ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН
НА ЛУКАВЫХ ЖЕН
Нет зверя подобно
жене лукавой и нескромной на язык. Что страшнее льва между
четвероногими, или лютее змия между пресмыкающимися? Однако же ничего не
значат они в сравнении с лукавою женой. А что лев и змий уступают ей в
злобе, свидетельствует о том и Премудрый, говоря: лучше жити со львом и
змием, неже жити с женою лукавою (Сир.25:18).
Львы не
осмелились коснуться Даниила во рве, а Иезавель предала смерти Навуфея.
Кит сохранил Иону во чреве, а Далида, остригши волосы у Сампсона,
предала его иноплеменникам. Драконы, аспиды и змеи трепетали Иоанна в
пустыне, а Иродиада обезглавила его во время вечери. Враны питали Илию
на горе, а Иезавель за низведение дождя гнала его, ища смерти: и
убоявшись, Илия бежал в пустыню, простиравшуюся на сорок дней пути, и
изнемогши духом, просил себе смерти, говоря: Господи Боже, довлеет ныне,
возьми от мене душу мою, яко несмь аз лучший отец моих (1Цар.19:4).
Увы, Пророк убоялся жены! Кто устами своими держал дождь в целой
вселенной, кто словом низводил огонь с неба, и молитвою воскресил
мертвого, и тот убоялся жены. Никакое зло не сравнится с лукавою женой;
слово мое подтверждает и Премудрый, говоря: несть главы, паче главы
змиины, и нет злобы выше злобы женской (Сир.25:17-18).
О, какое это
зло, и самое острое оружие диавольское! Ибо чрез жену в начале развратил
диавол Адама в раю, чрез жену заключил Иосифа в темницу, чрез жену
побудил Давида к коварному убийству Урии, чрез жену премудрейшего
Соломона довел до преступления, чрез жену гнал Илию, чрез жену ослепил
Сампсона, и усекнул Предтечу Христова. Чрез жену всех доводит до
падения, всех бесчестит, всех убивает, всех позорит, всем досаждает;
потому что жена бесстыдная никого не щадит, ни иерея ни стыдится, ни
Пророка не уважает, ни седины не чтит. О, какое всякого зла злейшее зло -
лукавая жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а ежели
есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она - сугубое зло,
нестерпимое животное, неисцельная болезнь, неукротимый зверь. Знаю, что
аспиды, если их приласкают, делаются кроткими, и львы и барсы, привыкнув
к человеку, бывают смирны, но лукавая и бесстыдная жена, если
оскорбляют ее, бесится, если ласкают, превозносится. Если муж у нее
начальник, ночь и день, подстрекая его своими словами, поощряет его к
беззаконному убийству, как Иродиада Ирода. Если муж у нее бедный,
побуждает его к гневу и ссорам. А если она вдова, сама без помощи других
бесчестит и чернит всякого, потому что не обуздывает языка Божиим
страхом, не смотрит на будущий суд, не возводить взоров к Богу, не умеет
хранить законов дружбы.
Жене лукавой ничего не стоить собственного
мужа своего отдать на смерть. Ибо и праведного Иова собственная его жена
отдавала на смерть, говоря: рцы глагол некий ко Господу, и умри
(Иов.2:9). Какое лукавое произволение! Какая нечестивая мысль! У мужа
внутренность как на угольях горит от множества гнойных прыщей, и вся
плоть кипит червями, но она не преклонилась к жалости, видя, что муж
ежеминутно стенает и мучится, что раны его непрерывно открыты; не
смягчилась, не пришла в сострадание, смотря на то, что одевавшийся
прежде в царскую багряницу, теперь на гноище сидит нагой и гнойный; не
вспомнила о дружбе и близости с ним князей, о том, сколько сама чрез
него возвеличена и прославлена, но говорит: рцы глагол некий ко Господу,
и умри. Какая женская милость! Какое болезнетворное мягчительное
средство! Какая супружняя дружба! Не достаточно было для него временной
болезни; она готовила ему и вечное мучение за хулу.
Хочешь ли видеть
подобную ей в этом лукавстве жену? Посмотри на Далиду, как она,
остригши и связав своего мужа, предала иноплеменни кам часть самой себя,
своего сожителя, которого лелеяла, лобызала, пред которым лицемерила,
что любит его больше самой себя, которого действительно вчера любила, а
сегодня обманула, вчера лелеяла любовью, а сегодня своим обманом предала
погребению. И верно не был он красив? Но кто прекраснее того, кто на
голове носил седмь кудрей во образ седмилучной благодати? И верно не был
он мужествен? Но кто мужественнее того, кто один на пути поразил
страшного льва и одною ослиною челюстью низложил тысячу иноплеменников?
Но при этом он столько был и свят, что однажды при недостатке воды,
томясь жаждою, помолился, и из мертвой челюсти, которая была у него в
руке, истекла вода, и он утолил ею жажду. И такого святого, такого
прекрасного, такого мужественного низложила собственная жена его, и
связав, как врага, предала иноплеменникам, а они, ослепив, сделали из
него посмешище. И кому ни львы, ни иноплеменники не в силах были
противустать, того низложила собственная жена его. Как же могла она это
сделать? - Воспользовавшись добротою мужа; потому что ночью, лестью
похитив у него тайну его силы и обнажив, предала на смерть. Посему-то
Пророк повелевает нам: от сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что
(Мих.7:5). Скажи же мне, какой зверь поступал когда так с подобным себе
другого пола? Какая змея захочет погубить своего сожителя? Какая львица
предаст на смерть мужа своего? Так истинно, что нет злобы выше злобы
женской...
Итак, кто имеет у себя лукавую жену, тот пусть знает, что в
ней получил он воздаяние за свои беззакония. Премудрый говорит, что
лукавая жена дана будет мужу грешному...
Сказано: всяк, иже воззрит
на жену, ко еже вожделети ея, уже любодейст вова в сердце своем
(Мф.5:28). Подлинно, страшное предостережение, и много нужно
трезвенности.
Если хочешь избежать такой страсти и этого зверя,
послушай, что говорит Приточник: Очи твои право да зрят, и вежди твои да
помавают праведная (Притч.4:26); да не победит тя доброта похоти, ниже
уловлен буди ея очима: ниже да совосхитишися веждами ея. Жена бо мужа
честную душу уловляет (6:25-26). Ныне убо, сыне, послушай мене: да не
уклонится в пути ея сердце твое, и да не прельстишися в стезях ея.
Многих бо уязвивши низверже, и безчисленни суть, ихже убила есть
(7:24-26). Да не устремляется на нее око твое, но беги прочь, и не
медли. Посему, когда увидишь женщину благоразумную, которая блистает
красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты, и какую-то искусственную
выразительность в лице, и она распаляет твой помысл, и усиливает в тебе
вожделение, размысли, что приводящее тебя в удивление - земля, что
воспламеняющее тебя - пепел; и душа твоя перестанет неистовствовать.
Приникни помыслом на кожу лица ее, и тогда увидишь всю малоценность
благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и
зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь
этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись, а устыдившись,
принеси покаяние.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание.
Оставить комментарий