АРХИЕПИСКОП НИКИФОР (Феотокис) Словенский и Херсонский ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ К СТАРООБРЯДЦАМ

 

Всем именующим себя староверами, в Словенской и Херсонской епархии обитающим, благодати небесной и просвещения к познанию истины от Господа и Спаса нашего желаем. Рассматривая овец милосердием Божиим вверенного мне стада и по должности моей рассуждая о спасении их, вижу, что и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и яко и тыя ми подобает привести; и глас мой услышат, и будет, по словеси Христову, едино стадо, и един пастырь (Ин. 10:16). А что вы, именующие себя староверами, те овцы есть, которые от сего двора отлучились, известно есть и нет никакого сомнения. Но каким образом вас привести? Как в стадо паки обратить? Как склонить возмогу к тому, дабы вы мой глас услышали и более многих стад не составляли, но было бы едино истинное стадо, пасущееся на Божественной и православной пажити, пресыщающееся небесною пищею и пиющее чистое питие благочестия?
Никтоже не может приити ко Мне, рече Господь, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6:44). Убо и вы не можете приити к свету Православия, аще благодать Божия вас не привлечет. Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3:14), с сокрушением сердца и многими слезами моля Его милосердие, дабы послал вам благодать Свою просвещающую и Духа привлекающего, чтобы вы мой пастырский глас и отеческое увещание услышали.
Я вижу в вас то, что Апостол Павел о евреях сказал: свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10:2). Евреи по ревности отвергли веру в Господа нашего Иисуса Христа, да и сам Апостол Павел по ревности гнал верующих во Христа (Гал. 1:13–14); вы [же] по ревности удаляетесь Православной Христовой Церкви и православных христиан чуждаетесь. Они, мняще веру во Христа противну быти закону Моисееву, соблазнялись; вы, думая, что Церковь Российская переменила Апостольские и Отеческие Предания, смущены и расточены стали. Но как ревность у евреев была не по разуму, так и ваша ревность ИСТИННОГО ЗНАНИЯ непричастна...
Я рода греческого, в Греции рожден, воспитан и священства удостоен; святейших Патриархов, как то Константинопольского и Иерусалимского, и разных из первейших греческих Архиереев видел и чрез многое время имел с ними обращение; с преосвященными Иверскими, с многими христианами аравлянами, далматами и булгарами о их церковном чине речь имел; с начальными иноками горы Афонской и горы Синайской, кои с великим тщанием и самые церковные обряды наблюдают, многажды разговаривал; в Валахии и Молдавии пребывая, многие книги древле читал. И сего ради свидетельствую вам пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, что ни в Догматах, ни в Таинствах, ни в священных обрядах, ни в Божественном служении, ни в Церковных Канонах, ни в Отеческих Преданиях, ни в книгах Церковных, ниже в Учении нравствен ном есть какое-либо церковное различие между всеми вышеупомянуты- ми и россиянами, но совершенное и исправное согласие даже до иоты и точки. А все суть едино духовное тело: един Господь, едина Вера, едино Крещение (Еф. 4:5). Все между ними согласное и сходное, без всякой разности, так что даже удивлялся я многажды величеству Промысла Божия, рассуждая, что хотя толикая разность языков, толикая отменно- сть племен и народов православных, столь великое между ними расстоя ние, – однако все православные согласно и единодушно, одним и тем же образом Богу поклоняются и слово Веры исповедуют. И токмо ОДНИ от всех православных РАЗНИТЕСЬ в заповедях церковных так, что даже и сами МЕЖДУ СОБОЮ имеете зело важные ЦЕРКОВНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ.
Я, с немалым прилежанием исследовав, кто был первый сеятель сего раздора, кто первый отлучил вас и отторгнул от святейшей нашей общей Матери Апостольской и Православной Церкви, сыскал в соборе Киевском, что он был некто Мартин, образом монах, а родом и ересью армянин, который многие места прошел, в том числе и Рим, где, по-видимому, вкусил нечистоты и папских заблуждений. Наконец, около лета Господня 1150-го в Россию пришел и объявил себя греком православным, а притом Константинопольскому патриарху сродником. Он не токмо по разным местам насеял свои еретические догматы, но издал и книгу, которую наименовал «Истина», содержащую в себе разные ереси и суеверия, например: что едино есть во Христе естество; что тело Его с Небес снизошло; что тремя перстами, то есть двумя последними и первым, креститься надлежит; дважды после псалмов должно петь «Аллилуия»; ходить надлежит посолонь в процессиях; что не должно знаменовать просфоры знамением креста; не должно почитать четвероконечного креста – и иные двадесять ересей. Но когда позван был от православных Архиереев, собравшихся в Киеве, и допрошен, то все свои написанные ереси изъяснил и притом признался, что он не грек, ни православный, ни патриарший сродник, но родом и ересью армянин, и с клятвою обещал всего отрещися, кроме Армянской ереси, в которой он рожден и воспитан был. Того ради помянутые архиереи отправили его в Константинополь, к патриарху Константинопольскому Луке Хризовергу, во времена которого, то есть в 1166 году, по повелению Императора Мануила Комнина собравшийся Собор судил за достойно оного Мартина огню предати.
После сего льстеца были еще в Сибири в 1660 году ваши главные три учителя раскольнические, их же имена: Иосиф Астомен, армянин же, Иаков Лепихин и лжемонах Авраам Венгерский, родом жидовин, из коих первый и последний между прочими нелепостями противу естества и разума учили страшный и Богу прегнусный грех делать, то есть учили ужасному и богоненавистному самого себя сожиганию. Из сего следует, что вы, будучи таких учителей учениками, не можете быть единодушны и согласны в вашем благочестии и обрядах, но противны и РАЗНОГЛАСНЫ, подобно как строители столпа Вавилонского, составляющие разные толки. Напротив того, православные Христиане по Спасителе нашем и Апостолах имеют у себя наставников и Учителей, Мужей Апостольских, ученейших и святейших, каковы суть: великий Афанасий, небоявленный Василий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, – учением и святостью сим подобные и от вас самих почитаемые, и суть все между собою согласны и единодушны, едино и тожде о благочестии помышляя и церковного раздора никакого не имея.
Между тем и то рассуждаю, что в самом начале первого Спасительного века православные Христиане всегда имели училища, учителей, наставников и толкователей Писания и других мужей ученых, что особливо явствует из школы Катехической Александрийской, в которой процветали мужи преславные, как то: апостольский (муж) Пантен, Климент Александрийский и прочие. Ибо знали христиане, коль велика состоит нужда в науке, чтобы проповедовать веру, побеждать язычников и нечестивых, сопротивляться обаяющим еретическим доводам, ведая, что и Сам Господь Бог наш проповедников Своей святейшей христианской веры в день Пятидесятницы, через излияние благодати Духа Святого, благоволил украсить и укрепить дарованием премудрости, и слыша божественного Павла, повелевающего сугубой чести сподоблять пресвитеров, паче же труждающихся в слове и учении (1Тим. 5:17), и говорящего, что Священное Писание может умудрить во спасение (2Тим. 3:15).
Вы же не имеете ни училищ, ни книг, ни Учителей, ни Мужей ученых и искусных; следовательно, не ведаете свойственного толка Писаний, силы Закона Божия, Догматов и истинного богословия, правил Вселенских и Поместных Соборов, установлений Святых Отцов, толков разных еретиков, церковных историй и всего того, что просветить может человека к различению истинного благочестия от несправедливого иноверия. Напротив того, православные христиане во всех вышеописан- ных как с самого начала, так и ныне преизобилуют.
К сему прибавить можно и то, что вы не имеете ни церкви, разве какой неизвестной и потаенной; ни священника, кроме какого-либо вероломно- го отступника, который или по безконечной своей злости, или отлученный за злодеяния, бежавши от Православной Церкви, сыскал у вас прибежище; ниже святого мира, разве частичку украденного, по большей части сомнительного и за великие деньги вами купленного; ниже архиерейского благословения, ни проповедования слова Божия; но всех сих духовных даров и благодати остаетесь лишены. И вы имеете глад не в хлебе, но в слове Божием, по словам пророка Амоса (Ам. 8:11). Православные же христиане не токмо безчисленные, преукрашенные и великолепнейшие церкви имеют, но и все степени священства, весь монашеский чин, всех Таинств священнослужения, всякой благодати и Божественных даров преизобильное подаяние, Слово же Божие безпрерывно у них чтется, и слышится, и проповедуется.

