ЕПИСК. ФЕОФАН (ГОВОРОВ) Вышенский Затворник, святитель ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТ ПРЕЛЕСТИ ВРАЖЬЕЙ


 

Что же это такое с вами деется? Не успели вы начать дела жизни достодолжной, как пошли у вас какие-то чудесности. — Видели во сне лицо человека, невиданного прежде, а после увидели карточку, схожую с тем человеком. Оказалось, что во сне видели то лицо, которое желалось видеть. Была какая-то юродивая, и хоть нельзя было разобрать толком речей ее, но видно, что она обещает вам что-то великое. Затем у вас чуются какие-то отрады, так что будто Небо преклонилось к вам, — чувствуете, что Бог вас любит, и вы Бога любите, — и еще что-то подобное было... Святая, да и только. Но все это еще бы ничего, но то дивно, что вы сами, кажется, начали склоняться на ту мысль, что ВЫ КАКАЯ-ТО ОСОБАЯ ИЗБРАННИЦА, и в самом деле уже махнули далеко. Всех назади оставили. Из молодых ранняя. Но как же это вы не подумали, что не бывает так, чтоб, десять-пятнадцать поклонов положивши, можно было встретить такие особенности в истинном их виде? — Все, испытанное вами, бывает и в истинном Божием порядке; но для вас быть сему очень рано. Нет тут истины, а все ПРЕЛЕСТЬ вражья. Вы не верите в козни врага, вот он и городит пред вами, что считает подходящим. Цель же у него та, чтоб ввести вас В САМОМНЕНИЕ и отчуждать от благодати, которая не может оставаться там, где качествует самомнение, как пчела в дыму; а потом, когда останетесь вы одни,— свернуть вам голову. Это только начало он полагает, и на этом не остановится, а все более и более будет опутывать вас подобными обольстительными призраками, пока совсем втянетесь в самомнение. Под прикрытием вашего неверия в его козни ему легко будет в этом успеть. Вы будете думать, что все это или вашего ума просветленного дело, или Ангельское внушение,— и будете тем питать свое самочувствие, САМОЦЕНИЕ И САМОМНЕНИЕ. Когда все будет подготовлено, тогда он подкатит к вам на огненной колеснице — взять вас на небо. — И вы по самомнению согласитесь. И полетите, только не на Небо, а во вражье жилище.

