Разсказы сестеръ-исповѣдницъ о звѣрѣ багряномъ С. C. С. Р. и ГУЛАГѣ // И. П. Ц.
Разсказъ сестры Любови.
"Во время сов. - герм. войны я скрывалась, боялась, что сошлютъ, пряталась у тетки и у знакомыхъ колхозниковъ, въ Липецкъ уѣзжала. Въ то время въ Куймани-то было уже много вѣрующихъ, колхозниковъ мало осталось, выходили изъ колхоза многіе, хоть и рискованно было. Петръ Ивановичъ, напримѣръ, хотѣлъ выписаться изъ колхоза, подалъ заявленіе о выходѣ, такъ его тутъ же и забрали (не вернулся онъ, разстрѣляли его, по-видимому). Тогда, въ началѣ войны, къ намъ пришло много людей, мужчины молодые просили принять ихъ. Одинъ пришелъ на порогъ, упалъ на колѣни и молитъ: «Возьмите, Христа ради, чтобъ душа моя спаслась!» А тутъ уже въ Ельцѣ бомбили. Мы выйдемъ изъ избы, поглядимъ — а тамъ гулъ, небо красное. Тогда въ войну и пробралась къ намъ въ общину предательница. И насъ всѣхъ забрали, съ собаками пришли Н. К. В. Д., будто звѣри мы какіе. Какъ же насъ били! Потомъ въ кузовъ забросили и увезли на пяти машинахъ. Человѣкъ 150 гнали по Лебедяни, люди ужасались: «Что такое?» Какъ пригнали, не нашли даже, какъ размѣстить насъ. Потомъ почти всѣхъ отпустили, но Ѳедора Ивановича и Михаила не отпустили. А про насъ сказали: «Эти-то всѣ наши, мы ихъ всегда возьмемъ». И отпустили. Колхозники говорили, что насъ сослать надо подальше. А что дѣлали тогда еще! Погребъ откроютъ, да и столкнутъ туда женщину, она тамъ и погибала. И даже дѣтей кидали туда внизъ…
Насъ-то не отпустили, и когда забирали, я ничего съ собой не успѣла взять. Но мнѣ помогали въ камерѣ, мы вѣдь всѣ вмѣстѣ сидѣли: Агаѳья, тетка Евгенія и другіе. Агаѳью много допрашивали, обвиняли, что вродѣ она многихъ въ вѣру привела. Водили насъ на допросъ съ наганомъ, какъ вечеръ, такъ сразу на допросъ ведутъ. Спать не давали, сидишь, качаешься всю ночь, а утромъ спать не разрѣшалось. Не давали спать, не давали хлѣба, супъ какой-то. Это вѣдь война была. Допросы были ровно сорокъ дней, какъ будто Богомъ опредѣлены. Трудно было...
Въ камерѣ только начнешь молиться, сразу же надзиратель врывается и давай бить. Потомъ кого-нибудь заберетъ — и въ карцеръ. Сейчасъ какъ вспомню, такъ голова болитъ… Дали мнѣ десять лѣтъ и отправили въ Сибирь. Я отсидѣла пять лѣтъ въ Лагерѣ въ Комсомольскѣ-на-Амурѣ, на пятисотой стройкѣ, и пять лѣтъ — въ Тайшетѣ. Мы строили желѣзную дорогу: мужчины дѣлали просѣку, вырубали деревья, а пни выкорчевывали женщины. Въ морозъ, въ сорокъ пять градусовъ, насъ не выводили на работу, а въ сорокъ градусовъ мы работали. Въ Комсомольскѣ рядомъ съ нашимъ Лагеремъ былъ Лагерь, гдѣ было около ста священниковъ. Сидѣли они съ 37-ого года, уже измучены были сидѣніемъ. Оффиціально ихъ уже освободили, а ихъ всё не отпускали. Раньше въ Лагерѣ убивали священниковъ, такъ отца Уара убили. Онъ врачомъ работалъ, а «блатной» попросилъ, чтобъ онъ его освободилъ отъ работы. Уаръ-то тоже заключенный, не могъ ему помочь, отказалъ. «Блатной» и ударилъ его. И убилъ…
Сидѣлъ тамъ отецъ Иванъ, чувашъ, и отецъ Илья. Отецъ Илья ходилъ на общія работы, на лѣсоповалъ, а отецъ Иванъ въ прожаркѣ работалъ и тамъ молился. Отецъ Иванъ попросилъ меня сшить епитрахиль и поручи, я и сшила ихъ изъ платка. Тамъ ни книжекъ, ни писулекъ никакихъ не было, такъ что я всё наизусть читала, я много знала.
