Преп. ИУСТИН (ПОПОВИЧ) ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К ВЛАСТЯМ Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29).


Вот она — душа, самое сердце православной Церкви; вот оно — Ее Евангелие, Ее Всеевангелие. Вот чем Она живет, и ради чего живет. Вот в чём Ее безсмертие и Вечность; в этом именно Ее непреходящая всецен ность.
Повиноваться Богу больше чем людям, это Ее принцип над принципами, святыня над святынями, мерило над мерилами.
Это Всеевангелие — сущность всех святых Догматов и всех святых Канонов православной Церкви.
Тут нельзя даже ценою всех цен со стороны Церкви делать никаких уступок НИКАКИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕЖИМАМ, никаких нельзя устраивать компромиссов ни с людьми, ни с демонами. Меньше же всего с откровенными церквеборцами, церквегонителями и церквеуничтожите- лями.
«Повиноваться больше Богу, нежели человекам» — это Устав православ- ной Церкви, Ее вечный и неизменный устав — всеустав, Ее Вечное и неизменное стояние — всестояние. Вот он и есть первый ответ первым гонителям Церкви: Деяния Апостолов 5, 29; и это Ее ответ всем гонителям сквозь все века до Страшного суда.
Для Церкви Бог всегда на первом месте, а человек, люди, всегда на втором месте. Людям надо покоряться постольку, поскольку они не против Бога и Божиих законов. Но если они выступают против Бога и Его законов, то Церковь должна им воспротивиться и противостать. Если она не поступает так, разве это Церковь? и представители Церкви, — если не поступают так, — разве они АПОСТОЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ Церкви? Оправдывать себя при этом т.н. церковной икономией (снисхождением) — это значит не что иное, как скрыто предавать Бога и Церковь. Такая икономия — просто напросто предательство Церкви Христовой.
Церковью Вечность присутствует во времени для того, чтобы время освящалось Ею, обновлялось Ею, овековечивалось Ею и равнялось бы по Ней. Не Она должна равняться по времени или по духу времени, но время должно равняться по Ней как Вечной, и дух времени — по Ней как носите- льнице духа Вечности, духа Богочеловечности. Ибо Она всегда святая, всегда Апостольская. Она всегда Соборна, всегда божественна, посему и не смеет никогда жертвовать вечное — временному, Божие — человечес- кому, Небесное — земному.
Не приспосабливается Она к духу времени, напротив, Ей подобает приспо- сабливать время к Вечности, временное — к Вечному, человеческое — к богочеловеческому. Вечный Ее путь через этот мир: сперва — Бог, а потом человек; впереди — Бог, а за Ним человек: Дабы иметь Ему / Господу Христу / во всём первенство (Кол. 1, 18).
Власть в принципе от Бога (Рим. 13, 1-6): и иерархия ценностей и иерар- хия порядка — от Бога. Поэтому в принципе надо покоряться власти как упорядочивающей и как содержащей этот богоданный и божественный порядок в мире. Иначе — падение и впадение в безвластие, анархию.
Властям надо покоряться, поскольку они содержат божественный порядок в мире, поскольку они — «слуги Божии» и как слугам Божиим. Покоряться властям надо, потому что как слуги Божии они носят меч, которым наказывают зло и защищают добро. Покоряться властям надо, потому что они, слуги Божии, «страшны для злых дел», а не для добрых.
Но когда власти становятся страхом для добрых дел, когда власти гонят Божие добро, и больше всего добро и вседобро этого мира — Господа Христа, и тем Его Церковь, тогда таким властям не следует покоряться, ни слушать их. С ними христианин должен бороться, и именно святыми, Евангельскими средствами бороться. Никогда христианин НЕ СМЕЕТ более покоряться людям, чем Богу, особенно же людям, которые против Бога истинного и против Его Евангелия.
Значит, мы, христиане, знаем и тайну власти и тайну насилия: власть — благословлена Богом, насилие же проклято Богом. Всё, что от Бога — добро, коль скоро им злоупотребляют — оно от диавола. Злоупотребление Божиим — вот диавол, и вся диавольщина всех миров, в том числе и человеческого. Власть — от Бога; и пока она держится в Боге и под Богом и с Богом, она — благословенна. Оставив Бога, она превращается в насилие, и тем подчиняет себя власти противобога — диавола.
Таково Евангельское, Апостольское, Святоотеческое, православное Учение о природе и ценности власти. Таково святое и непогрешимое Учение православное Церкви Христовой об этом, таково оно от начала и доныне, и отныне во все веки веков. Свидетели этого? — Все святые Апостолы, все Святые Отцы, все святые Мученики. Особенно, святые Мученики, начиная от св. первомученика Стефана и все до наших новомучеников и остальных святых Мучеников нашего времени. Все они страдали за Господа Христа, все вместе от царей, королей и князей; одним словом, от богоборных властей ВЕКА СЕГО. И таких святых исповедников не тысячи, их — миллионы. Все они святы и безсмертны как свидетели богочеловеческой Истины: христиане должны противить- ся безбожным и противобожным указаниям царей, владык, властодерж- цев мира сего, где бы они ни были, и кто бы они ни были.

