С. В. Крыжановскій — "Голосъ Катакомбной Церкви"


"Въ 1978 г. въ русскомъ разсѣяніи оказался одинъ изъ активнѣйшихъ дѣятелей россійскихъ “катакомбъ”– ​стоялецъ​ за ​вѣру​ монахъ Антоній (​Черновъ​), въ схимѣ ​Епифаній​. Много пострадавшій за свою ​вѣру​ этотъ многострадальный мужъ, явился для Русской Зарубежной Церкви, какъ громъ среди яснаго неба. Явился въ тотъ моментъ, когда отступленіе въ Р. П. Ц. З. оказалось вполнѣ созрѣвшимъ и требовало авторитетнаго осужденія. Русское церковное ​зарубежье​ услышало, наконецъ, въ адресъ своихъ іерарховъ далеко нелицепріятное слово обличенія – слово, исходящее изъ устъ ​живого​ исповѣдника Катакомбной церкви, доселѣ не слышанное столь близко.


Монахъ Антоній былъ хорошо знакомъ съ церковной жизнью русскаго разсѣянія, такъ какъ долгое время, до ареста въ 1944 г., проживалъ за границей, являясь духовнымъ сыномъ ​архіеп​. Ѳеофана Полтавскаго.


Отецъ Антоній встрѣчался и разговаривалъ со многими епископами и клириками Р. П. Ц. З., и скоро убѣдился, что духъ отступленія глубоко проникъ въ ​ея​ среду. Вотъ что писалъ ​сей​ монахъ послѣ знакомства и личныхъ бесѣдъ съ русской зарубежной Іерархіей:


“...Что происходитъ теперь съ Русской Православной Церковью Заграницей? Вѣдь ​нѣкоторые​ іерархи высказываются недвусмысленно въ пользу ​пробольшевистской​ церкви?! Призываютъ къ единству съ ней какъ со своей Матерью?! Но неужели она для нихъ Мать?!


Это было бы чудовищно! <...> Господи, вразуми, вразуми ихъ! <...>


О мученической и исповѣднической Церкви Катакомбной ​они​ уже, – беря примѣръ со своей “матери”, ​пробольшевистской​ ​лже-церкви​, отступившей отъ правды Божіей и лгущей, – ​они​ уже не говорятъ. А если и заговорятъ, то только такъ: “А развѣ Катакомбная Церковь еще существуетъ?” ?!


Или, когда одному изъ іерарховъ былъ поставленъ вопросъ: “А вѣрите ли Вы въ Катакомбную Церковь?”, – онъ отвѣтилъ на вопросъ вопросомъ – “Достаточно, чтобы она существовала, а если она существуетъ, то я бы вѣрилъ...".


Митр. Филаретъ Вознесенскій лавируетъ, присутствуя отсутствуетъ или высказывается двусмысленно. Въ то время какъ ​нѣкоторые​ іерархи начали уже громко заявлять, что: “Московскую Патріархію ​весь​ ​міръ​ признаетъ истинной”, и что и имъ уже давно пора признать ​её​ подлинной Русской Православной Церковью. И такіе рѣчи можно услышать изъ устъ нѣкоторыхъ іерарховъ Русской Православной Церкви Заграницей, и это – о той оффиціально признанной въ С. С. С. Р. “Русской Православной Церкви”, которую Катакомбная Церковь тамъ называетъ “красной” ​лже-церковью​, и ​ея​ священниковъ и епископовъ называетъ “красными”... ​


Лже-патріархъ​ Пименъ ​Извековъ​, по ихъ мнѣнію, – истинный православный патріархъ. А также и вся его іерархія, какъ и прочее духовенство, въ основномъ ​истинные​, и поэтому ​всѣ​ ихъ таинства дѣйствительны и благодатны <...>


А что касается вопроса о Катакомбной Церкви, то въ С. С. С. Р. нѣтъ иной, кромѣ той, которая является, какъ бы сказать, нижней частью совѣтской ​лже-церкви​.


А высшая точка ​ея​ – это ​лже-патріархъ​ Пименъ, пониже идетъ вся іерархія и клирики съ народомъ. А послѣдній, нижній ярусъ этой церкви – Катакомбная Церковь, образуемая, скажемъ, отцомъ Димитріемъ ​Дудко​ и прочими недовольными. Но эта ​псевдо​-катакомбная церковь неотдѣлима отъ оффиціальной совѣтской церкви...”


