В. А. Никифоровъ-Волгинъ — "ОБЪЯВЛЕНА ВОЙНА" (1941 года)
"По всей Руси панихиды служатъ. Помянники всё гуще и гуще заполняются именами убіенныхъ воиновъ. Душа подвига ищетъ. Всё свое имущество я раздалъ осиротѣвшимъ. Смотрю сейчасъ на прохладную пустоту своихъ комнатъ и думаю: нѣтъ выше блага, какъ отреченіе отъ вещей. Вѣрно сказано: если кто пріобрѣлъ себѣ одну фарфоровую чашку, то онъ уже не свободенъ.
Не хочется мнѣ и дома своего. Завтра прибудутъ бѣженцы изъ военной полосы. Поселю ихъ у себя, а самъ въ банѣ притулюсь.
Очень остался доволенъ самимъ собою, но потомъ стыдно стало: несовершенныя и себялюбивыя мы натуры! Не умѣемъ творить добро безъ оглядки, безъ упоенія самимъ собою! Далеко еще намъ до совершеннаго, свѣтоподательного подвига!
* * *
Банька у меня ладная, укромная, изъ свѣжихъ душистыхъ бревенъ. Зимою тепло въ ней будетъ. Затеплилъ лампаду, и стало такъ утѣшно, словно Самъ Христосъ пришелъ ко мнѣ въ гости и сидитъ на деревенской лавочкѣ.
Пришивалъ я пуговицу къ своей рясѣ и думалъ: хорошо жить подъ низкими потолками! Тишины на сердцѣ больше!..
Да, опять я доволенъ, опять самообольщаюсь, опять впадаю въ «духовную прелесть». Мало надъ собою работаю.
* * *
Земля волнуется. Народъ тревожится. Вокругъ меня горя — непочатый край. Жмутся ко мнѣ люди. Утѣшенія ищутъ. До поздней ночи сижу я съ народомъ своимъ и слушаю тревоги ихъ и скорбь. Всё горе большое носятъ. «Вси въ житіи крестъ, яко яремъ вземшіи». Посмотришь на нихъ, сказать что–то хочешь въ утѣшеніе, но вмѣсто словъ опустишь голову и молчишь…
Большое горе стряслось надъ нами, но сердце накликаетъ еще что–то грозное и страшное.
Къ какимъ же еще испытаніямъ ведешь Ты, Господи, народъ русскій?
…Наша деревенская коммуна началась съ того, что на кладбищѣ стали гулянки устраивать, парни сбросили съ колокольни большой колоколъ, а въ моей банькѣ стекла выбили. Алексѣй Бахваловъ поджегъ часовню при дорогѣ. Кузьма икону Владычицы топоромъ разрубилъ и въ горящую печь бросилъ. По ночамъ стрѣляютъ изъ ружей и пистолетовъ.
Я хожу изъ избы въ избу. Утѣшаю, увѣщеваю, молюсь. Поздно вечеромъ меня подкараулили, напали и тяжко избили. Три дня не выходилъ на улицу. Весь въ повязкахъ лежалъ.
* * *
…Голодъ. Съ превеликимъ трудомъ доставали горсточку муки для просфоръ. Литургійный хлѣбъ сталъ теперь ржанымъ — почернѣло тѣло Христово…
Служилъ сегодня Литургію. Церковь была переполнена голодными. Матери принесли на рукахъ голодныхъ дѣтей и не могли держать ихъ отъ слабости. Онѣ укладывали ихъ на полъ, подъ иконы. Глядя на дѣтей, всѣ плакали. Въ церкви умеръ четырехлѣтній сынокъ кузнеца Матвѣя. Многіе въ Церкви лежали пластомъ — такъ были слабы.
Я причащалъ голодныхъ дѣтей и еле сдерживалъ въ рукѣ чашу Христову… Страшно смотрѣть на голоднаго ребенка. На клиросѣ упалъ съ голодухи псаломщикъ. Діаконъ съ жадностью смотрѣлъ на служебныя просфоры. Дѣтямъ давали по кусочку просфоры. Онѣ проглатывали его и тянули ручонки за другимъ: «Дай хлѣбушка, батюшка, дай ради Христа!»
Передъ окончаніемъ литургіи я вышелъ говорить проповѣдь. Взглянулъ на этѣ опухшія отъ голода лица, на голодныхъ дѣтушекъ, положенныхъ матерями подъ иконы небесныхъ заступниковъ, и на этого мертвенького младенца, лежащаго на скамейкѣ, — не выдержалъ я, заплакалъ, упалъ передъ народомъ на колѣни и ничего сказать не могъ! Мы только плакали и кричали что есть силъ: Господи, спаси! Матерь Божія, заступи!
* * *
Въ ночь на 20 ноября замутившіеся души сожгли нашъ Храмъ.
Мнѣ Господь помогъ неврежденно пройти черезъ пламя въ алтарь. Удалось спасти антиминсъ, Запасные Дары и нѣсколько служебныхъ книгъ. Чашу Господню не могъ спасти. Она была объята пламенемъ.
Друзья мои упреждаютъ: «Бѣги, батюшка, отъ грѣха! Убить тебя хотятъ!» Я никуда не убѣгу. Господь Защититель живота моего, да не убоюся! Сейчасъ размышляю: гдѣ бы разложить священный антиминсъ и начать совершеніе Святыхъ Христовыхъ Таинъ?