Однажды пришли они къ намъ, а я чтицей была, читала быстро. А одинъ изъ священниковъ слушалъ-слушалъ и вдругъ какъ заплачетъ: «Я Академію кончилъ, она неграмотная, а всё знаетъ наизусть. А я вѣдь только по книгамъ читалъ». Отецъ Иванъ сказалъ мнѣ тогда, что неправильно такъ быстро читать: «Это, какъ утка по водѣ проплыла, а слѣда не оставила. Надо читать медленнѣе». <…>
Со смертью Сталина стало легче, сначала разрѣшили переписку, а потомъ махнули на насъ рукой. И мы свободно молились. Монашки насъ предупреждали, когда св. Пасха, мы одѣвали всё новое, платочекъ чистый повязывали, акаѳисты читали. Хвалиться не буду, но память у меня хорошая была, я три акаѳиста наизусть знала. Меня даже хохлушки «покупали»: имъ посылку пришлютъ, а онѣ просятъ меня почитать, обѣщая: «За это я тебѣ что-то дамъ». Когда меня освобождали, провожала меня старая монашка, и она подарила мнѣ этотъ платочекъ. Правда, истерся онъ уже…
Разсказъ сестры Натальи Гончаровой
"Въ 1941 году началась война, и насъ эвакуировали. Я пріѣхала домой и хотѣла учиться дальше, но меня къ учебѣ не допустили, а опредѣлили на окопныя работы. Я сдѣлала себѣ укрытіе и скрывалась въ немъ. Мы всей семьей молились дома, но христіанъ было много, и мы стали собираться въ селѣ Панино. Путеводителемъ у насъ былъ Панинъ Григорій Михайловичъ. Молились по ночамъ, потому что преслѣдовали насъ, приходилось даже ползти метровъ сто по картофельному полю до дома молитвы. Окна въ домѣ закрывали ставнями и ставили на улицѣ сторожей, чтобы никто не подошелъ. Учили насъ изъ Писанія, чтобы мы не участвовали въ злыхъ дѣлахъ, не голосовали, не вступали въ колхозы, піонеры, профсоюзы, не брали паспортовъ и пенсій, такъ какъ всё это относится ко «грѣху». Св. Писаніе говоритъ: «Выйди народъ мой изъ нее, не участвуй въ дѣлахъ ея. Этѣ дѣла всѣ антихристіанскія».
Старшихъ «братьевъ» и «сестеръ» забрали, заковали въ наручники, побросали въ машину и увезли. Остались только старики и дѣти, и нѣсколько человѣкъ молодежи, которымъ удалось скрыться. Однажды, въ 1944 году, ночью военные окружили дома христіанъ, а на утро забрали въ машину, въ чёмъ есть, и увезли въ Сибирь, въ тайгу. Когда передъ отправленіемъ построили дѣтей у вокзала, то всѣ шагнули и запѣли «разумѣйте языцы и покоряйтеся, яко съ нами Богъ». Многіе умерли, не пережили, потому что ихъ бросили на произволъ судьбы. Потомъ, въ 1945 году, арестовали оставшихся «сестеръ» и «братьевъ», а вмѣстѣ съ ними и нашу семью: маму, меня и сестру. Посадили въ районную К. П. З. Молиться не разрѣшали, били пинками. Мнѣ за то, что я читала акаѳисты на память, замкомъ выбили челюсть и исправили съ другой стороны. Паекъ давали не исполна: вмѣсто 400 граммъ давали 300 граммъ, супъ — одинъ разъ въ день, и то крупинка за крупинкой, за что и называли его баландой. Въ баню не водили, вши были въ камерахъ и на насъ.
Здѣсь кончилась война. Просидѣли мы 14 сутокъ, и насъ направили пѣшкомъ въ Рязань. Изъ обуви на ногахъ у всѣхъ были калоши, привязанные веревочкой, а вели насъ въ началѣ апрѣля, по цѣлинѣ, полемъ. Веревочки порвали калоши, и почти босые шли мы 60 километровъ до станціи «Левъ Толстой». Шли и всю дорогу молились, прося защиты у Господа, Матери Божіей и всѣхъ Святыхъ. Паекъ въ дорогѣ не дали, «кормили» всю дорогу прикладами, и защиты намъ ни отъ кого не было. Пришли на станцію ночью. Дали намъ камеру, грязную отъ побѣлки и не топленную, и мы сильно промерзли. А утромъ отправили къ вокзалу, чтобы ѣхать въ Рязань.
