Іюль 1918 – какъ народъ Царя оплакивалъ не зная, чему вѣрить. Изъ воспоминаній святителя Іоанна Шанхайскаго

  

"Въ началѣ іюля 1918 года разнеслась вѣсть, что убитъ большевиками находившійся въ заключеніи въ Екатеринбургѣ Императоръ Николай II. То извѣстіе немедленно было опровергнуто Совѣтскимъ правительствомъ. Но черезъ день-два отъ него же послѣдовало сообщеніе, что Царь убитъ, а Семья “увезена въ надежное мѣсто”.


Потрясающая вѣсть не была осознана сразу. Надѣялись, что вновь она будетъ опровергнута. Наряду съ извѣстіемъ объ убійствѣ пронеслись ​вѣсти​, что Царь и вся Семья спасены и освобождены изъ заключенія вѣрными людьми, сумѣвшими проникнуть къ Царской Семьѣ и вывезти ​Ея​ въ безопасное мѣсто. Оба извѣстія распространялись одновременно, и не знали, чему вѣрить.


Въ Харьковѣ одна изъ газетъ печатала свѣдѣнія о бывшемъ убійствѣ, а другая, въ то же время, ​всѣ​ ​большія​ подробности объ увозѣ изъ заключенія Царской Семьи. Наконецъ, въ обѣихъ газетахъ появилось объявленіе о панихидѣ по Государѣ послѣ Литургіи въ соборѣ въ ​воскресеньѣ​ 15 іюля въ день св. Владиміра. Къ началу Литургіи въ этотъ день къ собору сталъ стекаться народъ. На паперти собора обращала на себя вниманіе стоявшая группа офицеровъ. Началась Литургія при уже большомъ стеченіи молящихся.


Въ началѣ Литургіи въ соборъ вошелъ, окруженный офицерами въ формѣ и орденахъ, ген. ​Келлеръ​, бывшій командиръ 10 (правильно – 3-го – Прим. ​Правміра​) Кавалерійскаго корпуса. Около года онъ не выходилъ изъ своихъ комнатъ, прибывъ съ фронта послѣ отреченія, чтобы не снять съ себя погонъ и не появляться безъ формы Императорской Арміи".


ВЛАДЫКА АНТОНІЙ БЛАГОСЛОВИЛЪ


Изъ воспоминаній генерала Бориса ​Штейфона​:


"Съ глубокимъ уваженіемъ относясь къ графу ​Келлеру​, я никогда не позволялъ себѣ прикрываться его авторитетомъ, а тѣмъ болѣе – втягивать его въ ту военно-политическую дѣятельность, какая увлекала тогда меня. Только одинъ разъ я счелъ необходимымъ предложить графу публичное ​выступле​ніе​. Это было въ тѣ ​печальные​ дни, когда въ Харьковъ дошла вѣсть о мученической гибели Государя и его Семьи. Совмѣстно со своими друзьями мы рѣшили отслужить всенародную панихиду въ Кафедральномъ​ соборѣ. Дабы оформить это намѣреніе, я побывалъ у архіепископа Антонія. Владыка отнесся съ полнымъ сочувствіемъ къ моей просьбѣ и не только благословилъ ​её​, но и заявилъ, что лично будетъ служить заупокойную Литургію.


Панихида была назначена въ ближайшее ​воскресеньѣ​, о ​чёмъ​ и было объявлено въ газетахъ. Одновременно было дано указаніе офицерамъ присутствовать въ парадной формѣ. Утромъ въ ​воскресеньѣ​ я заѣхалъ въ автомобилѣ за графомъ, и мы отправились въ соборъ. Ф.а. былъ при орденахъ, я тоже. Нашъ проѣздъ по Сумской улицѣ и Николаевской площади, то ​есть​ по самымъ многолюднымъ мѣстамъ, привлекъ общее вниманіе. Особенно поражало количество женщинъ".


Изъ газеты “Русская жизнь":


"28 іюля къ Каѳедральному собору стеклись ​громадныя​ толпы народа, ​пришедшія​ отдать послѣдній долгъ памяти убіеннаго царя.


Присутствовало много русской интеллигенціи: ​видные​ представители кадетской партіи, много монархистовъ, но большинство безпартійныхъ: профессора, адвокаты, врачи, ​судейскіе​, ​нѣкоторые​ ​гласные​, ​земцы​.


Особенно поражало количество женщинъ. Это и понятно, такъ какъ женщина острѣе переживаетъ страданія не только свои, но и другихъ. А сейчасъ, когда страждетъ вся Русь, русская женщина пришла помолиться о несчастной нашей Отчизнѣ и за душу отошедшаго Царя. Когда ​рыдающіе​ звуки молитвъ летѣли къ голубому небу, казалось, что Богъ услышитъ общую скорбь и не дастъ погибнуть землѣ родной. И вѣрилось, что мученическая смерть Царя разбудитъ всѣхъ уснувшихъ, малодушныхъ, вызоветъ на великіе жертвы, ​ослѣпленные​ и ​обманутые​ увидятъ правду".


Изъ газеты “ВОЗРОЖДЕНІЕ”:


"Вчера съ утра къ Каѳедральному собору стали стекаться ​отдѣльныя​ группы гражданъ, ​привлеченныя​ анонимными извѣщеніями и слухами, что въ этотъ день будетъ отслужена Панихида по убіенномъ бывшемъ Императорѣ Всероссійскомъ.


