Бесѣда съ митр. Виталіемъ (Устиновымъ)

 

(Воспитанникъ іезуитскаго колледжа)
«Нельзя никого обмануть, когда ​рѣчь​ идетъ объ ИСТИНѢ, — рано или поздно ​всѣ​ почувствуютъ ИСТИНА въ человѣкѣ или ЛОЖЬ»

    Послѣ Архіерейскаго Собора 2005 года, когда ​всѣ​ разъѣхались, только мы втроемъ... остались въ Мансонвилле, гдѣ гостили у Владыки Виталія еще недѣлю. Много бесѣдовали... Особенно запомнилась мудрая мысль Владыки Виталія:

— Если то, что мы даемъ, ничего не стоитъ намъ, - мы НИЧЕГО НЕ ДАЕМЪ! Это относится къ молитвѣ, дисциплинѣ, деньгамъ. Если при томъ, что ты дѣлаешь, что-то не теряешь (​чѣмъ​-то не жертвуешь), - ты НИЧЕГО не даешь! Если быть христіаниномъ ничего не стоитъ, то значитъ, мы не принадлежимъ къ ИСТИННОМУ Христіанству. Быть христіаниномъ - значитъ много жертвовать! Жертвовать ​всѣмъ​: временемъ, отдыхомъ, здоровьемъ, имуществомъ, даже своей жизнью!

    Но болѣе всего вспоминается, какъ Владыка Виталій непрестанно поучалъ и предостерегалъ всѣхъ насъ отъ потери такого богатаго духовнаго достоянія, какъ ЧИСТОТА ​вѣры​... ​Рѣчь​ повелась о Московской Патріархіи...

— Вся структура Московской патріархіи ЛОЖНАЯ, вся жизнь Московской патріархіи ЛОЖНАЯ, совершенно ​неправильная​... Тамъ въ «церковь» вошла не Божія воля. Вотъ и всё. ​Всѣмъ​ руководитъ въ настоящей Церкви Божія воля, Господь Духъ Святой, а туда вошла не Божія воля, и ​они​ ​ее слушаются... ​Вѣсь​ епископатъ Московской патріархіи — нечестивый... ​Они​ не просто согрѣшили, а находятся въ ереси, и ихъ ​личные​ грѣхи, мнѣ кажется, — это результатъ стоянія въ ереси. Господь за ересь, за ложное ученіе наказываетъ самыми постыдными грѣхами, такъ, чтобы смирить до земли (въ Патріархіи царитъ ​содомія​ — прим.).

    Послѣ сего непроизвольно и совершенно естественно мы стали бесѣдовать съ Владыкой Виталіемъ о ​вл​. Лаврѣ (​Шкурлѣ​) и его ОТСТУПЛЕНІИ отъ славной традиціи ​непримиренчества​ ​Р. П. Ц. З.​, всѣхъ ​Ея​ Первоіерарховъ. Точнѣе, о его душепагубномъ сліяніи съ Московской патріархіей. Началась наша бесѣда съ Митрополитомъ съ моего прямого вопроса къ Владыкѣ:

— Владыко Святый, простите, но я очень прошу васъ, объясните, если можно. Вы знаете владыку Лавра съ дѣтства. Вы знаете его лучше ​чѣмъ​ кто-либо. Какъ онъ смогъ отступить отъ родной Церкви? Такъ хладнокровно предать ​Ее? Предать васъ, и пойти на столь душепагубный діалогъ, а теперь уже — на компромиссъ и полную капитуляцію передъ чекистами? Какъ такое помраченіе ума могло произойти у человѣка, который болѣе пятидесяти ​лѣтъ​ былъ исправнымъ монахомъ въ истинной Церкви - въ ​Р. П. Ц. З.​?

