Сила духовнаго авторитета. Критическій моментъ въ исторіи Р. П. Ц. З.

 

    По случаю 50-​лѣтія​ пребыванія въ архіерейскомъ санѣ нашего Первосвятителя Митр. Анастасія, мнѣ хочется вспомнить о, можетъ быть, самомъ отвѣтственномъ и критическомъ моментѣ исторіи нашей Русской Зарубежной Церкви – о ​лѣтѣ​ и осени 1945 года.

    Кончена Вторая ​Міровая​ война (гекатомба — прим.). Германія – въ прахѣ и пыли. С. С. С. Р. – наверху славы и могущества: побѣдителей вѣдь не судятъ. Западъ напуганъ и заискиваетъ. Европа, можно сказать, у ногъ большевиковъ. Стоитъ ​тѣмъ​ захотѣть, и въ нѣсколько недѣль захватъ Европы обезпеченъ. Однако, что-то непонятное ихъ удерживаетъ. Но, всюду по Европѣ рыщутъ ихъ ​чекистскія​ ищейки, ликвидируютъ или похищаютъ болѣе видныхъ антикоммунистовъ (выдача ​Власова​ и ​Ліенцъ​), а остальныхъ запугиваютъ и держатъ въ страхѣ и трепетѣ. Страшное время!

    Русская Зарубежная Церковь переживаетъ грозный кризисъ. О ​Сѵнодѣ​ много мѣсяцевъ нѣтъ никакихъ извѣстій. Въ то же время ​большевицкіе​ агенты искусно распускаютъ слухи, что Предсѣдатель ​Сѵнода​ Митрополитъ Анастасій не то убитъ во время бомбардировокъ, не то увезенъ въ Москву, гдѣ призналъ Совѣтскаго патріарха.

    Многіе начинаютъ вѣрить въ эволюцію Совѣтской власти. Еще бы: маршалы, генералы, полковники, совсѣмъ какъ ​царскіе​ погоны, ордена Александра ​Невскаго​, ​Суворова​, ​Кутузова​, наконецъ, по волѣ Сталина... «святѣйшій патріархъ всея Руси». Во внѣ – объединеніе всего славянскаго ​міра​ подъ эгидой Москвы. А эмигрантамъ ​якобы​ полная амнистія и призывы возвратиться на Родину, раскрывающую ​материнскія​ объятія своимъ заблудшимъ чадамъ. ​Есть​ ​отчего​ закружиться головѣ.

    Въ русскихъ зарубежныхъ кругахъ смятеніе. Антикоммунисты попрятались и боятся выступать, за рѣдкими исключеніями. Смущеніе проникаетъ въ ​русскіе​ ​церковные​ круги. Митр. ​Евлогій​ первымъ признаетъ московскаго патріарха (который разъ?), уходитъ изъ греческой юрисдикціи, беретъ совѣтскій паспортъ и публично заявляетъ о своемъ намѣреніи возвратиться въ Россію. За нимъ, увы, слѣдуетъ нашъ парижскій митр. Серафимъ, прежде рѣзко выступавшій противъ коммунистовъ. Ему Совѣтскими агентами недвусмысленно дано было понять, что если онъ не признаетъ московскаго патріарха, то будетъ преданъ суду какъ военный преступникъ и т. д.

    Сдавшійся митр. Серафимъ разсылаетъ подчиненнымъ и ​неподчиненнымъ​ ему церквамъ Зарубежья указы съ извѣщеніемъ о своемъ подчиненіи Москвѣ и съ требованіемъ слѣдовать за нимъ и возносить на богослуженіяхъ имя совѣтскаго патріарха.

    Въ Сѣверной Америкѣ митр. Ѳеофилъ также издаетъ Указъ о поминовеніи совѣтскаго ставленника патріарха. Подобное происходитъ въ Южной Америкѣ и на Дальнемъ Востокѣ.
Казалось, Русской Зарубежной Церкви приходитъ конецъ.

    Въ это время нашему малому Ладомировскому монашескому братству имени преп. Іова Почаевского удалось вырваться изъ Германіи и временно обосноваться въ Женевѣ. Уже подходя къ швейцарской границѣ, намъ посчастливилось получить извѣстіе, что Митр. Анастасій живъ и находится съ Курской Чудотворной Иконой въ городѣ Фюссенѣ. Мы не имѣли возможности изъ-за отдаленности этого города отъ нашего пути ​всѣмъ​ братствомъ заѣхать къ нашему Первосвятителю, но отправили къ ​нему​ одного нашего собрата на велосипедѣ съ письмомъ, что мы прорываемся въ Швейцарію, и съ пакетомъ продуктовъ, который, увы, по дорогѣ, украли у нашего гонца вмѣстѣ съ велосипедомъ. ​Тѣмъ​ не менѣе Владыка наше письмо получилъ и узналъ, что мы живы и пробиваемся въ Швейцарію, чтобы потомъ помочь и ему туда пробраться.
    