Привезли въ Рязань, подвели къ дому, написано: «Бюро услугъ», а вошли во дворъ — тамъ внутренняя тюрьма для политзаключенныхъ. Завели внутрь тюрьмы, посадили въ общую камеру. Тамъ камеры насъ удивили: побѣлены до половины подъ краску, койки, матрацы, одѣяла, простыни, подушки перовыя — всё это для политзаключенныхъ. Обыскали насъ, сняли кресты, но кресты намъ вернула надзорка, ибо она была христіанка. Тамъ «печатали» пальцы. Мы всѣ считали это за грѣхъ (не давались имъ), намъ крутили руки, надѣвали наручники и «печатали»… Потомъ вывели насъ на улицу. Стоитъ «воронокъ», стали въ него сажать, а «воронокъ» разбитъ на тумбочки. По два человѣка впихнули, даже кости захрустѣли. Жара непомѣрная, дышать нечѣмъ… Привезли въ баню, помыли и обратно въ «воронокъ», такъ же набили и на мѣсто доставили.
Теперь развели по камерамъ по четыре человѣка, дали обѣдъ: четыреста граммъ хлѣба и супъ. Устали мы, хотѣлось хоть головой на тумбочки. Стояли у койки и стулья, но только приклонилась — звукъ въ дверь ключами, нельзя спать до отбоя. А отбой былъ въ одиннадцать часовъ ночи. Въ глазкѣ безпрестанно движеніе — подсматривали всё. А только дали отбой, только повалились на койку, открылась дверь, надзиратель показалъ на каждаго пальцемъ и спросилъ: «Фамилія?» Отвѣтила: «Гончарова». Руки назадъ, на допросъ повели, на второй этажъ.
Слѣдователь Сушилинъ держалъ меня всю ночь, а задалъ всего нѣсколько вопросовъ: голосованіе, колхозъ, школа, піонеръ. Я отвѣчала на всё «грѣхъ». А изъ этого «грѣха» получилось цѣлое дѣло.
Онъ получалъ за часы, а насъ держалъ всю ночь. Онъ можетъ дремать, а намъ — сидѣть прямо. Ну, какой выходъ? Мы безъ сна падаемъ. Узнали: можно искать вшей въ головѣ. Вотъ тогда намъ пришелъ отдыхъ, одна другую обыскивала, и обѣ спали. Утромъ въ 6 часовъ подъемъ, спѣшили помолиться, дальше туалетъ, завтракъ, прогулка, обѣдъ, молитва, ужинъ, а послѣ ужина отбой и допросъ. И такъ шесть мѣсяцевъ. Судила Москва, заочно Особымъ совѣщаніемъ, по статьѣ 58, пункты 10 и 11. Срокъ мнѣ дали четыре года. Послѣ суда направили насъ въ общую тюрьму.
Вѣра Сазонова: Тайныя службы въ Ленинградѣ
"Весной 48-го г. уѣхалъ сначала батюшка съ крестной, она устроилась на работу въ больницу у Балтійскаго вокзала. Потомъ она написала мнѣ — пріѣзжай, и послѣ меня пріѣхали уже всѣ: Нина, Екатерина Шаврова, монахиня Марія, инокиня Вѣра. Со мной отправили икону Тихвинскую въ багажѣ, большую-большую, была такая Евдокія Михайловна, на нее и было адресовано. Я пріѣхала, она меня встрѣтила, и мы пошли съ ней багажъ получать. Батюшка находился то у нея, то у Александры Еремеевны, то у Ксеніи Петровны — тамъ же и служилъ до ареста, до 51-го г., переходя съ мѣста на мѣсто. Сосуды съ собой возилъ, доска престольная всегда у него была, и гдѣ приходилось ему служить, онъ ставилъ её въ уголъ, антиминсъ раскладывалъ и служилъ. Потомъ и у насъ въ Тайцахъ онъ служилъ, и въ Маріенбургѣ — у тетушки, папиной сестры.