Вот лишь немногие из этих безчисленных и безсмертных свидетелей:
1) Св. мученик Гликерий, пресвитер (303 г.), говорил царю Максимиану в Никомидийском храме, переполненном христианами, которых царь собирался сжечь вместе с храмом — что и сделал — если они не отрекутся от Христа:
«Обещанные тобою дары не привлекают нас царь; угроз же твоих мы не боимся. Всё, что ни есть в мире, мы почитаем как бы за сон и даже вменили бы себе в скорбь и Божие наказание, что не претерпеваем за Христа жесточайших мучений... Не боимся мы твоих гонений: Царь всяческих даровал нам свыше оружие, которым мы так же вооружаемся и защищаемся, как ныне ты своими оруженосцами.
(28 декабря).

2) Св. мученик Иаков Персянин (421 г.) и царь Издигерд.

Царь — Мученику: «Знай, что ты повинен смерти; но только я не казню тебя мечом, чтобы ты не умер скорою смертью, а долго и жестоко буду мучить тебя и предам горчайшей смерти» (святому отрезали пальцы и все члены по одному — прим.).
Св. Иаков отвечает: «Что хочешь делать, делай, царь, скорей, но знай, что не устрашат меня слова твои, которые подобны ветру, дующему на каменную скалу. Я не боюсь смерти, памятуя, что временная смерть есть только сон, ибо все люди восстанут из гробов своих во время страшного второго пришествия Христа моего и Господа», т.е. воскреснут (27 ноября).

3) Св. мученик Тивуртий (230 г.), говорит царскому епарху в Риме Фавиану:
«Угрожаешь ли ты мне мучением? но разве нам, христианам, страшно пострадать за нашего Бога? усечением ли меча? так мы, освободясь от плотской темницы, получим небесную свободу; огнем ли? но мы угасили в теле больший пламень похоти, и сего огня не убоимся; изгнанием ли? но Бог наш везде и, где мы с Богом, там место наше» (18 декабря).

4) Св. мученик Мина (304 г.) и царский градоначальник Ермоген, мучите ль христиан (ставший впоследствии и сам святым Мучеником — прим.). Ермоген требовал исполнения царских приказаний; св. Мина отвечает:
«Почитать царей — дело святое, ради их власти и начальствования; но когда цари неправильно и неблагочестно почитают Бога, Который есть начало всего, и не воздают Ему надлежащей чести, тогда чтить царей несправедливо».

/Дополнение из другой беседы тех же лиц/: «Скажи мне, нечестивец, на что надеясь ты дерзнул возмутить народ не повиноваться царю?...».
Св. Мина: «Не я возбуждаю народ не повиноваться нечестивому царскому приказанию, а ревность Божия, ибо народ ревнует о Господе Своем...
Если же я и отзывался худо о богах царя твоего пред народом, то ведь всякому человеку, имеющему правильный взгляд и здравое суждение о деле, подобает не любить и ненавидеть то, что он увидит и признает ложным; Истину же должно любить и почитать. А Истина для людей, относительно которой нет никакого сомнения, есть Сам Христос!» (10 декабря).

