Свят. Игнатій Брянчаниновъ о скрытыхъ причинахъ паденія Россійской имперіи

 


Письмо 536

Необходима преданность волѣ Божіей въ самых попущеніяхъ Божіихъ. Очевидно, что христіанство — этот таинственный духовный даръ Божій человѣкамъ — удаляется непримѣтнымъ образомъ (для невнимающихъ своему спасенію) изъ общества человѣческаго пренебрегшаго этимъ ДАРОМЪ. Надо увидѣть это, чтобъ не быть обманутымъ актерами (изображающими старцевъ — прим.) и актерствомъ благочестія; увидѣвъ это, надо отвратить взоры отъ грустнаго зрелища, чтобъ не подвергнуться пороку осужденія ближнихъ, надо обратить взоры на самихъ себя, позаботиться о собственномъ спасеніи, такъ какъ милость Божия еще даруетъ возможность спастись тѣмъ, которые произволяютъ спастись.

26/V/1864



Письмо 539

Объ охлажденіи общества къ благочестію Время наше — время тяжкое для истинныхъ христіанъ по всеобщему охлажденію народа къ вѣрѣ и благочестію. Пріѣхали наши сборщики съ Кавказа, насобиравъ всего 100 р. с. Они передавали мнѣ слова нѣкоторыхъ благочестивыхъ людей: "Прошло только три года, какъ Владыка уѣхалъ съ Кавказа, но если бъ онъ возвратился теперь, то не узналъ бы направленія народа, устремившагося всецѣло къ "свѣтскости". На обратномъ пути сборщики видѣли то же направленіе. Совершается предреченіе Писанія объ отступленіи отъ христіанства народовъ, перешедшихъ къ христіанству отъ язычества.



Письмо 540

О религіозномъ состояніи общества своего времени скудныя вѣсти, приходящія въ нашъ монастырь, о состояніи христіанской вѣры въ Россіи, крайне неутешительны. Съ одной стороны — расколъ, съ другой — рѣшительное отступничество. Общая безнравственность приготовляетъ отступничество въ огромныхъ размѣрахъ. Спасаяй, да спасаетъ свою душу! Нынѣшнимъ подвижникамъ предоставленъ путь скорбей, внѣшнихъ и внутреннихъ, какъ самый благонадежный.

29/XII/1864



Письмо 541

Заѣзжалъ ко мнѣ протоіерей изъ того села, въ которомъ живутъ потомки Сусанина, человѣкъ довольно умный. Онъ сказывалъ, что крестьяне у нихъ на селѣ пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничѣмъ нельзя удержать, потому что вдавшіеся въ пьянство будутъ пить водку и тогда, когда бы вздумали повысить на нее цѣну. Это доказано опытами. Вмѣстѣ съ разгульною жизнію явилось особенное охлажденіе къ Церкви и духовенству. Кутилы изъ крестьянъ кутятъ и впали въ индефферентизмъ по отношенію къ религіи; некутилы обращаются въ большомъ количествѣ КЪ РАСКОЛУ. Протоіерей, имѣющій практическій взглядъ, говорилъ, что этому положенію не видно исхода, и что послѣдствія этого положенія должны быть многоплодны.

"Прогрессъ" идетъ изумительно быстрыми шагами. Кто остановитъ его?

6/I/1865 года


Письмо 542

...Очевидно, что отступленіе отъ вѣры православной всеобщее въ народѣ: кто открытый безбожникъ, кто деистъ, кто протестантъ, кто индефферентистъ, КТО РАСКОЛЬНИКЪ. Этой язвѣ нѣтъ ни врачеванія, ни исцѣленія. Спасаяй, да спасаетъ свою душу! Замѣтно, что нынѣ всѣмъ, желающимъ спастись, посылаются скорби. Это совершается и надъ А. В. Ж.

11/I/1865


Письмо 545

Въ настоящее время — существенная нужда въ правильной молитвѣ, а ее то и не знаютъ! Не знаютъ, что она должна быть орудіемъ и выраженіемъ покаянія, ищутъ наслажденія и восторговъ, льстятъ себѣ; и орудіемъ, даннымъ во спасеніѣ, убиваютъ свои души. Существенно нужно правильное пониманіе молитвы въ наше время! Она — существенный, единственный руководитель въ наше время ко спасенію. Наставниковъ нѣтъ! — Лучшіе, сколько извѣстно, наставники Оптинскіе.

Въ книжкѣ "Христіанскаго чтенія" за декабрь имѣется примѣчательная статья "Новыя изданія по расколу" Н. Нильскаго. Тутъ смѣло выставлены уклоненія Великороссійской Церкви. Сильно задѣтъ митр. Филаретъ по участію въ масонскомъ ученіи.

29/I/1865


Письмо 548

Состоящіе подъ руководствомъ Старца не должны выходить изъ его системы наставленія. Этого и я требую отъ тѣхъ, которые руководствуются моими совѣтами, особливо въ отношеніи чтенія книгъ, даже отеческихъ. Къ положенію Церкви должно мирствовать, хотя вмѣстѣ должно и понимать его. Это — попущеніе Свыше, котораго мы понять не можемъ. Старецъ Исайя говорилъ мнѣ: "Пойми время. Не жди благоустройства въ общемъ церковномъ составѣ, а будь доволенъ тѣмъ, что предоставлено въ частности спасаться людямъ, желающимъ спастись". Сколько могу понять: не предвижу, по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобъ могло быть возстановленіе Церкви въ древней красотѣ ея, также, какъ и монашества. И то должно будет счесть великою милостію Божіею, если не послѣдуетъ вскорѣ какого-либо тяжкаго удара на монастыри.

14/II/1865


Письмо 553

Дѣло православной вѣры можно признавать приближающимся къ рѣшительной развязкѣ. Паденіе монастырей, значительно совершившееся, неминуемо. Одна особенная милость Божія можетъ остановить нравственную, всегубящую эпидемію, остановить на нѣкоторое время, потому что надо же исполняться предреченному Писаніемъ.

29/III/1865


Письмо 554

О положеніи Церкви

[...] Положеніе Церкви и христіанства самое горестное, горестное повсемѣстно. Предсказанное въ Писаніи совершается: охлажденіе къ вѣрѣ объяло и нашъ народъ и всѣ страны, въ которыхъ доселѣ держалось Православіе. Въ особенной чистотѣ оно было сохраняемо въ Молдавіи, Валахіи, Сербіи.

[...] Слава Богу за то, что напечатаны "Аскетическіе Опыты". Въ нихъ — великая помощь для желающихъ истинно молиться и истинно подвизаться.

1/V/1865

Прим.: Духовное разложеніе народа шло издалека, черезъ утрату вѣры и слабость духовенства, но особенно оно сказалось при сильнѣйшей атакѣ революционеровъ лѣтъ за 12 - 15 до Революціи 1917 года. Революціонныя событія отрезвили населеніе Имперіи и народъ сталъ возвращаться въ храмы (особенно горѣла интеллигенція растлившая либерализмомъ Державу), но возвращаться было уже не къ кому, царила нейтрально-либеральная тихоновщина и ереси духовенства... Въ Семинаріи приходили изъ міра — изъ сильнѣйшаго разложенія. Напомнимъ въ учителяхъ села значились по преимуществу бывшіе каторжники-революціонеры. Черносотенецъ В. Грингмутъ указываетъ даже ихъ число — приблизительно 30. 000...




Комментарии