    Внимательно выслушавъ мой вопросъ, Владыка Виталій задумался, полностью погрузился въ себя, какъ бы сосредотачивая мысли и чувства послѣ пережитой и давно наболѣвшей трагедіи... Послѣ довольно продолжительной паузы послѣдовалъ спокойный, но и самый, пожалуй, ОТКРОВЕННЫЙ и КРАСНОРѢЧИВЫЙ (несмотря на молчаніе) отвѣтъ Митрополита... онъ смиренно пожалъ плечами, улыбнулся и сдѣлалъ МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ жестъ рукой, характерно ​потеревъ​ тремя пальцами другъ о друга - большимъ, указательнымъ и среднимъ. Т. е. однимъ только жестомъ руки Владыка какъ бы сказалъ намъ: рѣшили всё денежки, сребролюбіе, продажность...

    Пауза продолжалась. Владыка Виталій снова пожалъ плечами, но въ этотъ разъ онъ это сдѣлалъ такъ искренне и простосердечно, какъ бы даже самъ извиняясь за страшное предательство Лавра, его неслыханную подлость и лукавство, и съ грустью сердечнаго сокрушенія Митрополитъ повторилъ свой прежній жестъ пальцами.

    Наконецъ, прерывая долгое молчаніе, Владыка съ любовью, но и, видно, съ болью въ ​сердцѣ​ произнесъ самымъ что ни на ​есть​ проникновеннымъ голосомъ:

– А вы помните слова Спасителя? Когда во время Тайной Вечери Спаситель объявилъ Апостоламъ, что одинъ изъ нихъ предастъ Его? Спросилъ его тогда и Іуда: «Не я ли, Равви?» Спаситель тихо отвѣтилъ ему: «Ты», - но никто этого не слышалъ. И тогда Онъ обмакнулъ кусокъ хлѣба въ солило, подалъ его Іудѣ Искаріотскому, сказавъ: «Что дѣлаешь, дѣлай скорѣе».

    Владыка продолжалъ:

– На Тайной Вечери Господь, омывая ноги Своимъ Ученикамъ, первому омылъ Іудѣ - значитъ, Іуда не былъ послѣднимъ изъ Двѣнадцати Апостоловъ. Что же могло сдѣлать его предателемъ Господа? Вспомните, съ какой ПЕЧАЛЬЮ Господь сказалъ Своимъ Ученикамъ, что одинъ изъ нихъ предастъ Его. Милостивый Господь всячески хотѣлъ остановить Іуду отъ его страшнѣйшаго намѣренія.

– Да, Владыко, помню, - невольно отвѣтила я какъ прилежная ученица.

    Видя мое усердіе и большой интересъ всѣхъ къ этой темѣ, Владыка Виталій началъ свое поучительное повѣствованіе о предательствѣ Іуды:

– Поцѣлуй Іуды - первое и самое тяжелое изъ мученій Господа. Это былъ знакъ солдатамъ. «Кого я поцѣлую, Тотъ Онъ: возьмите Его и уведите», - сказалъ Іуда злодѣямъ, которыхъ велъ ко Спасителю какъ къ беззаконному «преступнику». Этотъ поцѣлуй - самое ужасное оскверненіе Тѣхъ устъ, ​Которые​ въ нашемъ земномъ аду говорили языкомъ рая. Предательскій поцѣлуй Іуды явился неотъемлемой частью Страстей Христовыхъ.

– ​Святые​ Отцы обращаютъ вниманіе именно на ЭТОТЪ поступокъ Іуды. Почему? Цѣль ихъ научить насъ сугубой ОСТОРОЖНОСТИ и ВНИМАНІЮ въ ДУХОВНОЙ жизни, непрестанно провѣряя себя - СЪ КѢМЪ МЫ? Одинъ изъ Двѣнадцати Апостоловъ, людей, ​которые​ ВСЕГДА были съ Господомъ, - отпалъ отъ Него. Не только отпалъ, но явился предателемъ Его. Подумайте только, насколько должны быть осторожны МЫ, ​всѣ​ христіане, чтобы и намъ не случилось какимъ-то образомъ предать Христа. Смотрите какъ мудро ​Святые​ Отцы желаютъ насъ научить СУГУБОЙ осторожности въ ДУХОВНОЙ жизни. Не зря представленъ намъ отрицательный и ужасный примѣръ Іуды изъ ​Каріота​. На страшномъ примѣрѣ Іуды цѣль Святыхъ Отцовъ – убѣдить христіанъ ДОСТОЙНО подходить къ Причастію Святыхъ Тайнъ Христовыхъ, прощать своихъ враговъ и КРАЙНЕ остерегаться страсти СРЕБРОЛЮБІЯ. Эта страсть и сгубила Іуду.

