Князь Н. Д. Жеваховъ объ апостасіи пастырей...
"Если слѣпой ведетъ слѣпого, то не вмѣстѣ ли они угодятъ въ яму? Мнимые лишенные Духа Божія Пастыри-фарисеи завели Россію на 100 лѣтъ въ пропасть...
Мы видѣли уже изъ предыдущаго, что іерархи были склонны объяснять всякаго рода нестроенія въ Церковной жизни то внѣшними причинами, разумѣя подъ ними Сѵнодальную систему, то внутренними, связывая ихъ со свойствами самой паствы, оторванной отъ Церкви, безвѣрной и безрелигіозной. Но это невѣрно. Формы всегда неодушевлены, жизненно только содержаніе. И никакая форма не способна убить Духа, если Онъ есть. И тѣ, кто имѣлъ Его, тѣ не только являли его, но и одухотворяли другихъ.
Сѵнодальная система, какъ я уже неоднократно указывалъ, явила цѣлый сонмъ Подвижниковъ, причтенныхъ къ лику Святыхъ Православной Церкви, цѣлый рядъ выдающихся Церковныхъ Дѣятелей, изъ коихъ ни одинъ не жаловался на тотъ "гнетъ и оковы рабства", о которыхъ стали говорить въ Россіи лишь съ момента общаго революціоннаго броженія, заразившаго и нѣкоторыхъ іерарховъ, вторившихъ общимъ крикамъ о “свободѣ”...
Нѣтъ, нестроенія въ церковной оградѣ нужно искать совершенно въ другомъ мѣстѣ, и я частично уже отмѣтилъ ихъ, когда говорилъ о взаимоотношеніяхъ между оффиціальной и неоффиціальной Церковью, между Епископами и монахами, между образованнымъ классомъ и духовенствомъ.
Авторитетъ духовенства въ Россіи дѣйствительно былъ невысокъ, но вызывалось это явленіе не безвѣріемъ и безрелигіозностью Русскаго Народа, а какъ разъ наоборотъ, его повышенными религіозными требованіями, не находившими удовлетворенія со стороны русскаго духовенства въ массѣ.
“Богоискательство” – чисто русское явленіе, рожденное именно на этой почвѣ религіозной неудовлетворенности и одиночества духовнаго.
Авторитетъ духовенства и не могъ быть высокимъ при той кастовой организаціи, какая если не исключала, то во всякомъ случаѣ сильно затрудняла доступъ въ его среду представителей другихъ сословій. Причины этого послѣдняго явленія сложны, и я не буду ихъ касаться, однако тотъ фактъ, что составъ русскаго духовенства былъ ограниченъ рамками кастовой къ нему принадлежности, а между “духовными” и свѣтскими Учебными заведеніями стояла непроходимая стѣна, чрезвычайно рѣзко отражался на его общемъ уровнѣ. Можно сказать больше того. За послѣдніе 25-30 лѣтъ передъ Революціей служеніе Церкви въ Россіи сдѣлалось какъ бы привилегіей для дѣтей церковныхъ причетчиковъ, зажиточныхъ крестьянъ и мѣщанъ, потому что даже дѣти бѣднаго духовенства, въ особенности городского, получали обыкновенно образованіе въ свѣтскихъ учебныхъ заведеніяхъ и не шли по стопамъ отцовъ, а устраивали свою будущность на разныхъ поприщахъ государственной и общественной дѣятельности.
Въ связи съ этимъ и Епископатъ пополнялся преимущественно представителями мало тронутаго культурой русскаго простонародья. Такіе іерархи, не соприкасавшіеся вовсе съ интеллигенціей и не знавшіе её вплоть до Епископской хиротоніи, открывавшей имъ доступъ въ чуждую для нихъ среду, относились къ послѣдней не только отрицательно, но часто даже враждебно.
Воспитанные на началахъ оппозиціи “дворянству”, какъ къ таковому, въ специфической обстановкѣ домашняго очага, а затѣмъ въ условіяхъ семинарскаго быта, русскіе іерархи въ большинствѣ случаевъ не только не умѣли приблизить къ себѣ паству, но и не желали этого и не собирались входить въ болѣе тѣсное общеніе со средой, чуждой имъ и по рожденію и по воспитанію.
Воспитанные на началахъ оппозиціи “дворянству”, какъ къ таковому, въ специфической обстановкѣ домашняго очага, а затѣмъ въ условіяхъ семинарскаго быта, русскіе іерархи въ большинствѣ случаевъ не только не умѣли приблизить къ себѣ паству, но и не желали этого и не собирались входить въ болѣе тѣсное общеніе со средой, чуждой имъ и по рожденію и по воспитанію.