* * *
Въ нашемъ лѣсу стоялъ барскій охотничій теремокъ. Этотъ теремокъ мы превратили въ домъ Божій.
Пасомые мои принесли сюда иконы, лампады повѣсили. Изъ свѣжаго лѣсного теса сдѣлали иконостасъ, престолъ и жертвенникъ. Сшили мнѣ изъ добротныхъ деревенскихъ мѣшковъ ризу. Столярный искусникъ Егорушка сдѣлалъ деревянную чашу и даже вырѣзалъ на ней по–славянски слова: «Чашу спасенія пріиму, и имя Господне призову».
Идетъ народъ, идетъ за многіе десятки верстъ въ Божій нашъ теремокъ за утѣшеніемъ. Мѣста не хватаетъ. Стоятъ подъ небомъ. До поздней ночи я исповѣдую ихъ, бесѣдую съ ними и утѣшаю. Сейчасъ глубокая морозная ночь. Молодежь революціонная съ пѣснями и руганью проходитъ по деревнѣ. Вотъ они къ моей банькѣ приближаются. Вотъ остановились. Комомъ снѣга въ окно запустили.
А меня всё время упреждаютъ: Бѣги, батя, покуда живъ! Злобятся на тебя. Врагомъ народа объявляютъ.
Будь что будетъ.
* * *
Мнѣ сказали, что въ городѣ приказъ подписанъ арестовать меня какъ мятежника и возбудителя народныхъ массъ.
* * *
Пришли ко мнѣ въ метельную ночь.
— Сряжайся, батя, поскорѣе! Ѣдемъ!
Я имъ въ отвѣтъ:
— Не поѣду, други! Совѣсть пастырская не дозволяетъ!
Тутъ ужъ они силою заставили меня одѣться. Уложили въ саквояжикъ бѣльишко мое, книги и прочее. Всѣ мои мольбы были яко сѣяніе зеренъ на камнѣ. Меня не слушали, а только понукали.
Ничего подѣлать съ ними не могъ. Взялъ я антиминсъ съ божницы, дарохранительницу и Евангеліе.
Усадили меня въ деревенскій возокъ и тронули.
* * *
Поселили меня въ маленькомъ рѣчномъ городкѣ въ домикѣ сапожника Саввы Григорьевича Ковылина. Сталъ я обучаться сапожному ремеслу.
Сидимъ мы съ Саввой Григорьевичемъ «на липкахъ» и бесѣдуемъ на тихія душевныя думы, а по вечерамъ Священное Писаніе читаемъ и молимся. Истовый и свѣтлодушный онъ старикъ, отъ смолевыхъ древнерусскихъ истоковъ! Жизнью своею словно икону Спасителя пишетъ. По субботамъ и воскресеньямъ приходятъ къ нему сродственники и хорошіе благочестные люди. Въ задней боковушѣ окномъ на пустырь, совершаемъ богослуженіе. Про меня узнали. Потайно приносятъ ко мнѣ младенцевъ для крещенія, приходятъ вѣнчаться, каяться и причащаться. До моего прибытія сюда городское духовенство великимъ уничиженіямъ и гоненіямъ подверглось.
Однихъ выслали на Соловки, а иныхъ съ большими мученіями предпослали въ Вѣчное жилищѣ. Во время Литургіи у одного изъ священномучениковъ вырвали изъ рукъ чашу и расплескали по полу Кровь Христову, а священника вывели въ ризахъ на площадь и въ ризѣ же на фонарномъ столбѣ повѣсили. Въ селѣ Дубнахъ однокашника моего по семинаріи священноіерея Димитрія штыками ослѣпили.
* * *
Сегодня было у насъ совѣщаніе. Мы рѣшили изъ боковуши перебраться въ лѣсъ (а лѣса здѣсь хорошіе, затаенные, съ глубокими чащобами). Недавно одному изъ нашихъ посчастливилось найти здѣсь глухую пещеру. Ночью пошли къ этому мѣсту. До самаго разсвѣта приводили её въ благолѣпный видъ. Тайкомъ принесли сюда иконы. Будущая Церковь наша сокрыта черными вѣковыми елями — лучшаго мѣста не найти! Условились мы ходить на молитву разными путями и въ одиночку, памятуя слова Христа: «блюдите, како опасно ходите».
* * *
Первая молитва въ лѣсной пещерной церкви!.. Свѣчей у насъ не было. Горѣла лучина. Послѣ «Хвалите» я запѣлъ величаніе преподобному Сергію, ибо только онъ вспомнился при горящихъ лучинахъ! Всѣмъ народомъ мы пѣли: «Ублажаемъ, ублажаемъ тя, преподобне отче Сергіе, и чтимъ святую память твою, наставниче монаховъ и собесѣдниче Ангеловъ». По самую заночь я принималъ исповѣдь собравшихся…
Послѣ ночной молитвы я долго гулялъ по лѣсу. Издали послышался нутряной смертный крикъ и вслѣдъ за нимъ нѣсколько ружейныхъ залповъ… Я присѣлъ на поваленномъ деревѣ.
Какъ малое дитя, спрашивалъ душу свою: почему такъ страшенъ человѣкъ? Развѣ нельзя жить безъ этихъ ночныхъ криковъ и выстрѣловъ?
Шума тревоги больше не слышу. Тихо стало и притаенно. Иконы стали свѣтлыми. Сказываютъ, купола на многихъ церквахъ обновляются! Къ чему сіе? Что значитъ этотъ Господень знакъ?"
Оставить комментарий