Съ 10 ч. утра началось служеніе молебна, прерванное, однако, ​извѣщеніеѣмъ, что прибыла изъ Кіева делегація церковно-приходскихъ совѣтовъ, ѣздившая туда съ ходатайствомъ за генъ. П. И. Залѣсскаго, и сообщила, что Николай II дѣйствительно разстрѣлянъ, что въ Кіевѣ о ​немъ​ отслужена была панихида митрополитомъ Антоніемъ.


По требованію молящихся отслужена была затѣмъ панихида, ​прерывае​мая рыданіями наполнившаго храмъ народа. (Одинъ офицеръ даже упалъ, потерявъ сознаніе)".


Изъ газеты “РУССКАЯ ЖИЗНЬ":


“Со святыми упокой, Господи, душу убіеннаго благочестивѣйшаго Государя Императора Николая ​Второго​… въ мѣстѣ свѣтломъ, мѣстѣ злачномъ, ​идеже​ нѣтъ болѣзни, ни печали, ни воздыханія… Но жизнь безконечная… надгробное рыданіе…”, торжественно низкой сурдинкой провозглашаетъ діаконъ поэтическую святую пѣснь и громкіе рыданія заглушаютъ послѣдніе слова.


Морозъ пробѣгаетъ по кожѣ. Жуткая минута: народъ оплакиваетъ убійство своего помазанника и вмѣстѣ съ нимъ хоронитъ ​всѣ​ ​старые​ идеалы… Церковь тихо плачетъ.


При пѣніи Вѣчной памяти многіе громко рыдаютъ.


Независимо отъ всякой политики: убитъ человѣкъ, разстрѣлянъ, и невольно передъ глазами встаетъ лицо Императора.


Удивительно ​внимательные​ глаза останавливаются на лицѣ каждаго и какъ будто каждому говорятъ что-то хорошее, ласковое.


…И чувствуется тихая боль, какъ у могилы близкаго и родного человѣка".


ИЗЪ ВОСПОМИНАНІЙ СВЯТ. ІОАННА ШАНХАЙСКАГО


"Въ теченіе Литургіи народъ ​всё​ прибывалъ и переполнилъ храмъ. Молящіеся почти были прижаты другъ къ другу. Во время запричастного стиха на амвонъ вышелъ протоіерей Іоаннъ ​Дмитріевскій​ и началъ слово. “Царь убитъ”, – сказалъ онъ. Едва онъ произнесъ это, послышалось рыданіе. “Я не буду говорить отъ себя, – продолжалъ онъ, – я прочту то, что говорилъ о ​Немъ​ митрополитъ Антоній въ день десятилѣтія Его Царствованія”... Проповѣдникъ началъ читать по книгѣ характеристику юнаго тогда Государя, рыданія ​всё​ усиливались. Вся Церковь превратилась въ ​морѣ​ рыданій и воплей, проповѣдника уже не было слышно. Напряженіе достигло чрезмѣрныхъ предѣловъ. Слышались не​связныя​ слова почти обезумѣвшихъ людей. “Выпустите бѣлку”, – задыхаясь отъ духоты, кричала какая-то женщина".


Изъ газеты “РУССКАЯ ЖИЗНЬ»:


"Во время Литургіи пр. И. ​Дмитревскій​ произнесъ слово, посвященное памяти Царя-Мученика.


Когда семья, говорилъ проповѣдникъ, узнаетъ, что ​ея​ ​отецъ​ и кормилецъ, бывшій въ плѣну у враговъ, убитъ, ужасъ наполняетъ тогда ​всѣ​ сердца, плачь и рыданія раздаются отовсюду. Эту семью нынѣ составляемъ мы: мы получили свѣдѣнія, къ сожалѣнію, ​оффиціальныя​, что убитъ Помазанникъ Божій, пролита невинная кровь Царя-Мученика: безъ суда казненъ тотъ, за которымъ не могли найти преступленій даже ​злѣйшіе​ его враги! Помолимся объ упокоеніи невинно убіеннаго Царя-Мученика Николая II. Ораторъ замѣтилъ, что ​есть​ извѣстія и о томъ, что совѣтская телеграмма не отвѣчаетъ дѣйствительности.


Личность императора Николая II ораторъ охарактеризовалъ со стороны его глубокой ​вѣры​ въ Бога, смиренной покорности волѣ Божіей и отеческой заботливости о благѣ Церкви и о сохраненіи историческихъ завѣтовъ Русскаго Народа. При Николаѣ II были открыты мощи Ѳеодосія Черниговскаго, ​Іосафа​ Бѣлгородскаго, Серафима Саровскаго, Питирима Тамбовскаго и Іоанна Тобольскаго. Онъ заботился о ​мирѣ​ всего ​міра​, къ чему призывалъ правителей всѣхъ народовъ. Какъ человѣкъ, онъ былъ необыкновенно гуманнымъ, и особенно заботился объ устройствѣ пріютовъ для бѣдныхъ. Потеря его ​есть​ потеря цемента, связывавшаго разноплеменную Россію, потеря историческихъ завѣтовъ ​ея​; поэтому и такъ дорогъ онъ намъ, поэтому и такъ плачемъ мы о ​немъ​".


Прим.: Цѣнность этой выставленной информаціи въ томъ, что мы можемъ напрямую БЕЗЪ ПОСРЕДНИКОВЪ и ПРОПАГАНДЫ узнать, КАКЪ ОТНОСИЛСЯ КЪ ГОСУДАРЮ россійскій народъ на самомъ дѣлѣ... 

Комментарии