    Какъ только мы прибыли въ Женеву, мы немедленно написали во ​всѣ​ ​церковные​ ​русскіе​ центры, что Митр. Анастасій живъ и находится въ Германіи. Это извѣстіе подбодрило и обрадовало многихъ. Въ частности, тогдашній Начальникъ нашей Духовной Миссіи въ Палестинѣ ​архих​. Антоній (нынѣ епископъ) послѣ полученія этого радостнаго для него извѣстія, нашелъ въ себѣ силы дать отпоръ греческому іерусалимскому патріарху и прибывшему туда въ то время Совѣтскому патріарху, требовавшимъ перейти въ юрисдикцію Москвы и сулившимъ ему за сіе титулъ Митрополита.

    Похожее произошло и на Дальнемъ Востокѣ...
    Совмѣстно съ о. Леонтіемъ (нынѣ епископомъ), настоятелемъ Женевской церкви, мы начали усиленно хлопотать о визѣ для Митр. Анастасія въ Швейцарію. Это было очень нелегко устроить, но, съ Божіей помощью, ​всѣ​ преграды были преодолены, и за два дня до ​Крестовоздвиженія​ 1945 г. Владыка Митрополитъ, вмѣстѣ съ Курской Чудотворной Иконой, прибылъ въ Женеву, прямо къ престольному празднику мѣстной нашей церкви, къ нашей общей великой радости.

    Немедленно имъ были разосланы телеграммы и письма ​всѣмъ​ преосвященнымъ нашей Зарубежной Церкви съ извѣщеніемъ, что Архіерейскій ​Сѵнодъ​ существуетъ и находится въ Германіи, что къ ​нему​ примкнули іерархи Украинской Автономной Церкви, во главѣ съ архіепископомъ ​Пантелеймономъ​, и Бѣлорусской Церкви, во главѣ съ Митрополитомъ ​Пантелеимономъ​, что ​Сѵнодъ​ не нашелъ возможнымъ признать законнымъ совѣтскаго патріарха, а потому не можетъ быть рѣчи о подчиненіи ему и о возношеніи его имени на богослуженіяхъ. Все это ​отрезвляюще​ подѣйствовало на многихъ.

    Почти шесть мѣсяцевъ прожилъ Митр. Анастасій въ Женевѣ, откуда было легко и удобно сноситься со ​всѣмъ​ свободнымъ ​міромъ​, чего нельзя было тогда сдѣлать изъ Германіи. ​Все это время было имъ полностью употреблено на консолидацію позицій Русской Зарубежной Церкви, въ чёмъ ему усердно помогало наше монашеское братство, выдѣлившее изъ своего состава секретарскій аппаратъ.

    Такъ, можно сказать, одинъ человѣкъ, по человѣческому разсужденію – слабый и безпомощный старецъ, пріѣхавшій въ Женеву почти безъ копейки денегъ, не имѣвшій никакой поддержки со стороны сильныхъ ​міра​ сего, находившійся подъ постоянной угрозой выселенія изъ Швейцаріи и даже физическаго уничтоженія заграничными чекистами, только СИЛОЙ СВОЕГО ВЕЛИКАГО ДУХОВНАГО АВТОРИТЕТА за короткое время возсоздалъ Русскую Зарубежную Церковь и разрушилъ козни Московской Патріархіи, пользовавшейся поддержкой могущественнаго заграничнаго аппарата Совѣтской власти, въ лицѣ ​ея​ дипломатическихъ представителей и всякихъ подпольныхъ агентовъ.

    Поистинѣ, здѣсь подтвердились слова Священнаго Писанія: «Сила Божія въ немощи совершается», и нашъ великій авва Владыка Митрополитъ Анастасій можетъ съ дерзновеніемъ воскликнуть вмѣстѣ съ Апостоломъ Павломъ: «​Все​ могу о укрѣпляющемъ меня ​Христѣ​» (Фил. 4, 13).

Епископъ Серафимъ
12/25 мая 1956 г.
Новая Коренная Пустынь,
​Магопакъ​, С. Ш. А.

(Сборникъ «Къ пятидесятилѣтію служенія въ архіерейскомъ санѣ Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Анастасія, 1906-1956», Типографія преп. Іова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., стр. 31-33).

    Примъ.: Послѣ смерти митр. Анастасія, послѣдняго архіерея царскаго поставленія было найдено его прощальное Завѣщаніе русскимъ людямъ, вотъ оно: «Что касается Московской Патріархіи и ​ея​ іерарховъ, то поскольку ​они​ находятся въ тѣсномъ, дѣятельномъ и доброжелательномъ союзѣ съ Совѣтской властью, открыто исповѣдующей свое полное безбожіе и стремящейся насадить атеизмъ во всёмъ русскомъ народѣ, то съ ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна имѣть никакого каноническаго, молитвеннаго и даже простого бытового общенія, предоставляя въ то же время каждаго изъ нихъ окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви. Богу нашему слава во ​вѣки​ вѣковъ. Аминь». 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.