имитацией Крещения, которое не просвещает и не освящает благодатью душу окрещаемого. Вопрос: как может считаться действительным крещение попов МП РПЦ, если они ересьми отпали от св. Кафолической Церкви, да еще смесившись с богоборцами за одно, став с ними одним целым? Они стали не просто мирянами, не имеющими власти совершать таинства Божией Церкви, но уже в 30-х годах истинное гонимое от большевиков Священство и Епископство называли их "вратами адовыми", а их храмы - капищами сатаны. Потому окрещаемые ими более сквернятся, чем оздоровляются.

====================================================================

Прп. ИУСТИН: "Церковь не признает вне себя никаких других «таинств»"
ПРЕП. ИУСТИН (ПОПОВИЧ):
"Вот учение Православной Церкви о еретиках; ереси – не Церковь и не могут быть ею. Потому у них (еретиков) не может быть св. Таинств, во всяком случае, св. Евхаристии – Таинства над Таинствами, ибо св. Евхаристия есть все и вся в Церкви: и Сам Богочеловек Иисус Христос, и сама Церковь как Его Тело, и вообще все Богочеловеческое.
Intercommunio – общение с еретиками в св. Таинствах, особенно в св. Евхаристии – это самое безсовестное предательство Господа Иисуса Христа, иудино предательство, а также предательство всецелой Богочеловеческой, Апостольской, Святоотеческой, Единой Церкви Христовой.
Прежде всего нужно спросить: на какой экклезиологии основано так называемое «intercommunio»? Все Православное учение Церкви основано не на intercommunio, но на Богочеловеческой действительности communio, на Богочеловеческом общении (1Кор. 1, 9; 1Кор. 10, 16–17; 2Кор. 13, 13; Евр. 2, 14; Евр. 3, 14; 1Ин. 1, 3), в то время как термин «межобщение» сам по себе противоречив и полностью безсмыслен для православной экклезиологии. Затем; в Православном учении о Церкви и св. Таинствах единственным Таинством является сама Церковь – Тело Христово; она есть единственный источник и содержание св. Божественных Таинств. Вне Церкви не может быть ни Таинств, ни тем более «межобщения» в Таинствах. Лишь Церковь есть источник св. Таинств, и никак не наоборот: не могут Таинства стоять над Церковью и рассматриваться вне ее. По православному учению о св. Таинствах, Церковь не признает вне себя никаких других «таинств» и не считает их таковыми для определенного лица, пока оно не перейдет из псевдоцеркви через покаяние в Православную Церковь. Остающийся вне Церкви и не соединяющийся с нею через покаяние есть еретик и неминуемо находится вне церковного спасительного общения, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6,14)." ("Православная Церковь и экуменизм")

Комментарии