Я прописываю это вам, как дело вероятное и над вами сбыточное. Но что так бывает, сколько уж было опытов?! — Напомню вам один.
В одном монастыре был ретивый инок, любимец и питомец Настоятеля. Пришло ему в голову — в затвор. Старец отговаривать. Куда?! В затвор, да и только. Подержал, подержал Старец; наконец согласился. Была недале- ко гора; в горе пещера. Взобрался туда новый безмолвник. Сидит. Всход крут. Пищу ему подавали на веревочке, которую он спускал вниз. Молился, читал, справлял рукоделие. Старец навещал его — и наблюдал за течением его помышлений. Так прошло довольно времени. Молодой безмолвник держал дело как следует, и начал ощущать действия духовные. Это в порядке вещей. Но ему сразу шибнуло в голову: вот как мы! Раз-другой отплюнулся, а потом и пропускать стал такой помысел. Дальше да дальше, и УСТАНОВИЛОСЬ ПОМЫШЛЕНИЕ, что он любимец Божий, Бог ОБНИМАЕТ ЕГО невидимыми объятиями любви... и у него рай. Доведши его до этого, враг поприлежнее за него взялся. Начал — то во сне, то чрез внушение в помыслах — открывать ему, что тогда-то тот-то к тебе придет, а тогда-то тот-то, что там-то то-то сделалось или делается, а там-то вот что. И все эти "откровения" оправдывались на деле. Тут уж и сомнения не оставалось в юном старце, что Бог в нем — и что пред ним ВСЕ ТАЙНЫ ОТКРЫТЫ. Еще немножко, и враг подступил к нему в виде Ангела светла и говорит: Бог внял твоим молитвам и трудам, и положил пресечь пик земное странствие. Господь послал меня сказать тебе, что завтра в полночь Он явится тебе и возьмет тебя с Собою. Будь готов! — И — Боже мой! какая радость?! Приносят пищу. Он говорит сверху принесше му: нет; уже мне не нужна теперь эта пища. Скоро начну вкушать иную в Царствии Небесном. Изумился принесший. Постоял-постоял и пошел домой. Приходит к Настоятелю и говорит, что слышал. Ужаснулся Старец и поспешил в пещеру. Взобрался, и ну толковать юному небошественнику, что он в прелести и что враг хочет сгубить его. Слушать не хочет, говоря: как так? Не млею ли я в молитве? Не испытал ли откровений и озарений? — Нет, БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, чтоб все это было от врага. Старец толковал ему, что враг может подделываться и под проявления духовной жизни, искусно прикрывая при сем свою мрачность, — и что именно бывшие тебе откровения суть вражеские против тебя козни,— Не поверил юный словам Старца и остался при своем. Тогда Старец сказал: так я не отойду от тебя, пока придет тот, кто обещался прийти к тебе. Сидят, беседуют, совершили и обычное ночное правило. Настала полночь, — и явился ВЗЯТЕЛЬ НА НЕБО. Старец сразу узнал его и стал между им и своим питомцем. Тот хотел силою взять свою добычу, но Старец не давал. Произошла борьба: тот тянул юного к себе, а Старец не уступал. Бог помог ему не выпустить из рук своего любимца, но враг успел сорвать с него мантию. Взлетевши с нею на воздух, он изорвал ее в клочки, которые падали оттуда мимо отверстия пещеры. Старец сказал тогда своему юному небошественнику: видишь, клочки-то летят? То же было бы и с тобою, если б не помог мне Бог защитить тебя,— Затем свел его вниз и поместил среди братий.
Видите, как дело-то? И как скоро можно попасть в когти человеконенави стного врага, которого КОЗНЕЙ вы не признаете! А историю Исаакия, Затворника печерского, вы, конечно, знаете. И к св. Симеону Столпнику подлетала огненная колесница, и он уже занес было и ножку,— Удостоверьтесь же, как хитр враг И КАК ИСКУСНО может он прикрывать свои когти. И как потому очень возможно и вам попасть в них. Бывшее с вами я не колеблясь признаю кознями врага. Если теперь же сразу не отбросите их с отвращением и, вникнув в сердце, не изгоните из него всякое самочувствие и САМОЦЕНЕНИЕ, и на место их не водрузите чувства СВОЕЙ ВСЕСТОРОННЕЙ НИЧТОЖНОСТИ и ни к чему негожести, то он не поленится потрудиться над вами и окружит вас еще более отуманивающими ПРИЗРАЧНОСТЯМИ.
Больше об этом распространяться не буду. — Извольте МЕРОЮ СВОЕГО УСПЕХА в духовной жизни считать все более и более углубляющееся чувство своего НЕПОТРЕБСТВА И НЕДОСТОИНСТВА пред Богом, и всякую мысль, — что будто мы с вами уж не то, что другие, гоните как вражеское всеяние, и истребляйте как вражеские силки.
 

 

========================================================================

Все мы люди, в той или иной степени пребываем в прелести, в смысле иллюзий на самого себя и окружающий мир... пребывая мысленно в параллельном мире несуществующем нигде, кроме собственного воображения... Но кто то в прелести бОльшей, а кто то меньшей... Побеждает отрезвившийся ум... Прелесть, всегда основывается на самоценении, самодостаточности, себяпревозношении в собственных глазах - на своем гордом "Я"... Тем святые и отличаются от всех остальных, что их маленькое "я" всегда следует за Богом... Бог всегда впереди, как столп Огненный...

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.