Таковъ голосъ правды о Русской Зарубежной Церкви, исходящій отъ самой Россійской Катакомбной Матери Церкви!


Видя таковое страшное паденіе заграничнаго епископата, монахъ Антоній немедленно оставилъ ​Р. П. Ц. З.​ и присоединился къ Церкви ​И. П. Х.​ Греціи, къ ​старостильному​ Священному ​Сѵноду​ “матфеевской” юрисдикціи.


* * *


Но по какимъ же именно причинамъ Катакомбная церковь не можетъ ни подъ какимъ видомъ декларировать своего единства съ народомъ или среднимъ клиромъ, или еще какой-либо частью Московской Патріархіи?


​Каноническія​ правила вводятъ четкіе термины, ​опредѣляющіе​ лицъ, ​которыя​ по той или иной причинѣ подчиняются власти еретической іерархіи. Св. Василій Великій именуетъ всѣхъ таковыхъ “народомъ ​ненаученнымъ​” (1-е правило). А 13-е правило Лаодикійскаго собора называетъ ихъ “народнымъ сборищемъ” (τοις οχλοις), – т. е. "чернью, толпой".


Катакомбная церковь своимъ общимъ волеизъявленіемъ и голосомъ своихъ исповѣдниковъ и мучениковъ осудила всѣхъ сергіанъ и предала ихъ анаѳемѣ. “Сергіанская” еретическая іерархія – безблагодатна, ​ея​ таинства – не таинства, а “​сквернодѣйствія​”. ​Всѣ​ ​приступающіе​ къ этимъ ​сквернодѣйствіямъ​ не освящаются, а ​оскверняются​. Такъ, новомученикъ ​еп​. Викторъ (​Островидовъ​) свидѣтельствовалъ, что въ результатѣ отступничества сергіанъ ихъ “богослуженіе становится не просто безблагодатнымъ, по ​безблагодатности​ священнодѣйствующаго, но оно дѣлается мерзостью въ очахъ Божьихъ, а потому и совершающій, и участвующій въ нёмъ, подлежатъ сугубому осужденію”...


Также и другой новомученикъ ​еп​. Дамаскинъ (​Цедрикъ​) въ письмѣ митр. Сергію отмѣчалъ, что ​народныя​ массы, “держась своихъ пастырей, не порывающихъ общенія съ Вами, являются невольными соучастниками и грѣха Вашего”...


Всё это вытекаетъ изъ опредѣленія Церкви какъ Тѣла Христова. Епископы и пресвитеры, по объясненію Св. Отцовъ, – “​сущіи​ очи ​церковные​” (св. Аѳанасій Александрійскій). Если іерархія – еретическая, безблагодатная, то и ​весь​ народъ, подчиненный ей – также безблагодатный, ибо по Свящ. Писанію, “свѣтильникъ тѣлу ​есть​ око; ​егда​ убо око твое просто будетъ, ​всё​ тѣло твое свѣтло будетъ; ​егда​ же лукаво будетъ, и тѣло твое темно” (​Лк.​ 11:34).


“Тѣло церковное съ внѣшней стороны какъ будто и цѣлое, и всё въ порядкѣ, – писалъ новомученикъ ​еп​. Павелъ (​Кратировъ​), – но черезъ богоотступленіе голова уже отрублена. И сколько бы митр. Сергій ни кричалъ о вѣрности Православію, но ​самаго​ главнаго уже нѣтъ. Получилась не церковь, а церковная партійная организація, политическая оріентація. Налицо не корабль церковный, а ​сергіевская​ ладья – «душегубка»”.


“Да понимаете ли Вы, что Вы дѣлаете? – взываетъ одинъ истинно-православный епископъ къ “сергіанскому” клирику. – Понимаете ли, что отъ Васъ отступила благодать, разъ Вы поддерживаете богомерзкаго митрополита <...> Надо отлагаться отъ митр. Сергія именно потому, что онъ – еретикъ (не еретикъ, а отступникъ - примъ.). Вы принесите чистое сердечное покаяніе передъ какимъ-нибудь изъ православныхъ епископовъ <...> До тѣхъ поръ причащающіеся отъ Васъ причащаются тьмой, и Вы отвѣтите за нихъ въ День Судный”.


Новомученикъ ​еп. Иларіонъ (​Бельскій​), ​вик​. Смоленскій, по свидѣтельству ​прот. М. Польскаго, былъ “самый непримиримый врагъ деклараціи митр. Сергія 1927 г.; онъ отрицалъ ​совершаемыя​ сергіанами таинства и вторично крестилъ младенцевъ и вѣнчалъ уже вѣнчанныхъ въ «Совѣтской» церкви”.


