СВЯТ. ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ ИЛИОТРОПИОН
О ТОМ, ЧТО НАИБОЛЕЕ УТВЕРЖДАЕТ В НАС НЕПОКОРНОСТЬ БОГУ
В
числе тяжких беззаконий, которыми укорял Господь жителей города
Иерусалима, находится и это: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и
камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей
твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
(Мф 23, 37).
--Ожесточение в нас своей воли есть начало всех беззаконий:
--«Я хотел, – говорит Бог, – вы не захотели».
Блаженный
Августин сказал: «Многократно воздыхал я, быв связан не железом чуждой
рукой, но моей волей железною; хотение мое враг захватил и из него
сделал для меня цепь, которой и связал меня». Человеческую волю крепко
держат в противлении Богу три недобрых качества:
а) злые обычаи (навыки),
б) недостаток долготерпения и
в) непостоянство (изменчивость) желаний нашей воли.
1
Злой
обычай, или злую привычку, блаженный Августин объясняет так: «От
злобной воли выросла злая похоть (пожелание), и когда человек часто
удовлетворяет своей похоти, она обращается в обычай, и если человек ему
не сопротивляется, то обычай незаметно обращается уже в необходимость
удовлетворять оному похотению и держит человека в тяжкой работе
удовлетворения своим похотениям. Правда, в таком человеке пробуждается
по временам другое, лучшее направление воли, как бы обновление воли, –
это чувство, обращающееся к Богу в раскаянии о своих погрешностях,
желание покоиться в мире со своей совестью в Боге; но эта новая, так
сказать, воля безсильна сама собой побеждать прежнюю (ветхую) волю,
давностью своей деятельности окрепшую и как бы утвердившуюся».
Итак,
две во мне воли (в каждом человеке): одна – ветхая, другая – новая,
одна – плотская, другая – духовная, борются между собой и раздвояют душу
мою, сопротивляясь одна другой; и чаще во мне имеет перевес худшее, но
уже укоренившееся, чем лучшее, но еще непривычное для меня. Итак, когда
грех укореняется и делается обыкновенным явлением, тогда не остается уже
времени для его врачевания и не обретается в человеке место для
покаяния. Грех становится неизлечимым, если в скором времени не очищают
себя покаянием, а потом уже придется употребить много усилий и много
перенести неудобств для очищения себя от грехов, и всегда ли это удается
бедному грешнику?
В молодые годы мы легче можем исправиться, чем в
старости, когда загрязнимся и заржавеем подобно котлу, окровавленному и
заржавевшему, для очищения которого нужно употребить тяжелый труд, пока
накипь с него не сойдет посредством трения и прокаливания через огонь
(ср.: Иез 24, 11–12).
Действительно, застаревшие привычки к порокам
трудно искореняются и закрывают путь к исправлению. По словам святителя
Иоанна Златоуста: «Нет ничего крепче в делах человеческих, как
мучительство многолетней привычки к чему-либо нехорошему».
2
Второй
причиной, которая усиливает наше своеволие, является недостаток в нас
терпения; когда мы чего-нибудь желаем страстно достигнуть и наше желание
не исполняется в определенный срок, то мы мгновенно выходим из себя,
сердимся, ропщем, а иногда впадаем в звериную ярость. Часто случается
слышать от нетерпеливых людей: «Теперь же хочу, тотчас чтоб было мне, а
если нет, того я буду знать, что пропала моя надежда». Таковым оказался
царь Иудейский Саул, который не захотел повременить до прихода Самуила,
чтобы принести жертву Богу, а потому в лицо было ему сказано: «безумно
ты поступил, не исполнив повеления Господа Бога твоего: ...ныне упрочил
бы Господь царствование твое... навсегда; но теперь не устоять царству
твоему" (1Цар 13, 13–14).
