Б. Юркевичъ — "Малороссы мы или украинцы"

 


"Передо мной на письменномъ столѣ лежитъ мой родословный гербъ. Послѣ бѣгства изъ С. С. С. Р. и многолѣтнихъ скитаній но всему ​свѣту​ я случайно нашелъ его изображеніе въ Буэносъ-Айресѣ у русскаго инженера, ​занимающагося​ геральдикой. Надъ рыцарскимъ шлемомъ — ​пышныя​ ​страусовыя​ перья, на синемъ щитѣ — полу мѣсяцъ внизу, справа и слѣва — ​золотыя​ звѣзды, въ верхній полумѣсяцъ летитъ оперенная стрѣла.


Если вы развернете «Малороссійскій гербъ» Модзалевскаго на соотвѣтствующей страницѣ, то вы узнаете, что этотъ гербъ принадлежитъ потомкамъ Ивана ​Юркевича​. Родъ Ивана ​Юркевича​ — одинъ изъ Древнѣйшихъ родовъ ​Малороссіи​. Члены нашего рода знамениты не только ратными подвигами въ борьбѣ съ турками и крымскими татарами. Еще больше нашъ родъ знаменитъ успѣхами на почвѣ Русскаго Просвѣщенія. Одинъ изъ родоначальниковъ рода былъ ближайшимъ помощникомъ Кіевскаго митрополита Петра Могилы, первымъ профессоромъ философіи Кіевской Академіи. А вѣдь почти ​всё​ Просвѣщеніе Малой и Великой Россіи имѣетъ своими истоками Кіевскую Академію. Мой предокъ былъ одинъ изъ тѣхъ ​лю​дей​, трудами которыхъ строилась общая Русская Культура. И такъ было въ нашей семьѣ всегда на протяженіи вѣковъ. ​Одни​ участвовали въ строительствѣ Русской Культуры, другіе защищали ​обще​-русскую Культуру отъ турецкихъ султановъ, крымскихъ хановъ и польскихъ королей. Такъ было до Богдана Хмельницкаго; такъ было на Переяславской ​Радѣ​, когда одинъ изъ ​Юркевичей​, взмахивая кривой казацкой саблей, кричалъ вмѣстѣ съ другими: «​Волимь​ подъ Царя Московскаго Православнаго! ​Волимъ​!».


Со временъ Петра Могилы до сихъ поръ и до нашихъ дней нашъ родъ былъ активнымъ участникомъ въ строительствѣ Русскаго національнаго государства! Любовь къ ​Малороссіи​, къ ​ея​ историческому прошлому всегда сочеталась съ любовью къ Русскому государству. Были въ нашемъ роду ​военные​, были философы, были ​скромные​ не​замѣтные​ труженики, но никогда не было сторонниковъ отдѣленія ​Малороссіи​ отъ Россіи.


Профессоръ Московскаго Университета П.​Юркевичъ​ былъ однимъ изъ яростныхъ борцовъ съ матеріалистической философіей. Недаромъ Ленинъ въ своихъ книгахъ съ такой яростью обрушивался на него. Мой ​отецъ​, директоръ учительской семинаріи, уѣхалъ съ ​Колчакомъ​ въ Сибирь и погибъ въ Читѣ. Мои ​двоюродные​ братья, ​морскіе​ офицеры, ​всѣ​ приняли активное участіе противъ большевиковъ. Ни ​Петлюра​, ни Скоропадскій не соблазнили ихъ, ​они​ чувствовали себя русскими и боролись не противъ Русскихъ, а противъ большевиковъ. Одинъ изъ двоюродныхъ братьевъ поднятъ на штыки въ бою подъ Кіевомъ, другіе эмигрировали изъ Крыма съ П. Врангелемъ. Когда я оказался за границей, то нашелъ за рубежомъ гораздо больше родственниковъ, ​чѣмъ​ у меня было въ ​Совѣцкой​ Россіи...


Разсказываю я ​всё​ это къ тому, чтобы доказать, что какъ потомокъ Древняго Малороссійскаго рода, какъ потомокъ одного изъ творцовъ малороссійской и русской Культуры имѣю право обсуждать будущее Украины не меньше, а больше, ​чѣмъ​ ​всѣ​ нынѣшніе дѣятели украинскихъ сепаратистовъ, гнушающіеся неизвѣстно почему именемъ малороссовъ. ​Обуреваемые​ свирѣпой злобой ко всему «​москальскому​», ​эти​ люди совершенно не знаютъ ни подлинной исторіи своего народа, ни происхожденія словъ «малороссъ», «​Малороссія​», «украинецъ» и «Украина»...