Изъ этихъ исповѣдническихъ свидѣтельствъ очевидно, что ​патріархійные​ “міряне” не получаютъ никакой благодати въ таинствахъ отъ “сергіанскаго” ​лже-священства​. Таковой являлась принципіальная позиція Новомучениковъ и Исповѣдниковъ россійскихъ, которой всегда держалась Катакомбная церковь, но которую отвергла сгнившая церковь (Сардійская) Зарубежная! Основано это исповѣданіе на Ученіи Св. Отцовъ и Канонахъ церкви – это фактъ безспорный.


Итакъ, т. н. “церковный народъ” сергіанской Московской Патріархіи ​есть​ никакой не народъ, а ​сборище​, толпа (“​охлосъ​”), ​неоглашенная​ чернь, и соединяться съ нимъ духовно истинно-православнымъ не подобаетъ.


Таковымъ же должно быть отношеніе и ко ​всѣмъ​ клирикамъ М. П., рукоположеннымъ “сергіанами”.


Ибо “Кочующій” Соборъ И. П. Ц. 1928 г. постановилъ:


“Обновленческаго и сергіевского поставленія клиръ является простыми мужиками, но не священнослужителями” (Канонъ 4). А Усть-​Кутскій​ Соборъ И. П. Ц. 1937 г. опредѣлилъ по тому же вопросу слѣдующее:


“Освященный Соборъ запрещаетъ вѣрнымъ окормляться у духовенства, ​поклонившагося​ антихристу и прислуживающаго безбожной власти” (Канонъ 1).


Очевидно, ​данныя​ рѣшенія мученической Россійской церкви Русской Зарубежной церковью вмѣняются ни во что, когда послѣдняя выноситъ опредѣленія, прямо ​противоположныя​ утвержденнымъ правиламъ “катакомбныхъ” исповѣдниковъ И. П. Ц.". 



СВ. МАКСИМЪ ИСПОВѢДНИКЪ

– Значитъ ты одинъ спасешься, - возразили ​монофелиты​ преп. Максиму, отказывавшемуся отъ общенія съ ними, - а ​всѣ​ ​прочіе​ погибнутъ


Святый отвѣтилъ на это: 


– Когда ​всѣ​ люди поклонялись въ Вавилонѣ золотому истукану, три ​святые​ отрока никого не осуждали на погибель, ​Они​ не о томъ заботились, что дѣлали другіе, а только о самихъ себѣ, чтобы не отпасть отъ истиннаго благочестія. (​Прор​. Дан. гл.3) Точно такъ же и Даніилъ, брошенный въ ровъ, не осуждалъ никого изъ тѣхъ, ​которые​, исполняя законъ Дарія, не хотѣли молиться Богу, а имѣлъ въ виду свой долгъ, и желалъ лучше умереть, ​чѣмъ​ согрѣшить и казниться предъ своею совѣстью за преступленіе Закона Божія (гл. 14.ст.I и слѣдъ.). И мнѣ не Дай Богъ осуждать кого-либо или говорить, что я одинъ спасусь, однако же я согласенъ скорѣе умереть, ​чѣмъ​, отступивъ въ ​чемъ​-нибудь отъ правой ​вѣры​, терпѣть муки совѣсти.


– Но что ты будешь дѣлать, – сказали ему ​посланные​, когда римляне соединятся съ византійцами. Вчера вѣдь пришли изъ Рима два апокрисіарія, и завтра въ день воскресный, будутъ причащаться съ патріархомъ Пречистыхъ Тайнъ.


Преподобный отвѣтилъ:


– Если и вся Вселенная начнетъ причащаться съ патріархомъ, я не причащусь съ нимъ. Ибо я знаю изъ писаній св. Апостола Павла, что Духъ Святый предаетъ Анаѳемѣ даже Ангеловъ, если бы ​они​ стали благовѣствовать иначе, внося что либо новое". (​Галатъ​. I,8). (Житія Святыхъ - 21 Января стр. 709-10). 


Прим.: Вотъ и намъ лучше умереть безъ "причастія" ​щепочно​-еретическаго, привлекающаго на насъ гнѣвъ Божій, ​чѣмъ​ соединиться съ тихонопоклонническимъ отступничествомъ, ​клятвопреступленіями​ и ересями... 

Комментарии