С. Нилусъ. Духовные очи. Изъ бесѣдъ со Старцами
"Безбожное, безвѣрное время настало для Православной Россіи: одной плотью и ради плоти сталъ жить русскій человѣкъ, и забылъ онъ о жизни духовной. По названію только слыветъ онъ православнымъ христіаниномъ, а духомъ своимъ уже не тотъ онъ сталъ, что былъ еще такъ недавно, когда вѣровалъ въ жизнь духа, а на плоть свою смотрѣлъ, какъ на временное жилище. И когда жили такъ русскіе люди, легко тогда переносили они всѣ скорби житейскія, вѣруя въ воздаяніе отъ Господа въ жизни вѣчной, а на смерть, стараясь при жизни исполнять Божіи велѣнія, смотрѣли, какъ на желанное освобожденіе отъ горя и болѣзней и на переходъ въ обители райскія, гдѣ ждетъ вѣчная радость и слава всѣхъ, при жизни своей земной благоугодившихъ Господу. И жилось тогда по вѣрѣ всѣмъ легко: всякое зло, всякая обида, всякое горе — всё переносилось бодро, а нѣкоторые даже и съ радостнымъ благодареніемъ: Христа ради терпѣли, Господа ради, Который и Самъ за наше спасеніе столько претерпѣлъ, что и не въ подъемъ никому изъ человѣковъ.
Рая люди ждали за терпѣніе, оттого и терпѣли. Ну, и то сказать, ждали рая на небѣ, да и на землѣ терпѣніемъ своимъ много блага созидали. Оно и понятно: терпѣлъ одинъ, глядя на него другой, третій; другъ другу уступали, другъ друга прощали, старшихъ почитали, начальства боялись, другъ друга уважали, богатымъ не завидовали, бѣднымъ благотворили, убогихъ жалѣли, странниковъ кормили и согрѣвали, на Церковь Святую уповали, какъ на мать родную. И созидалось, и росло, и крѣпло на страхъ врагамъ великое, Богомъ хранимое царство Русское, Православное. А за послѣдніе годы куда что подѣвалось?.. Стали люди русскіе жить не по-Божьи, преступать святыя Божьи заповѣди, и отошла отъ нихъ благодать Божья, а съ ней ушла и вѣра, и настало въ землѣ Русской великое разореніе: озвѣрѣли православные, хуже звѣрей дикихъ стали, и конца краю не видится народной гибели…
Хотятъ на злѣ добро строить, душегубствомъ брата жизнь создать веселую, привольную!.. Ой, не расти на репейникѣ винограду, на крапивѣ колючей не расти сладкой малинѣ! Оглянитесь-ка кругомъ себя, люди русскіе, — тѣ, чья голова еще умѣетъ свою думу думать, своего разума еще не утратила: чѣмъ вся эта буря зла и невѣрія кончится? Опомнитесь!..
— «Бога нѣтъ»! — на всѣ лады завыли волки и шакалы лже-учительства. Кто и гдѣ Его когда видѣлъ?..
И на весь этотъ зловѣщій вой десятки, сотни, тысячи голосовъ безумцевъ всякаго званія и состоянія отозвались безумнымъ воплемъ: «Нѣтъ Бога! Кто Его видѣлъ?» Сатанѣ того только и нужно было: и попали богоотступники изъ-подъ природной власти Божіей въ добровольную кабалу къ нечистому. По дѣламъ, что теперь творятся у насъ на Руси Православной, видно, — чье теперь стало царство…
И вотъ, припомнилось мнѣ, какъ въ Оптиной Пустынѣ одинъ знакомый мнѣ старецъ-іеромонахъ, изъ образованныхъ, родовитыхъ дворянъ, сказывалъ мнѣ о своей бесѣдѣ съ Петербургскимъ извозчикомъ. Было это дѣло давно, лѣтъ тридцать назадъ, но сказъ этотъ и доселѣ еще новенькій. Послушай-ка его, человѣкъ русскій: можетъ онъ къ чему-нибудь тебѣ и пригодится!..
«Было это, о чёмъ я вамъ хочу разсказать, — такъ повелъ со мною бесѣду старецъ-іеромонахъ, — годковъ 25–30 тому назадъ. Я былъ въ то время молодымъ еще художникомъ, кончавшимъ свой академическій курсъ въ Академіи Художествъ. Уже и тогда духъ невѣрія и отступничества сильно дѣйствовалъ въ русскихъ людяхъ, хотя больше въ высшемъ сословіи, чѣмъ въ простолюдинахъ; но уже слѣдочки этого духа и тогда стали прокладываться въ душу народную, — и тамъ начинала заводиться та гниль и червоточина, которая теперь обуяла съ такой силой молодое деревенское поколѣніе, особенно то, которое простоту и правду безхитростной деревенской жизни, просторъ полей, луговъ и лѣсовъ промѣняло на чванливость и ложь городской тѣсноты и каменныхъ бездушныхъ фабричныхъ и заводскихъ остроговъ».
(Далѣе разсказъ ведется отъ лица іеромонаха Даніила (Болотова), вошедшій въ книгу С. А. Нилуса «Великое въ маломъ».)".
Печатается по: Нилусъ С. Духовные очи: Изъ бесѣдъ со Старцами Сергіевъ Посадъ, 1906. — С. 1–4.
Оставить комментарий