Какъ красные подавляли выступленія Бѣлыхъ въ Ярославлѣ

 


(Воспоминанія краснаго пролетарія)

"Воспоминания о Ярославском Белогвардейском мятеже 1918 года «Что такое? Не стрельба ли? — был первый вопрос у каждого, просыпав­шегося утром 6-го июля 1918 года. Я, то же самое, сначала думал, что у нас на дворе дрова сваливают. Все собираются и друг друга спрашивают, но до­стоверно еще никто ничего не знает. «Это англичане с севера наступают, большевиков сшибают и нам жизнь хорошую обещают», — сказал мимо проходивший с разноцветной белогвардейской ленточкой на пиджаке муж­чина.

Но вот стали разъезжать белогвардейцы верхами и распугивать с ули­цы собиравшийся кучками народ; появились на улицах воззвания, что, дес­кать, мы, власть насильников и обманщиков сшиблена, идите на защиту своих интересов. Полное непонимание. Но вот прошел первый день, вто­рой и т.д., англичан все нет, а стрельба все усиливалась. Когда город запы­лал, жители в страхе побежали с узелками и ребятами в более надежные места — в подвалы. Писк ребятишек, плач женщин, стрельба, пожары, -все это вместе взятое создавало картину полного разрушения и разорения. С вечера, обыкновенно, стрельба со стороны наших усиливалась и ночью превращалась в об­щий гул со свистом пролетавших снарядов. Небо от огня становилось баг­рово-кровавым.

Кроме страха обстрелов жителям приходилось терпеть и голод, а в большей сте­пени жажду — не было воды. За водой бегали на далекие расстояния — на колодцы и на Волгу, рискуя жизнью, находясь под пулями. Многие по­гибли только за ведро воды. Население начинало роптать, не видя конца, затеянному Белыми делу, но последние успокаивали, что, дескать, мол все скоро кончится, потому что подмога недалеко, — англичане должны прибыть, но это была уловка. Поднять подобные восстания в других мес­тах Советской Республики, кроме Ярославля, Белым не удалось. В резуль­тате — разрушенный более чем наполовину город, разорено население и осиротев­шие дети.

Невольно припоминается кошмарная сцена. Наступала зловеще-страш­ная ночь. Начался усиленный бой, зарево окрашало атмосферу темно-крова­вым светом. Мы сидели в подвале, ожидая с минуты на минуту разрушения нашего убежища и смерти. Вдруг раздался страшный взрыв снаряда, ударив­шего в кирпичную стену сарая, стоящего напротив дверей подвала, и крас­ная кирпичная пыль, освещенная взрывом снаряда, ворвалась в открытые от напора воздуха двери подвала; все стекла здания полопались. «Пожар», — у всех мелькнуло в голове. Смятение, общий гул, — ничего не поймешь. Кто замер, как бы оставаясь неподвижным, кто бросился к окнам, кто к стояще­му ведру воды (утопающий за соломинку хватается), но, к счастью, все про­шло благополучно. Да, столько ужаса пережили в более малоразрушенной части города, а про разоренных и говорить нечего.

Можно себе представить, как велика была радость граждан Ярославля по окончании мятежа, хотя много было пролито слез по убитым родным и над своей нищетой, после полного разорения. Вместо приспешников капитала на улицах появились защитники интересов пролетариата — красногвардей­цы — рабочие и крестьяне. Измученное население Ярославля, а с ними и весь пролетариат шлет по адресу капиталистов проклятие за их козни над завоеванием пролетариата.

Ник. БАБИН Рабфаковец II к. Ник. Бабин 15/VII 24 г.

Примечание: на премию не претендую, кто находился в малоразрушен­ной части города — 104 госпиталь на Волжск, набер. (бывш. Женек, духовн. училище). Но как воспоминание, если будет возможность, прошу поместить в газете. Ник. БАБИН

ФГА ЯО — ЦДНИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 63. Л. 45—46. Рукопись. Подлинник.

Прим.: Словомъ возстанія противъ Красныхъ въ Ярославлѣ почти никто не поддержалъ, кромѣ немногой молодежи и нѣкоторой части рабочихъ. Остальные боялись, оставаясь въ сторонѣ. Нейтралы.

Красные двѣ недѣли почти безпрерывно обстреливали городъ изъ тяжелыхъ орудій, превративъ его въ руины... Далѣе — все какъ всегда. Закончилось дѣло репрессіями и разстрѣлами... Чужого русскаго города не жалко — Россія для нихъ не своя. Городъ сметенъ почти съ лица земли. А виноватыми оставили Бѣлыхъ, они-де виноваты, что подняли мятежъ, противъ незаконной кровавой захватнической власти. Должны были сидеть ниже травы - не высовываясь. Спросите у населенія С. С. С. Р. Ф. кто виноватъ въ разгромѣ Ярославля, и 90% вамъ отвѣтитъ, что - безъ сомнѣнія Бѣлые негодяи, предатели и душегубы.

ВѢЧНАЯ ПАМЯТЬ Бѣлымъ героямъ, не побоявшимся выступить. Горстка офицеровъ и молодежи вышвырнула вонъ изъ города цѣлыя орды негодяевъ измѣнниковъ вооруженныхъ до зубовъ.
 







Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.