Изъ писемъ мірянамъ святителя Игнатія Брянчанинова


О неуклонномъ слѣдованіи ученію Святыхъ Отцовъ, обиліи лже-учителей, оскуденіи наставниковъ благочестія

“Сердцемъ вѣруется въ правду”, – вѣрно сказалъ Апостолъ, – “​усты​ же исповѣдуется во спасеніе”. Нужно исповѣданіе правды устами и, когда можно, самыми дѣлами. Правда, ИСПОВѢДАННАЯ СЛОВАМИ И ДѢЛАМИ, какъ бы осуществляется, дѣлается принадлежностію человѣка. И потому, что она существенна – она ВѢРНЫЙ ЗАЛОГЪ спасенія.


Вы убѣдились, что единственный непогрѣшительный путь ко спасенію – неуклонное слѣдованіе Ученію Святыхъ Отцовъ, при рѣшительномъ УКЛОНЕНІИ отъ всякаго ученія посторонняго, отъ самыхъ своихъ ​разумѣній​, ДОКОЛѢ разумъ не исцѣлится отъ недуга своего и не сдѣлается изъ плотскаго и душевнаго – духовнымъ. Признавъ умомъ и сердцемъ эту правду, ​исповѣдаете​ ​её​ устами, ДАЙТЕ ОБѢТЪ БОГУ, что вы будете руководствоваться УЧЕНІЕМЪ СВЯТЫХЪ ОТЦОВЪ, уклоняясь отъ всякаго ученія, не засвидѣтельствованнаго Святымъ Духомъ, не принятаго святою Восточною Церковью. ​Исповѣдалъ​ правду Божію устами, исповѣдуйте и дѣлами: давъ обѣтъ, ИСПОЛНЯЙТЕ ЕГО.


Не устрашитесь этого обѣта! ЕГО ОБЯЗАНЪ ДАТЬ каждый православный сынъ Церкви (въ ​лже-церкви​ этимъ и не пахнетъ —прим.), долженъ его истребовать у каждаго сына православной Церкви его духовный ​отецъ​ при совершеніи таинства исповѣди. Между вопросами, ​которые​ именно положено дѣлать ​исповѣдующемуся​, первое мѣсто занимаютъ ​слѣдующіе​:


1) “Рцы, ми, чадо: аще ​вѣруеши​, яко Церковь Каѳолическая, Апостольская, на ​востоцѣ насажденная и возращенная, и отъ востока по всей вселенной разсѣянная, и на ​востоцеѣ доселѣ недвижимо и ​непремѣнно​ пребывающая , ​предаде​ и научи?


2) Аще не ​сумнишися​ въ коемъ Преданіи?


3) Рцы ми, чадо, не былъ ли еси еретикъ и отступникъ?


4) Не держался ли еси съ ними, ихъ капища посѣщая, поученія ​послушая​, или книги ихъ прочитывая?” (на ​всѣ​ ​эти​ вопросы каждый эмпешникъ долженъ отвѣтить "да!" – прим.) Чтеніе еретическихъ книгъ и вниманіе ихъ поученіямъ – тяжкій грѣхъ противъ ​вѣры​, грѣхъ ума, ​недугующаго​ гордостію и потому свергающаго иго послушанія Церкви, ищущаго вольности безумной, грѣховной (это ​всё​ относится къ ​М. П.​ – прим.).


​"Истинные​ христіане всѣхъ временъ со всевозможнымъ тщаніемъ хранились отъ яда смертоноснаго ереси и прочихъ ученій лжи. ​Они​ неотступно держались догматическаго и НРАВСТВЕННАГО ПРЕДАНІЯ Церкви (развѣ Церк. нравственно общаться и служить съ врагами и врагамъ Христа? — прим.). Не только вѣровали православно въ Святую Троицу, но и жизнь свою, и подвиги свои, и нравы направляли по преданію церкви. Отличительною чертою всѣхъ Святыхъ Отцовъ было неуклонное руководство нравственнымъ преданіемъ Церкви, и ​они​ заповѣдали такого только духовнаго наставника считать истиннымъ, который СЛѢДУЕТЪ ВО ​ВСЁМЪ​ УЧЕНІЮ ОТЦОВЪ Восточной Церкви и ихъ Писаніями свидѣтельствуетъ и запечатлѣваетъ свое ученіе. Кто жъ думаетъ руководить ближнихъ изъ началъ премудрости земной, и ИЗЪ НАЧАЛЪ ПАДШАГО РАЗУМА, какъ бы онъ ни былъ блестящъ, тотъ самъ находится въ самообольщеніи и послѣдователей своихъ приводитъ къ самообольщенію (вся ​М. П.​, увы, такова – прим.). ​Святые​ Отцы постановили ​непремѣннымъ​ правиломъ для желающаго спастись – послѣдованіе НРАВСТВЕННОМУ ПРЕДАНІЮ ЦЕРКВИ. Для этого ​они​ заповѣдуютъ желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставленіями истиннаго учителя или руководство Писаніями Отеческими, соотвѣтствующими образу жизни каждаго. По прошествіи восьми столѣтій по Рождествѣ Христовомъ начинаютъ ​церковные​ ​Святые​ писатели жаловаться на ​оскудненіе​ духовныхъ наставниковъ, на появленіе множества лже-учителей. ​Они​ заповѣдуютъ по причинѣ недостатка въ наставникахъ, обращаться къ чтенію Отеческихъ Писаній, удаляться отъ чтенія книгъ, написанныхъ внѣ нѣдра Православной Церкви. ​