5) Св. мученики епископ Акепсим, пресвитер Иосиф и диакон Аифал (пострадали около 376 г.), и их мучитель князь из персидских магов.
Князь говорить мученикам: «Не противьтесь царской воле».
А они отвечают: «Всякий, исполняющий волю беззаконного вашего царя, ПРОТИВИТСЯ БОГУ» (3 ноября).

6) Св. мученик Трофим (около 303 г.) и судья Аттик, царский наместник.
Судья Аттик спрашивает Мученика: «Читал ли ты императорские указы о христианах?»
Святой отвечает: «Прочел. Но что они нам? Между благочестием и бесовским обольщением такая же разница, как между днем и ночью» (19 сентября).

7) Св. великомученица Евфимия и с нею 48 мучеников (304 г.) и царский наместник Приск.
Приск спрашивает: «Вы ли противитесь велению царскому и нашему, уничижая жертвоприношение, совершаемое в честь великого бога Арея?»
Мученики отвечают: «Повелению царскому или твоему, проконсул, — если оно не будет противно Небесному Богу, — без сомнения, нужно повиноваться; если же оно противно Богу, то не только должно не повиноваться, но даже и сопротивляться.
Если бы повелевали нам то, в чём мы обязаны повиноваться властям, то мы воздали бы кесарево кесарю (Мф. 22, 21). Но так как ваше повеление богопротивно и богомерзко, ибо вы повелеваете почитать тварь вместо Творца и заставляете поклониться и принести жертву бесу, а не Богу Вышнему, то сего повеления вашего мы никогда не исполним, ибо мы — истинные поклонники живущего на небесах истинного Бога» (16 сентября).

8) Царский наместник Евпсихий спрашивает св. мученика Феодула (около 300 г.): «Разве ты не знаешь, что ты должен исполнять приказания царей, обладающих вселенною?»
Св. Феодул отвечает: «То, что повелевает Владыка неба и земли, — поистине справедливо и достойно внимательного выслушивания и немедленного исполнения. Что же повелевают временные цари ваши, то из их повелений должно исполнять лишь те, которые окажутся справедливыми и не противными Творцу небесному, повеления же несправедливые ни в каком случае не следует исполнять» (5 апреля).

9) Св. мученик Кодрат Никомидийский (около 250 г.) на приказ царского проконсула Перенния: «Покорись царским, а не Христовым законам», отвечает:
«Я покоряюсь законам Царя Небесного, а не безумному повелению незнающих Бога людей. Впрочем, Св. Писание повелевает нам молиться за них, дабы они обратились и уразумели истину».

/Дополнение/: О. Иустин опустил последнюю фразу, мы же добавили ее с целью указать, какая молитва о таких правителях, и вообще о заблудших, возможна.
Укажем и на последующие слова и события в этом житии, ибо «аргумен- ты» безбожно-идолопоклоннической власти мало менялись: «Если ты совершаешь молитву за царя, то и заповеди его должен исполнять, потому что и в ваших писаниях пишется: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12, 17)... Знаешь ли ты, — спросил проконсул, — какое множество христиан принесло жертву нашим богам, и неужели ты думаешь быть гораздо лучшим их?»