Изъ смиренныхъ и простыхъ крестьянскихъ и псаломщицкихъ дѣтей, зачастую съ добрыми навыками и наклонностями, они чрезвычайно быстро превращались въ гордыхъ и надмѣнныхъ владыкъ, воспринимали почести и славу, пресыщались честолюбіемъ и ограничивали свою задачу служенія народу лишь совершеніемъ ТОРЖЕСТВЕННЫХЪ богослуженій или подписываніемъ консисторскихъ бумагъ. Но духовная жизнь паствы, общія церковно-государственныя задачи протекали не только внѣ
поля ихъ зрѣнія, но и внѣ поля ихъ разумѣнія. Это были духовные сановники, неудачно копирующіе губернаторовъ и генералъ-губернаторовъ, бравшіе отъ своей паствы все и взамѣнъ ничего ей не дававшіе.
При такихъ условіяхъ вѣрующіе люди по необходимости должны были искать удовлетворенія своихъ духовныхъ запросовъ въ другихъ мѣстахъ, и неудивительно, если наталкивались на тѣхъ, кто эксплоатировалъ ихъ вѣру.
О темнотѣ русскаго народа и его религіозномъ невѣжествѣ, о гордости и надменности русской интеллигенціи и особенно ея аристократіи писалось и говорилось такъ много, что потребовались бы томы для того, чтобы опровергнуть ту ложь, которая скрывалась за этими писаніями и разговорами. И однако въ области своей религіозной жизни ни одинъ народъ въ мірѣ не проявлялъ столько смиренія, столько пламенной вѣры, столько уваженія къ достойнымъ представителямъ духовенства, какъ русскій народъ.
Значительно выше былъ общій духовный уровень низшаго духовенства и особенно подвижниковъ монастырскихъ и сельскихъ священниковъ, между которыми встрѣчались выдающіеся представители, фактическіе держатели Вѣры русскаго Народа и его подлинные воспитатели. Эти послѣдніе, разумѣется, не только никогда не жаловались на какіе-то “системы” церковнаго управленія, но даже не замѣчали своего архіерея или игумена монастыря, ибо ихъ начальниками были не Сѵнодъ и епископъ, не оберъ-прокуроръ или секретарь консисторіи, а ихъ вѣра, страхъ Божій, сознаніе нравственнаго долга.
поля ихъ зрѣнія, но и внѣ поля ихъ разумѣнія. Это были духовные сановники, неудачно копирующіе губернаторовъ и генералъ-губернаторовъ, бравшіе отъ своей паствы все и взамѣнъ ничего ей не дававшіе.
При такихъ условіяхъ вѣрующіе люди по необходимости должны были искать удовлетворенія своихъ духовныхъ запросовъ въ другихъ мѣстахъ, и неудивительно, если наталкивались на тѣхъ, кто эксплоатировалъ ихъ вѣру.
О темнотѣ русскаго народа и его религіозномъ невѣжествѣ, о гордости и надменности русской интеллигенціи и особенно ея аристократіи писалось и говорилось такъ много, что потребовались бы томы для того, чтобы опровергнуть ту ложь, которая скрывалась за этими писаніями и разговорами. И однако въ области своей религіозной жизни ни одинъ народъ въ мірѣ не проявлялъ столько смиренія, столько пламенной вѣры, столько уваженія къ достойнымъ представителямъ духовенства, какъ русскій народъ.
Значительно выше былъ общій духовный уровень низшаго духовенства и особенно подвижниковъ монастырскихъ и сельскихъ священниковъ, между которыми встрѣчались выдающіеся представители, фактическіе держатели Вѣры русскаго Народа и его подлинные воспитатели. Эти послѣдніе, разумѣется, не только никогда не жаловались на какіе-то “системы” церковнаго управленія, но даже не замѣчали своего архіерея или игумена монастыря, ибо ихъ начальниками были не Сѵнодъ и епископъ, не оберъ-прокуроръ или секретарь консисторіи, а ихъ вѣра, страхъ Божій, сознаніе нравственнаго долга.
При отсутствіи регламентаціи церковной жизни въ Россіи и неорганизованности приходской жизни, эти подвижники были единственными, къ коимъ тянулись русскіе люди, начиная отъ Царя и кончая простолюдиномъ. Оффиціальная же Церковь стояла въ сторонѣ, и духовная жизнь русскаго народа протекала помимо её, чего бы никогда не случилось, если бы ея представители были похожи на этихъ подвижниковъ и являлись бы въ глазахъ народа подлинными Пастырями Церкви. И чѣмъ больше тянулись іерархи къ власти, чѣмъ больше погружались въ сферу государственныхъ дѣлъ, своеобразно ими понимаемыхъ, чѣмъ болѣе рѣзкую грань проводили между Церковными и государственными дѣлами, тѣмъ дальше уходили отъ своей паствы, тѣмъ меньше были ей нужны. Вотъ гдѣ источникъ нестроеній въ области церковной жизни Россіи.
Прим.: Наши фарисеи оказались формалистами и космополитами.
Оставить комментарий