Часто мы так же поступаем пред Богом,
когда по молитве и прошению нашему не исполняется скоро то, о чем просим
Бога: тотчас ослабеваем умом, впадаем в печаль, и хотя часто просим
того, чего просила у Ирода евангельская плясунья: ...хочу, чтобы ты дал
мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя (Мк 6,25). Таким образом
мы теряем всякое терпение и впадаем в отчаяние; но пророк Варух
ободряет нас, говоря: Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас
от насилия, от руки врагов (Вар 4,21).
Взгляните на древние роды и
посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в
страхе Его – и был оставлен? или кто взывал к Нему, и Он презрел его?..
Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь
посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие
Его сохранят пути Его (то есть заповеди Господни) (Сир 2,4, 10, 14–15).
Своя же воля действует во всем противоположно: чего желает она и не по
разуму, требует с повелением без всякой отсрочки: подавай мне поскорее;
чтобы сделано было сейчас...
3
Третий порок нашей воли, от
которой чрезвычайно усиливается упорство противления, есть непостоянство
ее. В этом непостоянстве мы и луну превосходим, которая изменяет свой
вид по четвертям (рождение луны, первая четверть, полнолуние, последняя
четверть); мы же всякий час и день переменяем свои пожелания: утром в
нас – одно желание, вечером – уже совсем другое, противоположное
первому, и т.д., меняемся по своим прихотям ради разнообразия их и
никогда не бываем одинаковы и похожи сами на себя. Это и естественно
нашей воле, когда она не желает подчиниться премудрому, неизменному и
всеобъемлющему Закону воли Божией, а потому и волнуется безпрерывно,
увлекаясь призрачными и непостоянными предметами. Непостоянством нашей
воли мы хотим удалить от себя всегдашнюю нашу печаль и уныние, но этим
же еще более умножаем их, попадая в бОльшую скорбь, в бОльшее уныние.
Таким образом, мы напрасно трудимся не получая никакой пользы, часто
сами себе противоречим, когда одновременно хотим и не желаем одного и
того же предмета.
Не одинаковы бываем мы в себе самих, не одного и того же человека в себе представляем, но многих, не похожих один на другого.
Об
Иове написано: «Иов был муж един». Иероним так объясняет это изречение:
«Иов не кидался то направо, то налево, но был мужем цельным, крепким и
непоколебимым – был муж един; мы же совершаем дела не «единого мужа»; но
скорее перестаем быть людьми, обнажая себя от добродетельных действий
человеческих (паче совлачимся человека)». Мы немощны и непостоянны в
добрых делах; но об этом непостоянстве человеческой воли сказано будет
яснее в другом месте. Итак, воля наша, будучи свободной, делает нас
принадлежащими себе самим; злая воля – принадлежащими диаволу, а добрая
воля – принадлежащими Богу: но те, которые желали быть своими, как боги,
знающими добро и зло, сделались не только принадлежащими себе, но и
диаволу. И действительно так: своя воля порабощает нас диаволу, ибо она
не сама; наша воля самостоятельной не бывает, пока Создателю своему
совершенно не покорится. Воистину нам лучше бы не родиться, вовсе не
оставаться своими (поступающими по своей воле). Один из церковных
писателей повествует: «Христос Господь, явившись одной из подвижниц,
сказал ей: “...знай, что все наказания, встречающиеся здесь людям,
зависят от их воли; если бы воля была направлена к добродетели и была бы
истинно покорна и согласна с Моей волей, то труды, болезни, скорби и
другие неприятности, которые встречаются каждому человеку в жизни, не
были бы для него наказанием, ибо он переносил бы их с радостным и
благодушным сердцем по любви ко Мне, рассуждая и твердо веря, что они
постигли его по Моей воле или Моему попущению для не известной ему, но
доброй цели. Ум такого человека во всяком телесном страдании бывает
свободен, и самые страдания его облегчаются мыслью, что воля во всем
сообразна и покорна Моей воле”». Таким образом, дух человеческий,
отвергшись своей воли, умиротворяется и успокаивается, пребывая еще и в
здешнем мире.
Оставить комментарий