    Наступила пауза. Я сказала: "Владыко Святый, какъ же вы правы! Точностей​ не помню, но, кажется, писали въ Интернетѣ, что Лавру дали возможность, помогли построить роскошный особнякъ въ престижномъ районѣ Подмосковья и имѣть ​фешенебельные​ апартаменты въ Москвѣ. Шла ​рѣчь​ и о шансахъ получить черезъ ​М. П.​ милліоны долларовъ, напримѣръ, на ремонтъ зданія ​Сѵнода​ въ Нью-​Йоркѣ​, содержаніе епископата, духовенства и такъ далѣе. Навѣрное, ​все​ это вродѣ аванса за ВЫДАЧУ ​Р. П. Ц. З.​ въ ​чекистскія​ лапы, какъ тѣ тридцать сребрениковъ за выдачу Христа римскимъ солдатамъ? Какая же это подлость!"
Владыка Виталій, какъ и дотолѣ, съ грустью, но и добродушно улыбнулся мнѣ въ отвѣтъ. Митрополитъ пожалъ плечами кротко, будто бы продолжалъ извиняться передъ нами за содѣянное Лавромъ. Онъ раздумчиво протянулъ на самой проникновенной нотѣ:

— Да-а-а… - опустилъ глаза и снова ушелъ въ мысли.
Наконецъ, Владыка ​повелъ​ далѣе свое печальное повѣствованіе:

— Страсть сребролюбія настолько овладѣла сердцемъ Іуды, что привела его къ гибели. Онъ продалъ ​Самого​ Христа Спасителя. Онъ продалъ Кровь Христову, которая НЕ ИМѢЕТЪ ЦѢНЫ, - настолько драгоцѣнна! Кровь Христову, которую Христосъ пришелъ ДАРОМЪ отдать за спасеніе рода человѣческаго… Подумайте! - вдругъ воскликнулъ Митрополитъ, заостряя наше вниманіе на слѣдующихъ словахъ, - Іуда ПРОДАЛЪ Спасителя за тридцать монетъ, а Христосъ и послѣ того НЕ ОТКАЗАЛСЯ Самую Кровь Свою, проданную Іудой, отдать продавшему ​Ея​ «во оставленіе грѣховъ»!

    Владыка опять сосредоточенно помолчалъ, затѣмъ съ сокрушеніемъ сердца, многозначительно, но совершенно спокойно добавилъ:

— Если бы только Іуда САМЪ этого захотѣлъ.
Владыка продолжалъ:

— Какое ЧЕЛОВѢКОЛЮБІЕ Христово! На тайной Вечери Господь умылъ ноги Іуды наравнѣ съ другими Апостолами и ​причастилъ​ его наравнѣ съ другими Апостолами Своимъ Тѣломъ и Кровью. Господь говорилъ Апостоламъ: «Сіе ​есть​ Тѣло мое», — и: «Сія ​есть​ Кровь Моя». Іуда присутствовалъ, когда Христосъ говорилъ это. «Сіе ​есть​ Тѣло», — Которое Іуда продалъ за тридцать сребрениковъ; «Сія ​есть​ Кровь», — о Которой Іуда недавно заключилъ ​безстыдныя​ условія съ предателями и клеветниками — неблагодарными фарисеями… Какое БЕЗУМІЕ, какое неистовство Іуды!
Потрясенная такимъ повѣствованіемъ, я спросила Владыку:

— А могъ ли Спаситель СДѢЛАТЬ Іуду добрымъ? Вѣдь это Господь, Который творилъ такія чудеса.

Отвѣтъ Владыки былъ кратокъ и простъ:

— Нѣтъ! Господь никогда не принуждаетъ, не заставляетъ, если мы сами этого не хотимъ.

— А почему? - спросила я.

— Потому что быть добрымъ по принужденію - не значитъ быть добрымъ. Господь употребилъ ​ВСѢ​ средства! Даже - увѣщеванія Своей Божественной Любви къ Іудѣ, но Господь НЕ ПРИНУЖДАЛЪ Іуду измѣнить его злое СОСТОЯНІЕ ДУШИ. Богъ создалъ насъ свободными, то ​есть​ далъ намъ полную свободу выбора - и добрыхъ, и худыхъ дѣлъ. Господь ждетъ и желаетъ, чтобы мы были добрыми по СВОЕЙ волѣ. ​Многомилостивый​ Господь даетъ намъ СВОБОДНЫЙ, добровольный ВЫБОРЪ! Для спасенія необходимо сотрудничество какъ благодати, такъ и свободной воли человѣка.

— Почему Сынъ Божій сдѣлалъ Іуду Апостоломъ, несмотря на то, что ​предвѣдалъ​, что тотъ предастъ Его? Не былъ ли именно Іуда избранъ Самимъ Спасителемъ? И тогда кто несетъ моральную отвѣтственность за его преступленіе? - вопрошая, произнесъ Владыка.

    Нѣсколько помолчавъ, подумалъ и отвѣтилъ на поставленный вопросъ, повторяя для запоминанія намъ свои и раньше ​высказанныя​ мысли:

— Іуда былъ выбранъ Самимъ Господомъ въ число Апостоловъ и МОГЪ, и ДОЛЖЕНЪ былъ оставаться имъ: его грѣховность сдѣлала Іуду ОРУДІЕМЪ ЗЛА и предателемъ Христовымъ. Іуда СОЗНАТЕЛЬНО пошелъ на это сатанинское дѣло: по МАЛОВѢРІЮ и по СРЕБРОЛЮБІЮ. Господь всячески старался исправить Іуду. Спаситель принялъ Іуду въ число Апостоловъ РАДИ БЛАГА ІУДЫ. Спаситель Самъ избралъ его участникомъ Своей жизни, даровалъ ему власть исцѣлять недуги и даже изгонять бѣсовъ. Среди Апостоловъ онъ занималъ отнюдь не послѣднее мѣсто: вмѣстѣ со Христомъ онъ раздѣлялъ жизнь, слушалъ Его слова, видѣлъ Его чудеса, сидѣлъ вмѣстѣ съ Нимъ за трапезой и вкушалъ съ Нимъ ѣду. Во время его пребыванія съ Христомъ онъ ничѣмъ не отличался отъ другихъ Апостоловъ. Но онъ совершенно утерялъ свое Апостольство послѣ грѣховнаго ОТСТУПЛЕНІЯ, послѣ преданія Христа.

    А на тайной Вечери Господь умылъ ноги Іуды наравнѣ съ другими Апостолами и ​причастилъ​ его наравнѣ съ другими Апостолами Своимъ Тѣломъ и Кровью. Повторяю, Іуда присутствовалъ, когда Христосъ говорилъ: «Сіе ​есть​ Тѣло мое», — и: « Сія ​есть​ Кровь Моя», — но Іуда ​все​-таки продалъ Христа, Его Пречистое Тѣло и Кровь за тридцать сребрениковъ, заключивъ ​безстыдныя​ условія съ предателями и беззаконниками. О, какое БЕЗУМІЕ, неистовство Іуды!

    Владыка Виталій очень медленно и грозно опять повторилъ:

  За тридцать сребрениковъ, послѣ грѣховнаго ОТСТУПЛЕНІЯ, послѣ ПРЕДАНІЯ Христа Іуда совершенно УТЕРЯЛЪ свое АПОСТОЛЬСТВО. Какое же это БЕЗУМІЕ!

— Что же породило такое зло въ душѣ Іуды? — спросила я Владыку.

— СРЕБРОЛЮБІЕ породило всё это зло. Страсть къ деньгамъ сначала сдѣлала его воромъ, а потомъ и предателемъ Христа. Изъ-за сребролюбія Іуда продалъ Учителя. Таковъ этотъ злой корень, который хуже бѣса приводитъ въ неистовство душу человѣка, овладѣваетъ его душой и производитъ въ ней забвеніе - и о себѣ, и о ближнемъ, и о законахъ природы, лишаетъ смысла жизнь человѣка, дѣлая его безумнымъ.

— Сребролюбіе? — уточнила я.

— Не только, — задумчиво, какъ бы про себя, пояснилъ Владыка, - нѣтъ, не только сребролюбіе было той страстью, которая сдѣлала Іуду предателемъ…

    Владыка Виталій еще подумалъ и подытожилъ:

— При этомъ у Іуды была еще — ДУРНАЯ ВОЛЯ. Святое Евангеліе свидѣтельствуетъ: сребролюбіе сначала сдѣлало изъ него - вора, затѣмъ - лгуна, и, въ конечномъ итогѣ, - предателя и убійцу Спасителя. Къ сребролюбію, которое сдѣлало Іуду предателемъ Христа, имъ также владѣла дурная воля и страшная зависть къ ​Нему​. А зависть порождаетъ ненависть. ​Несомнѣнно​, корень зла въ душѣ Іуды въ его пристрастіи къ деньгамъ, которое сдѣлало изъ него вора. Онъ тратилъ на себя ту милостыню, которую Спаситель со Своими учениками получали отъ людей бѣдныхъ. ЛЮБОВЬ къ ДЕНЬГАМЪ, - дѣлая удареніе именно на этихъ словахъ, говорилъ Митрополитъ, - которую Іуда имѣлъ въ себѣ, была корнемъ всего зла, которое приключилось ему; ЛЮБОВЬ къ ДЕНЬГАМЪ - это и было начало его дурныхъ поступковъ. Онъ желалъ получить деньги за предательство Христа.

— И Іуда не отличался отъ другихъ Апостоловъ въ числѣ Двѣнадцати ни образомъ свой жизни, ни мышленіемъ. Если бы Іуда отличался отъ другихъ, то Апостоламъ было бы ясно, кто предатель. Но до ​САМАГО​ КОНЦА ​они​ даже не подозрѣвали Іуду! Зло сребролюбія и воровства, въ ​чемъ​ и былъ корень зла, сдѣлали ​сердце​ Іуды ​неспособнымъ​ къ ВѢРѢ и ЛЮБВИ ко Господу. Оно у него не было защищено «ЩИТОМЪ ВѢРЫ» СЕРДЕЧНОЙ! Отъ сребролюбія у него было и маловѣріе.Владыка Виталій продолжалъ:

— Страшна участь ПРЕДАТЕЛЯ, «которому лучше было бы не родиться». Господь показалъ ему ​вѣсь​ ужасъ замышленнаго имъ грѣха, смягчилъ его Своею любовью къ ​нему​, показалъ ему довѣріе и любовь, поручая ему деньги Общины, Онъ умылъ его ноги и ​причастилъ​ его Своимъ Тѣломъ и Кровью. И когда Господь сказалъ ему: «Что дѣлаешь, дѣлай скорѣе», - тогда Іуда ушелъ въ ночь. Вотъ тогда онъ совершенно и НАВСЕГДА ушелъ, ОТСТУПИЛЪ отъ Христа.

— Такъ неужели послѣ всего этого въ душѣ у Іуды не было и грамма малѣйшаго раскаянія или, хотя бы, сожалѣнія отъ содѣланнаго имъ злодѣянія?

— Святое Евангеліе свидѣтельствуетъ намъ, - спокойно объяснилъ Владыка Виталій, - Іуда дѣйствительно раскаялся, НО у него не было ПРАВИЛЬНАГО покаянія. Іуда имѣлъ возможность спастись: онъ МОГЪ получить прощеніе по примѣру разбойника, распятаго со Христомъ. Христосъ простилъ бы Іуду, Онъ, Который сказалъ: «Желаніемъ не хочу смерти грѣшника, но его СПАСЕНІЕМЪ»… Іуда ИМѢЛЪ возможность СПАСТИСЬ, - мощно прозвучали слова Владыки Митрополита, и онъ заключилъ: — Если бы Іуда не повѣсился, а покаялся бы ​ВСѢМЪ​ СЕРДЦЕМЪ своимъ предъ Господомъ, то Господь простилъ бы его. Вотъ такъ многіе, не надѣясь на прощеніе грѣховъ, впадаютъ послѣ этого въ пагубное ОТЧАЯНІЕ. Даже такой страшный грѣхъ предательства Христа, - сказалъ Владыка, повышая голосъ и дѣлая грозный жестъ рукой, — грѣхъ предательства ​САМОГО​ БОГА могъ бы быть отпущенъ, если бы ПРИ ЖИЗНИ онъ обратился къ ​Нему​ — ОТЪ ВСЕГО СЕРДЦА!
— Въ нашемъ ​СЕРДЦѢ​ великая сила.

    Примъ.: Изъ этого повѣствованія можно много чего осознать для себя цѣннаго и полезнаго. во первыхъ мы знаемъ, что жидовствующій марксизмъ стоитъ на ЭКОНОМОЦЕНТРИЗМЕ — на религіи ​Золотого​ ​Тельца​. Революція Октябрьская, слѣдовательно зиждется на грѣхѣ Іудиномъ - на сребролюбіи - ибо у совковъ - гдѣ достатокъ, обезпеченіе, деньги и ​матеріальныя​ блага - тамъ и Родина — съ этимъ ​они​ и перебѣжали изъ подъ національнаго Отечественнаго Двуглаваго Орла подъ ​интернаціональныя​ ​Красныя​ тряпки. Грѣхъ чисто Іудинъ. И что не менѣе важно, это то, что сказалъ владыка митрополитъ, что Іуда потерялъ своимъ предательствомъ АПОСТОЛЬСТВО. Простая мысль - не доходящая до совковыхъ ​вѣруновъ​ ​М. П.​ ​Р. П. Ц.​, что ихъ іерархія своимъ предательствомъ потеряла свою Апостольскую благодать и перестала быть Церковью. Родникъ ​Святаго​ Духа изсякъ и таинства не дѣйствуютъ, рукоположенія ​церковныя​ больше не передаются. Напротивъ дѣйствуетъ ​злодать​ и оскверненіе. Ибо свято мѣсто – пусто не бываетъ!

    Толкованіе на 2-е Правило ​Шестого​ Вселенскаго Собора гласитъ: "Самовольное отступленіе какой-либо Помѣстной Церкви хотя бы отъ ОДНОГО ЛИШЬ ПРАВИЛА, общепризнаннаго и принятаго Вселенской Церковью, ставитъ данную Церковь въ положеніе раскольничьей общины, такъ что она перестаетъ быть частью Единой Христовой Церкви".
А св. Максимъ Исповѣдникъ говорилъ: "Если надъ Чашей ​поминается​ ересіархъ, то хлѣбъ и вино превращаются въ ядъ, и изъ раза въ разъ пріобщаясь такого причастія, человѣкъ повреждается духовно".

    По слову же св. ​преп​. Ѳеодора ​Студита​, — "Причащеніе отъ еретика отвращаетъ отъ Бога и предаетъ діаволу". 


 

 


Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.