На службы собиралось и по сорокъ человѣкъ, иногда даже и по шестьдесятъ. Вотъ у Ксеніи Петровны, монахини Алексіи, и ея сестры Маріи Петровны большая была комната, Иверская икона у нея какая была! Я запомнила, какъ пѣли тропарь, негромко пѣли, но могли и въ голосъ пѣть — тамъ толстыя стѣны были, не то, что въ новыхъ домахъ, какъ бумага. Домъ ихъ стоялъ неподалеку отъ храма Воскресенія на Крови, отъ Невскаго по лѣвой сторонѣ канала, длинный-длинный коридоръ, много комнатъ въ квартирѣ было. Тамъ же у ихъ сестры Александры Петровны была тоже комната поменьше, но входъ прямо съ кухни, а у Ксеніи Петровны — съ другой стороны.
Отецъ Тихонъ, чтобы въ туалетъ выйти, надѣвалъ большой женскій платокъ и, наклонивъ голову, такъ шелъ. Всѣ сосѣди думали, что у Ксеніи Петровны старенькая больная родственница живетъ.
Служили тамъ по полному чину, съ вечера Всенощную, — потомъ кто уходилъ, а кто оставался. Меня обычно оставляли ночевать, на полу подъ столомъ. Кроватка для батюшки была за шкафомъ. Отецъ Тихонъ рано вставалъ, на проскомидію у него уходило нѣсколько часовъ. Тетрадка у него толстая была съ именами, всѣхъ поминалъ, — такъ и въ Латвіи было. Онъ вставалъ часа въ четыре утра, проскомидію служилъ, потомъ насъ будилъ. «Вста-вай-тѣ!» — тихонько-тихонько говорилъ. — «Вста-вай-тѣ!» Дальше уже, какъ полагается, часы читали, и начиналась Божественная Литургія. Служилъ часто… Какъ оказалось потомъ, слѣдили за нами. И даже съ крышъ сосѣдняго дома, сидѣли тамъ и фотографировали. И всё потомъ было преподнесено…".
Разсказъ сестры Вѣры Торгашевой
"По окончаніи школы я поступила въ фельдшерско-акушерскую школу, окончила её въ 45-мъ г. и стала работать въ больницѣ. Въ 46-мъ г. Василій Степановичъ подтвердилъ, что въ оффиціальной Церкви благодати нѣтъ, что эта Церковь не истинная. Молились по воскресеньямъ и въ праздники, читали акаѳисты, пѣли стихи. Дѣдушка Яковъ и бабушка Варвара предоставили для моленій свой большой домъ, и всѣ собирались тамъ, много вѣрующихъ приходило, духовно подкрѣпляли другъ друга, акаѳисты читали. Былъ голодъ, карточки, а они привѣтливы, чѣмъ-нибудь да угостятъ. Тогда строго было, могли посадить даже за чтеніе Псалтыря надъ покойнымъ.
Попалъ къ намъ въ домъ священникъ-іуда, св. Пасху онъ съ нами встрѣтилъ и всѣхъ переписалъ. Только зиму мы вмѣстѣ и молились, а послѣ Пасхи 47-ого г. стали забирать нашихъ, сразу пятнадцать человѣкъ арестовали.
Первыхъ-то нашихъ взяли въ Казани, а я переживала всё: «Господи, да что жъ это мы-то остались? Когда же насъ-то заберутъ?» Къ лѣту 47-ого забрали много нашихъ сестеръ и братьевъ, уже никого почти не осталось. А мы съ мамой всё на свободѣ были. Какъ-то подъ Троицу морковь съ ней пололи, я ей и говорю: «Что жъ дѣлать-то теперь, ходили, читали, такъ было радостно. Какъ теперь жить? Такъ скучно на душѣ, не къ кому пойти, почитать и поговорить, такъ грустно. Что жъ меня-то не взяли? Я бъ ихъ хоть тамъ увидѣла». А она мнѣ: «Такъ вѣдь тюрьма, тамъ вѣдь плохо, морятъ голодомъ». А я ей искренне: «Такъ вѣдь Господь всё видитъ, сверхъ мѣры испытаній не допуститъ. Развѣ онъ не поможетъ?»
