Н.Д. Тальбергъ о Православномъ Самодержавіи


"Пройдя по страдному пути низверженія и отрицанія религіи и возвращаясь теперь снова къ Богу, мы должны понять, что возстановленіе Россіи возможно только на основахъ Православной Церкви (святой истиной Церкви - прим. ред.).


Исторія Россіи не отдѣлима отъ исторіи Православной Церкви. «Наша Святая Русь,– писалъ А. С. Хомяковъ, – создана самимъ Христіанствомъ. Таково сознаніе Нестора, таково сознаніе ​святаго​ Иларіона и другихъ. Церковь создала единство Русской Земли и дала прочность случайности ​Олегова​ дѣла» (Т. I. С. 231).


И ту же мысль развиваетъ въ бесѣдѣ, называемой «Церковь и Государство», ​архіеп​. Никаноръ Херсонскій, въ 1890 г.:


«Православная Церковь, – писалъ Владыка,– принесла на Русь изъ Православной Византіи идею Великаго Князя, какъ Богомъ поставленнаго владыки, правителя и верховнаго судіи подвластныхъ народовъ, устранивъ славяноваряжскую идею князя, какъ старѣйшаго въ родѣ атамана удалой, покоряющей огнемъ, желѣзомъ и дубьемъ дружины. Церковь перенесла на Русь изъ Византіи идею государства, съ устраненіемъ варяжской идеи земли съ народомъ, которую княжескій родъ можетъ дробить безъ конца, какъ удѣльную свою собственность.


Церковь выпѣстовала, вырастила слабаго Московскаго Князя сперва до Великокняжескаго, а потомъ и до Царскаго величія. Пересадивъ и вырастивъ на Русской Землