А. Швецовъ — "Горькая новь" Часть II


(На фонѣ молчанія заблудившихся въ истинѣ Архипастырей)


ХАОСЪ И ТЕМНОТА


"1919 годъ по существу является для деревни началомъ конца всего стараго жизненнаго уклада и началомъ взаимнаго уничтоженія другъ друга. Въ большинствѣ случаевъ, безпричиннаго. Россійскаго мужика три съ лишнимъ года били нѣмцы въ союзѣ съ австрійцами, турками и другой оравой. Еще не перестали ​разные​ захватчики занимать ​русскія​ земли, убивать людей, разорять и жечь ​села​, какъ у насъ въ странѣ стали истреблять другъ друга свои.


Этотъ процессъ въ европейской части Россіи начался съ 17-го. На арену вылѣзли ​политическіе​ карьеристы, интриганы, авантюристы, самозванцы. ​Одни​ имѣли чины генераловъ, атамановъ, полковниковъ и были сторонниками стараго строя, защищали его, силой ставя подъ ​ружьѣ​ людей, не хотѣвшихъ воевать. Заодно съ ними были и ​зажиточные​ слои населенія.


Въ противоположность имъ, пользуясь ​тѣмъ​, что мужику надоѣла война, ​разные​ по чину агитаторы развертывали агитацію противъ стараго строя. “Надо создать свою народную власть, налаживать жизнь по-новому”, - говорили ​они​. А вотъ какъ создать власть и что за новая жизнь должна быть, темный и безграмотный мужикъ не зналъ, не понималъ. Онъ усталъ отъ войны и думалъ объ одномъ: да пусть будетъ хоть какая власть, лишь бы скорѣе домой. И воспользоваться какой-то частью чужого имущества, гдѣ бы то ни было, онъ былъ не прочь – это собственническая психологія мужика-крестьянина.


Агитацію среди фронтовиковъ въ абсолютномъ большинствѣ вели ​низшіе​ чины или ​рядовые​. ​Міръ​ раскололся на два лагеря. Трудно сказать, откуда образовалась новая, называемая народной, Совѣтская власть. ​Самозванно​ пришли къ управленію люди богъ вѣсть какого сословія, многіе совсѣмъ не ​нюхавшія​ пороха, не ​имѣвшія​ представленія о войнѣ, ​сбѣжавшія​ изъ тюремъ и ссылокъ, пробравшіеся изъ – за границы. ​Всѣ ​они​ были выходцами изъ имущихъ классовъ, называли себя большевиками или имъ сочувствующими... Тамъ были и евреи, и поляки, и латыши, и грузины, и полунемцы – ​полутатары​, только русскихъ можно было по пальцамъ сосчитать. ​Всѣ​ ​они​ стремились какъ можно быстрѣе захватить главенство, распредѣлить между собой роли, какъ въ драматической пьесѣ, создать правительство, издать законъ. ​Всё​ дѣлалось въ спѣшкѣ, наскоро. Появляются ​новые​ органы съ новыми чудными названіями: ​Совдепъ​, Ревкомъ, ​Совнаркомъ​, Ревтрибуналъ. ​Всѣ​ ​эти​ вчерашніе господа, а сегодня ​называвшіе​ себя товарищами, ни какой пользы для народовъ Россіи не сдѣлали. У многихъ въ прошломъ отцы и дѣды были помѣщиками и имѣли свои деревни съ крѣпостными, были богачами съ капиталами, а ​они​ въ большинствѣ, живя на средства родителей, не хотѣли ни работать, ни служить, ​всѣмъ​ были не довольны и считали во всёмъ виноватымъ Царя и его Правительство. ​Они​ кричали на всѣхъ перекресткахъ, что являются революціонерами.


Въ ​чемъ​ же заключалась ихъ революціонность?


Были ​они​ участниками студенческихъ сходокъ и то не ​всё​, за что исключались и ссылались. ​Нѣкоторые​ горѣли местью къ Царскому Правительству за казненныхъ или сосланныхъ родичей и друзей. Ихъ агитацію противъ стараго строя низы воспринимали какъ призывъ къ дѣйствію, ​они​ развратили Армію и Флотъ, сыграли на самыхъ низменныхъ инстинктахъ черни. "Всё отобрать и раздѣлить"...


Среди дорвавшихся до власти было немало и проходимцевъ, интригановъ, людей изъ уголовнаго ​міра​, не знавшихъ крестьянской психологіи, не болѣвшихъ душой за мужика. Въ составѣ большевицкаго правительства не оказалось простого “вахлака”, который бы насмерть дрался за новую власть, ​её​ онъ ​расчухалъ​ послѣ, когда у него всё отобрали и его съ семьей изъ хаты выгнали. Не было въ ​Совѣтскомъ​ правительствѣ и низшихъ чиновъ, и рядовыхъ тѣхъ, что въ старой Арміи велъ агитаціонную работу среди солдатъ. ​Они​ не обрѣли даже извѣстности, а вотъ тѣ, что не видѣли даже фронта, не слышали свиста снаряда или пули, вошли въ исторію, имъ поставлены вездѣ памятники. Но люди-то знали, что Революцію совершилъ народъ.


Для борьбы со ​всѣмъ​ старымъ была создана армія, названная Красной, куда также силой были призваны люди. А большевики, какъ получилось послѣ, тамъ, въ верхахъ, разошлись во взглядахъ и не одна тысяча ихъ была разстрѣляна, какъ враги народа.


***


Жизнь деревни, казалось, текла своимъ чередомъ. Каждый занимался своимъ дѣломъ. Однако тяготило предчувствіе чего-то недобраго. День ото дня ползли, расползались ​разные​ слухи - одинъ страшнѣе другого. Залѣчивали раны фронтовики, отпускали про себя и вслухъ ​трехэтажные​ маты въ адресъ войны. Очень рѣдко приходили домой оставшіеся въ живыхъ солдаты. Совсѣмъ ужъ не ждали Петра Антоновича Непомнящева. Былъ слухъ, что убитъ. Не было вѣстей и отъ ​Лебедева​ ​Парфена​ Ивановича. А ​они​ въ одинъ день явились, оба еле ​живые​. ​Парфенъ​ со стекляннымъ глазомъ, а Петръ съ поврежденнымъ позвоночникомъ. Черезъ нѣсколько дней привезли Бронникова Константина Ивановича, былъ онъ какъ египетская мумія: кожа да ​кости​. Разсказывалъ, что три раза убѣгалъ изъ плѣна, на четвертый ​всё​ же удалось.


​Всѣ​ ​трое​ фронтовиковъ разсказывали:


Какъ трудно было пробираться до дома – изъ города въ городъ, изъ ​села​ въ ​село​, гдѣ на поѣздѣ, а гдѣ пѣшкомъ. Отъ Урала до Москвы идутъ бои Красной Арміи съ Бѣлогвардейскими и чеховскими войсками. Поѣзда забиты солдатами до отказа. Тамъ, въ Россіи, страшнѣйшій голодъ, тысячи людей мрутъ, поѣли скотъ, собакъ и даже кошекъ. А еще коситъ тифъ.


Въ Москвѣ верховодятъ больше евреи. Главный, называютъ его товарищъ Ленинъ, ​якобы​ далъ приказъ, во что бы то ни стало взять Уралъ, разбить Бѣлыхъ, выгнать ихъ изъ Сибири. По-нашему правильно. Ужъ сильно ​они​ звѣрствуютъ, какъ поговариваютъ, ни за что ни про что людей разстрѣливаютъ, ​села​ жгутъ. Оно и Красныхъ-то хвалить нечего. Помѣщиковъ съ ихъ управителями рубятъ да вѣшаютъ, а помѣстья предаютъ огню, ну и поповъ съ интеллигенціей колотятъ. Понагляделись мы, разсказывали фронтовики, понатерпелись! Кругомъ неразбериха, нигдѣ нѣтъ никакого порядка, люди злы, ​всѣ​ сквернословятъ, солдаты стрѣляютъ другъ въ друга. Красную Армію ведетъ какой-то бывшій царскій полковникъ, полякъ по фамиліи вродѣ ​Тухачинскій​, а по фронтамъ красныхъ ѣздитъ съ агитаціей ​Троцкій​.


Политическая обстановка очень сложная, въ однихъ городахъ или районахъ были еще, такъ ​называемые​ Совдепы, а въ другихъ создавались ​разные​ думы и Комитеты. Въ половинѣ 1918 года въ Новониколаевске произошелъ переворотъ, и было образовано правительство Бѣлыхъ. На арену выплылъ какъ пишутъ въ газетахъ, ставленникъ Антанты Адмиралъ ​Колчакъ​, онъ объявленъ главой ​Временнаго​ Сибирскаго Правительства со ставкой въ Омскѣ. Чехи, слѣдуя на востокъ, занимаютъ города. Создаются ​карательные​ отряды, сводятся въ сотни и полки казаки. Въ Горномъ Алтаѣ ​Улала​ переименовывается въ ​Каракорумъ​, обманутыхъ алтайцевъ натравливаютъ на русскихъ. Совѣты ликвидируютъ, руководителей арестовываютъ, многихъ разстрѣливаютъ. Снова вводятся ​волостныя​ и ​Сельскія​ Управы, ​колчаковская​ милиція вмѣсто царской полиціи, кругомъ полнѣйшій произволъ и разгулъ.


Кто придумалъ ​эти​ два роковыхъ цвѣта – Бѣлый и Красный? Кто посѣялъ вражду между ними? Дѣйствительно ли эта рѣзня была классовой, какъ проповѣдуютъ теоретики? Въ станѣ Бѣлыхъ было немало бѣдноты, середняковъ и даже батраковъ, а въ отрядахъ Красныхъ - много зажиточныхъ. КАКЪ ПОНЯТЬ И ОБЪЯСНИТЬ ТАКОЕ ЯВЛЕНІЕ? ​Властолюбивые​ карьеристы и самозванцы любыми путями лѣзли къ власти и, захвативъ руководство, ... стращали народъ всякими карами съ противной стороны. ​Бѣлые​ врали на Красныхъ, а ​Красные​ – на Бѣлыхъ. Милосердію не было мѣста, и помирить ихъ не могла никакая сила...


Каждая сторона хотѣла быть побѣдительницей. Справедливо ли полностью обвинять тѣхъ, кто дрался, защищая свой домъ, свое имущество, свою семью? Нужно ли оправдывать тѣхъ, кто отбиралъ чужое добро, выгонялъ хозяевъ изъ своихъ домовъ, а сопротивлявшихся безжалостно уничтожалъ? Надо полагать, что наши потомки будутъ умнѣе и сдѣлаютъ выводы сами.


Богатъ былъ разными событіями девятнадцатый годъ. Другой стала власть. Слово совдепщикъ боялись произносить, оно стало презрительной кличкой. А развѣ виноватъ мужикъ, что такая власть была установлена еще въ семнадцатомъ году и продержалась – то не долго, вѣдь сверху ​её​ устанавливали, не самъ мужикъ выдумалъ, а сколько зла принесла она людямъ. Вотъ и расхлебывай теперь. Кто былъ выборный въ совдепы, того арестовывали и угоняли въ волость, а тамъ пороли плетями. Кому двадцать пять, а кому и полсотни всыплютъ".


***


Князь Н. Д. ​Жеваховъ​, товарищъ Оберъ-Прокурора Святѣйшаго ​Сѵнода​.


«​Ожидовленная​ общественность, устами своихъ передовыхъ людей, давно уже кричала о томъ, что Самодержавіе, какъ форма правленія устарѣла, какъ пережитокъ восточнаго деспотизма.… Въ соотвѣтствіи съ такимъ пониманіемъ, Самодержецъ сталъ разсматриваться какъ заурядный носитель верховной власти и къ ​нему​ начали предъявляться ​самыя​ ​разнообразныя​ требованія, ​отражавшія​ абсолютное непониманіе его священной миссіи Помазанника Божія, связаннаго обѣтами къ Богу и призваннаго творить волю Божію, а ни «волю народа» … Россія лишилась Божьей благодати… Свершился актъ величайшаго преступленія, когда-либо бывшаго въ исторіи. ​Русскіе​ люди, возставъ противъ ​Бого​мъ дарованнаго Помазанника, ​тѣмъ​ самымъ возстали противъ ​самого​ Бога. ​Гигантскіе​ размѣры этого преступленія только и могли привести къ гигантскимъ результатамъ и вызвали гибель Россіи.

 

Поразительнѣе всего то, что въ этотъ моментъ разрушенія православной русской государственности, когда руками безумцевъ насильственно изгонялась благодать Божія изъ Россіи, хранительница этой благодати Православная Церковь, въ лицѣ своихъ виднѣйшихъ представителей молчала. Она не отважилась остановить злодѣйскую руку насильниковъ, грозя имъ проклятіемъ, а молча, глядѣла на то, какъ заносится злодѣйскій мечъ надъ священною Главою Помазанника Божія и надъ Россіей. 

Комментарии