Мы всё съ мамой ждали, когда же насъ заберутъ, не боялись и не прятались. У насъ въ домѣ было много книгъ: «Евангеліе», «свят. Иванъ Златоустъ», письма, фотографіи, бабушкинъ старый молитвенникъ — мы всё прятали въ сѣнѣ, чтобъ не отобрали при обыскѣ. Передъ самымъ арестомъ мы съ мамой ночевали въ полѣ, и мнѣ приснился сонъ, будто къ намъ подбираются два огромныхъ волка, глаза въ темнотѣ свѣтятся. Я въ страхѣ закричала и проснулась. Вотъ вѣдь какіе волки были на самомъ дѣлѣ… А тридцать перваго мая къ намъ пришли, мы только-только выложили книги, чтобъ подъ Троицу почитать съ пришедшей Валентиной акаѳистъ. Пришли два слѣдователя и женщина-надзиратель, она меня обыскивала. Одинъ изъ нихъ руководилъ обыскомъ, взяли божественныя книги, письма изъ Лагерей отъ заключенныхъ и ихъ фотографіи, тетрадь со стихами и такую яркую иконочку.
А я страшно переживала, лишь объ одномъ думала: «Господи, кого заберутъ? Меня или маму? Хоть бы меня взяли, а маму оставили бы». И когда слѣдователь мой Ларичевъ подошелъ ко мнѣ и сказалъ: Торгашева Вѣра Ѳедоровна, ты арестована!» — съ моего сердца свалился камень, такъ я была рада, что меня взяли, а не маму.
Братикъ Витя двѣнадцати лѣтъ, глупенькій, попросилъ у мамы кушать, показавъ на ротъ, онъ нѣмой былъ, мама налила ему въ блюдо щей, а онъ отодвинулъ всѣхъ, подошелъ къ иконамъ, положилъ три земныхъ поклона, помолился и сѣлъ за столъ кушать. Слѣдователи смотрятъ съ удивленіемъ: «Даже глупаго научили Богу молиться». Потомъ послѣ личнаго обыска увезли меня, везли мимо института, куда я поступила учиться, гдѣ лежалъ мой дипломъ. Потомъ маму всё равно арестовали и въ Лагерь отправили. При допросахъ меня склоняли дать расписку, что отказываюсь отъ вѣры, чтобы вернуться домой. Я отвѣчала, что хочу быть со Христомъ, а не Іудой, что хочу молиться Богу о прощеніи грѣховъ и быть христіанкой и славить Бога. Сидѣла въ темной камерѣ мѣсяцъ, затѣмъ перевели въ камеру съ окошкомъ, тамъ два мѣсяца и каждую ночь вызывали на допросъ. Затѣмъ повели насъ подъ конвоемъ на судъ по улицѣ, люди смотрѣли на насъ, какъ на звѣрей, «враги народа», такъ называли насъ, невинныхъ людей. Верховнымъ судомъ въ Казани послѣ трехъ дней осудили насъ, а послѣ приговора увезли въ Лагерь въ городъ Глазовъ въ Удмуртіи.
Туда согнали «указниковъ» и воровъ, и насъ среди преступниковъ. Кормили плохо, но я никогда не ощущала голода, была довольна пайкой, какую давали. И я благодарила Бога за всё, за то, что мнѣ достался такой жизненный путь, всё увидѣть, всё испытать, есть что вспомнить. Мы тамъ видали всѣхъ своихъ «сестеръ»-христіанокъ: и тамбовскихъ сестеръ, и рязанскихъ, и воронежскихъ, и казанскихъ. И всѣхъ нашихъ «братьевъ» — они вѣдь очень много привели съ собой христіанъ, потому и ополчились власти на нашу Церковь. Потомъ слѣдователи говорили намъ: «Беремъ-беремъ, сажаемъ-сажаемъ, а ихъ опять полно. Какъ грибы растутъ».
Зиму мы тамъ отработали, а весной насъ съ Александрой Самариной привезли въ Лагерь въ городѣ Потьма въ Мордовіи, гдѣ я отбывала всѣ шесть лѣтъ. Первые дни мы выходили на работу, а пришелъ праздникъ, и мы молились Богу. Насъ выгнали за зону, мы простояли весь день, не работали, всѣ молитвы перечитали. А въ зону привезли и на десять сутокъ въ карцеръ посадили. Тогда мы совсѣмъ отказались отъ работы, намъ еще добавили, а затѣмъ насъ перевели въ зону за частоколъ, гдѣ было около ста христіанъ. Когда мы были на 13-м Лагпунктѣ, тамъ было насъ человѣкъ двадцать вѣрующихъ старушекъ, они не выходили на повѣрку на улицу".
Оставить комментарий