Чѣмъ​ далѣе времена отклонялись отъ явленія на землѣ Божественнаго ​свѣта​, ​тѣмъ​ усиливался недостатокъ въ истинныхъ святыхъ наставникахъ, усиливалось обиліе въ лже-учителяхъ; ​они​ со временъ открытія книгопечатанія наводнили землю какъ потопъ, какъ горькія ​апокалипсическія​ воды, отъ которыхъ умерло множество людей душевною смертію. “​Мнози​ ​лже-пророцы​ возстанутъ”, – предвозвѣстилъ Господь, – “и прельстятъ многія: и за умноженіе беззаконія, изсякнетъ ​любы​ многихъ”. Сбылось это пророчество: исполненіе его предъ очами нашими. И ​есть​ еще другое предсказаніе Господа о характерѣ времени, въ которое будетъ Его второе, страшное Пришествіе на землю. “Сынъ человѣческій”, – сказалъ Господь, указуя на будущую судьбу ​вѣры​, – “​егда​ пріидетъ, обрящетъ ли ​вѣру​ на земли?” Тогда будутъ господствовать на ней ​ЛЖЕ-ИМЕННЫЙ​ РАЗУМЪ, ПРЕМУДРОСТЬ ЧЕЛОВѢЧЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ ВѢРѢ и БОГУ.


Что значитъ иноческая добродѣтель – послушаніе? Она – признаніе разума человѣческаго падшимъ и потому – отверженіе его буйствомъ ​вѣры​. Отъ ​вѣры​ – послушаніе истинѣ, отъ послушанія – смиреніе, отъ смиренія духовный разумъ, который – извѣщенная ​вѣра​. Иноческое (то ​есть​ иное, внѣ ​міра​ сего - прим.) послушаніе процвѣтало при обиліи духовныхъ наставниковъ. Съ оскудѣніемъ наставниковъ оскудѣлъ и великій подвигъ послушанія, скоро приводившій подвижниковъ къ святости: ​вѣра​, составлявшая сущность этого подвига, требуетъ, чтобъ предметъ ​ея​ былъ истинный и духовный: тогда она приводитъ къ Богу. Вѣра въ человѣка приводитъ къ изступленному фанатизму. Руководство Писаніями Святыхъ Отцовъ ведетъ гораздо медленнѣе, слабѣе; на пути этомъ гораздо больше преткновеній: книга, начертанная на бумагѣ, не можетъ замѣнить живой книги человѣка. Чудная книга – умъ и ​сердце​, ​исписанные​ Святымъ Духомъ! такъ и дышитъ изъ ​нея​ жизнь! такъ и сообщается эта жизнь слушающимъ съ ​вѣрою​. Но руководство Писаніями Отеческими (сказано въ сѣръ. 19 ​вѣка​ -прим.) СДѢЛАЛОСЬ УЖЕ ЕДИНСТВЕННЫМЪ РУКОВОДСТВОМЪ ко спасенію по конечномъ ​оскудненіи​ наставниковъ. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасеннымъ; кто же водится СОБСТВЕННЫМИ ​РАЗУМѢНІЯМИ​, или УЧЕНІЕМЪ ЛЖЕ-УЧИТЕЛЕЙ (или ​лже-старцевъ​ ​М. П.​ ​Р. П. Ц.​ – прим.), того должно признать погибшимъ...


Познавъ путь ко спасенію, не останавливайтесь вступить на него. Заключите блаженный завѣтъ, союзъ со святою Истиною; положите въ душѣ вашей пребывать вѣрнымъ во всю жизнь Истинѣ. Отъ одного этого ​благого​ намѣренія прольется въ ваше ​сердцѣ​ легкость, радость, сила – свидѣтели принятой святой Истины.


Сердцемъ вѣруется въ правду, потому что она, правда, ​усты​ исповѣдуется во спасеніе".


Прим.: Говорятъ Отцы, суть ​всё​ (для каждой души) начинается съ заключенія Завѣта съ Богомъ, съ обѣта слѣдованія Ему, а не съ поста, чтенія Акаѳистовъ, ​ставленія​ свѣчей и цѣлованія ручекъ мнимымъ священникамъ. И самое таинство крещенія, съ котораго начинается новая жизнь во ​Христѣ​, начинается съ Завѣта и обѣта. Объ этомъ чуткій Святитель и просвѣщаетъ насъ изъ далекаго 19-го ​вѣка​... И для всей страны ​всё​ начинается и начнется съ возстановленія (нашими предками попраннаго) Завѣта съ Богомъ. Первый Завѣтъ былъ заключенъ при Вел. Кн. Володимире Святомъ — Красное Солнышко, а вторично, утраченный, былъ заключенъ въ 1613-омъ году.


​Всѣ​ письма этого благословеннаго Епископа, ​всѣ​ его наставленія буквально вопіютъ противъ лживой подмѣнной ​М. П.​, что она не Церковь и не можетъ быть ею. ​Всѣ​ ​богодухновенныя​ Писанія Отцовъ, если смотрѣть на Красную лже-церкофьь подтверждаютъ истину Христа, и опровергаютъ антихриста.


Не отчаивайтесь, кто ищетъ искренно Бога и правду Его, тотъ будетъ ​непремѣнно​ защищенъ Вышнимъ такъ, что никакая зараза не возьметъ его за горло и ​не устрашитъ​. Господь вытащитъ такого человѣка вмѣстѣ съ его семьей изъ ​любого​ пекла въ выведетъ изъ ​любой​ напасти. Только бы намъ скинуть съ себя наше красное сатанинское прошлое... ​Анаѳематствовать​ его, отринуть и изблевать изъ себя.


Россія и С. С. С. Р. въ сравненіи




Комментарии