«Украинцамъ» почему-то не нравится слово «малороссъ». Не нравится и слово «​Малороссія​». А вѣдь ​этѣ​ слова придуманы вовсе не «москалями», а жителями Червонной Руси... Этими словами широко пользуется Богданъ Хмельницкій въ своемъ Белоцерковномъ Универсалѣ въ 1648 году.


«...Вамъ ​всѣмъ​ ​обще​ Малороссіянамъ о томъ доносить...» «Кому изъ васъ любима цѣлость Отчизны вашей Украины Малороссійской...» Въ письмѣ Запорожской Сѣчи къ Богдану Хмельницкому, написанномъ 3 Января 1654 года, мы находимъ ​слѣдующія​ строки: «А замыселъ ​вашъ добь​ удаться и буде а всѣмъ народамъ малороссійскимъ по обѣимъ сторонамъ Днѣпра ​будучимъ​, подъ протекцію Великодержавнѣйшего и Пресвѣтлѣйшего Монарха Россійскаго, ​заслушны​ быть признаемъ и ​даемо​ нашу войсковую ​вамь​ параду, а быстрѣе того дѣла не оставляли и оное кончили, яку наилучшій ​полъзе​ отчизнѣ Малороссійской». Терминъ Малая Русь, ​Малороссія​ возникъ въ 1335 году, когда «москали» ​всѣ​, Московское Княжество, какъ и другіе, было подъ татарскимъ Игомъ... ​Малороссею​, Малой Русью назвалъ княжество ​Галицкое​ и Волынское князь Юрій Второй. И Юрій Второй назвалъ себя «княземъ всея Малая Россія». «Москали» къ созданію названія «​Малороссія​» не имѣютъ никакого отношенія. Въ послѣднее время этотъ теръ- минъ былъ достояніемъ только поэзіи да царскаго титула. А ​всѣ​ — и жители Малой Руси, какъ и Большой, — одинаково считали себя Русскими...


Ничего, конечно, обиднаго въ названіи «Малая Русь» или «​Малороссія​» нѣтъ. Въ одномъ изъ номеровъ «Владимірскаго Листка», ​издающагося​ въ Бразиліи, мы находимъ слѣдующую справку о происхожденіи названія «Малая Русь»: «Малыми въ Исторіи назывались страны, откуда выходилъ народъ — его НАЦІОНАЛЬНАЯ КОЛЫБЕЛЬ. Великими — центръ территоріальнаго завершенія государственной консолидаціи или колоніи, ​достигшія​ особенно пышнаго расцвѣта, богатства и могущества. Отсюда — Малая Греція (Аѳины) и Великая Греція (​Эллада​), великая Италія (послѣ Рима), Малая Польша (Краковъ) и Великая Польша (Варшава), Малая Россія (Кіевъ) и Великая Россія (Москва)». Какъ видимъ, пишетъ авторъ той справки Семенъ Витязевскій, имя «​Малороссія​» или «Малая Русь» не содержитъ въ себѣ ничего обиднаго или позорнаго для обитателей юга Россіи. ​Малороссіей​ называется колыбель Русскаго Народа; недаромъ Кіевъ — «Мать городовъ Русскихъ», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтеніи, скорѣе является болѣе почетнымъ, ​чѣмъ​ «великороссъ», ибо оно означаетъ дословно: малороссъ — первый Русскій, самый древній въ своемъ генеалогическомъ корнѣ, въ прямой его линіи...


Наименованіе нашего Народа русскимъ извѣстно съ глубочайшей древности... «Мы ​—​ единый Русскій народъ!» ​Малороссія​ — ​есть​ понятіе племенное. Украина обозначаетъ не что иное, какъ окраину, ​окраинныя​ земли Государства. Кто хоть немного знакомъ съ исторіей Русскаго государства, съ документами, написанными въ то время, когда о нашихъ сепаратистахъ слыхомъ не было слышно, когда ни о какомъ «украинскомъ Народѣ» ни одинъ человѣкъ не слыхалъ, тотъ знаетъ, что въ этихъ старинныхъ государственныхъ бумагахъ часто употребляются ​слѣдующія​ выраженія: Рязанская Украина, Воронежская Украина, Курская Украина, Сибирская Украина. Въ старинной пѣснѣ сибирскихъ землепроходцевъ, сложенной во времена, когда Ерофей ​Хабаровъ​ завоевывалъ Амуръ, поется: «Какъ во Сибирской во Украинѣ да во Даурской сторонѣ...» Изъ пѣсни, какъ извѣстно, — особенно изъ старинной, — словъ не выкинешь.