Мученик Кодрат, дерзновенно обличив отступивших христиан, привел их к покаянию. Далее св. Кодрат обращается к Переннию с такими словами:
«Я поклоняюсь истинному Богу Отцу и Единородному Его Сыну и Святому Духу... я не боюсь ни бесов, ни тебя, обладающего кратковременной властью. По прошествии немногих дней, я отойду к моему Богу, ты же вечно будешь горько стонать, потому что не захотел познать Бога, даровавшего тебе настоящую жизнь. Сын сатаны, брат диавола, сообщник бесов нечестивых, превосходящий свиней своим бессловесием, бешеный пес, кровопийца, змей, алчнее зверей, пожирающий омерзительное мясо в капищах идольских... О погибельные! Сами впали в погибельный ров и нас желаете столкнуть в него» (10 марта) (прим.).
Таков порядок, таков путь, такова Истина православной Церкви Христовой от св. Апостолов до днесь, и от сего дня до самого конца мира сего земного. Касательно этого порядка, этого пути, этой Истины, невозможны ни уступки, ни компромиссы, ни Отступления. И это ни от кого, даже и от самого Вселенского Собора, если бы он состоялся».
......................................................
Из 11-ой части брошюры архим. о. Иустина Поповича:
«Постепенно разоряется Церковь изнутри и снаружи, идеологически и организационно; употребляются все средства: известные и неизвест- ные, явные и тайные, утонченнейшие и грубейшие, салонные и тираниче- ские, циничные и фарисейские, диоклетиановские и пилатовы; нероновы и иудовы. И все это искусно растворено, но на деле это отрава из отрав, только в сахарном обличье...» — так заключает архимандрит о. Иустин, разобрав во II -ой части своей брошюры разные аспекты гонения на Церковь в коммунистической Югославии.
ВЫБОР ПАТРИАРХА
Диктатура безбожия доселе избрала двух патриархов... И таким образом цинично растоптала св. права Церкви, а через то и святые Догматы».
К вопросу о возможности сотрудничества с таким государством о. Иустин пишет:
«Диоклетиан с того света отдает первенство по гонениям христиан нынешним безбожникам коммунистам... Для православного серба под диктатурой коммунистического безбожия все дни превратились в Страстную пятницу: совершается постоянное надругание над Христом, постоянное надсмехательство, оплевание, распинание Христа.
Это сознательно и планомерно делает всякий христоборец и христоуби- йца. А за ними тащатся известные христопродавцы и христоубийцы в мантиях Иуды. И сотрудничают с ними! В чём? — В оплевании Христа, в умучении Христа, в распинании Христа, в убиении, в возложении безчис- ленных терновых венцов на предивную Божественную Главу, которая стоит больше всех миров вместе взятых, всех вселенных вместе взятых, всех видимых и невидимых!
Разжжена вавилонская печь — безбожнический коммунистический режим для Сербской Православной Церкви. В этой новой вавилонской печи не сгорят только лишь люди сильной веры, свято-саввской веры (имеется в виду св. Савва Сербский — прим. пер.). Деннонощно ходим среди огня. То, что мы еще живем, — дело милости Божией и силы Божией. А вокруг нас вихрем высится узаконенная в безбожническом воспитании наигнуснейшая ложь земного мира: «Христос — миф», «Христос не существовал», «Христос — это обман». Вот программа воспитания. Разве это можно признать, разве с этим можно сотруднича ть и считать себя христианином? Нет!
Мы заявляем и объявляем: это — самая ужасная, самая безстыдная и самая гадкая хула, которую человеческие уста могли произнести против наисовершеннейшего, и самого человеколюбивого человеческого Существа под небом, которое ступало по планете, называющейся Землей. И мы всем сердцем, всей душой, всем умом, всею силою своей стоим рядом с Ним, за Него и за Ним, и это — ценою всех смертей, которые могут на нас возложить все богоборцы и христоборцы мира сего, а не только те, которые действуют в нашей стране.
Диктатура христоборных безбожников и христопредательских Иуд — вот кто виноват в нашей мученической жизни. Диктатура Иуд! Есть ли что-нибудь более отвратительное для Церкви Христовой и для христианина?..
Самая элементарная и рудиментарнейшая логика показывает и доказывает: совершенно нелогично и противологично сотрудничество между откровенными безбожниками, заклятыми христоборцами и православной Церковью Христовой.
Тех, кто ищут такого сотрудничества, или уже сотрудничают, или — страш- но сказать! — принуждают к таковому, мы спрашиваем словами св. Апостола: «Какое общение праведности с беззаконием? что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6, 14-15). Или вы в гуле безбожнической диктатуры совсем оглохли для Христовой божественной Истины и заповеди: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).

Преп.Иустин (Попович). Об отношении Церкви к властям. «Православная жизнь» № 1 январь. 1993 г.

 

========================================================================== 

Дьявольский каток в 20 веке прокатился по всем православным мировым Церквам. Всем и каждому лично пришлось делать свой выбор.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.