Отсюда явствует:
1. Что Сатана, который под видом змия обманул праматерь нашу, тот самый ваших предков под видом ревности обольстил, притом с таким различием, что он праматери сказал: приступи и вкуси плода, и будеши безсмертною (Быт. 3, 3–5); а вашим предкам внушил, чтобы они, желая спастись, не приближались, но бегали бы Церкви Православной. Тот самый, который и во Ангела светла преображается (2Кор. 11, 14), предков ваших от сообщения с православными под видом наблюдения «старой веры» отлучил, подобно как и евреев ПОД ВИДОМ ПОЧТЕНИЯ К ЗАКОНУ Моисееву от веры в Господа нашего Иисуса Христа ОТЧУЖДИЛ.

2. Что, кроме самих дел вопиющих, имеете мое свидетельство, клятвою утвержденное, которое доказывает, что между Российскою и всех православных христиан Церковью НЕТ НИКАКОГО РАЗЛИЧИЯ. Из сего сами вы признать можете, что ревность ваша не по разуму.

3. Что такие были учители и наставники вашей секты, которых одно воспоминание приводит в стыд и срам, потому что они были армяне, да евреи, кои, сыскавши простаков – предков ваших, обольстили оных и, от прямого пути отведши, в ров погибели привели, советуя им почитать добродетелями такие дела, какие прежде творили нечестивые язычники, сынов и дочерей своих для благоугождения богам своим сожигавшие.

4. Что истину веры евангельской и предания Апостольские одна Правос- лавная Церковь проповедует и тщательно соблюдает. Ибо истина едина, а ложь многоразличная быть может. Мы видим, что все православные христиане во всей вселенной едино и то же имеют благочестие и обычай и едино духовное тело, по молению Господа нашего Иисуса Христа: да будут едино, якоже Мы едино есма (Ин. 17:22). А у вас РАЗЛИЧНЫЕ суть мнения, несогласия и толки и не только в учении нравственном, но и в самих действиях, к Таинствам относящихся.

5. Что не только не понимаете разума Священного Писания и всего, чему православные христиане веруют и что Церковь святая содержит, но и того не ведаете, чему сами веруете. Ибо кроме преданий и бабьих басней и неких невежд, целое христианское благочестие некиими ничтожными делами составлющих и ограничивающих, более у вас ничего не объясняется и не преподается. Когда все вы должны быть наученными, по евангельской заповеди (Ин. 6,45), то в самом деле нет между вами ни наученного, ни в церковном учении искусного.
 
==============
Арх. Никифор со временем стал Отцом Единоверческого
Движения

Комментарии