Какъ, интересно, ​современные​ сепаратисты объяснятъ ​этѣ​ слова? Вѣдь въ то время никакихъ украинцевъ въ ​Дауріи​ не жило. А Сибирская Украина означало просто окраинная Сибирская земля... ​Малороссію​, конечно, можно называть Украиной, а малороссовъ украинцами. И Кіевъ, въ случаѣ удачи, сепаратисты могутъ переименовать, конечно, въ Скоропадскъ, ​Петлюровскъ​ или Бендеровскъ. Но отъ этого Кіевъ не перестанетъ быть Кіевомъ, Матерью городовъ Русскихъ. ​Малороссія​ — ​есть​ ​древнее​ первоначальное названіе опредѣленной части Россіи. И отказываться намъ, малороссамъ, отъ историческаго имени своей Родины нѣтъ никакого смысла... Сепаратисты же могутъ называть себя какъ угодно. ​Эти​ люди, хотя и носятъ названіе «пановъ-профессоровъ» и «пановъ-магистровъ», не даютъ себѣ отчета, что собственно обозначаетъ слово Украина и что ​Малороссія​...


Да, я малороссъ. Я первый Русскій, самый древній Русскій. Можетъ быть, мой предокъ во время Игоря прибилъ свой щитъ на воротахъ Царьграда. Съ какой стати я буду мѣнять истинное имя своихъ предковъ на новое, которое ВЫДУМАЛИ основатели сепаратизма? Съ какой стати я буду считать москалей врагами, московскую культуру враждебной, когда вся московская Культура тонкимъ ручейкомъ вытекла изъ ​древней​ Кіевской Академіи и когда одинъ изъ ​Юркевичей​ былъ первымъ Малороссійскимъ и Русскимъ философомъ.


Не для того мои предки складывали свои ​чубатыя​ головы въ бояхъ съ турками, татарами и поляками, погибали на каторжныхъ галерахъ въ Турціи, въ подземельяхъ польскихъ замковъ, не для того ​они​ дрались подъ Полтавой на сторонѣ Петра противъ шведовъ, а позже сражались на Бородинскомъ ​полѣ​, чтобы потомки ихъ въ тяжелую годину для Россіи отказались отъ всего національнаго наслѣдства своихъ предковъ. Во имя чего это дѣлать? Во имя того, чтобы имѣть возможность стать помощникомъ пана-министра въ бутафорской Украинѣ, игрушкой враждебныхъ Россіи политическихъ силъ? Да здравствуетъ ​Малороссія​ — древняя прародина Великой Россіи, обливающаяся нынче кровью въ объятіяхъ интернаціональнаго большевизма! Я прожилъ подъ властью большевиковъ двадцать четыре года и не видѣлъ національной вражды малороссовъ къ «москалямъ». И когда грянетъ Великая война противъ большевиковъ, подъ знамена Россійской Освободительной Арміи соберутся ​всѣ​ ​вѣрные​ сыны Россіи: великороссы, малороссы, ​белоруссы​, грузины, татары, армяне — ​всѣ​ кто хочетъ быть сыномъ свободной Великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. И первая наша пуля и первый ударъ саблей будетъ по головамъ большевиковъ, а вторая пуля, второй ударъ саблей будетъ по агентамъ иностранныхъ развѣдокъ, мечтающихъ стать министрами государствъ, не зависящихъ отъ «москалей», но зависящихъ отъ иностранцевъ. Мы, малороссы, вовсе не желаемъ быть игрушкой въ рукахъ чуждыхъ намъ по Религіи и Культурѣ «пановъ-магистровъ» и «пановъ-профессоровъ», находящихся на содержаніи иностранныхъ развѣдокъ...


БОРИСЪ ​ЮРКЕВИЧЪ​


Прим.: Писалъ подъ псевдонимомъ Борисъ ​Башиловъ​ (1908-1970) — русскій эмигрантскій политическій публицистъ. Текстъ впервые появился въ русскомъ бразильскомъ журналѣ «Владимірскій Листокъ» въ 1952 году. Прекрасный историкъ, соратникъ И.л. Солоневича. Были и у него ошибки и заблужденія, но онъ перерасталъ самъ себя и всегда выбиралъ правду 

Комментарии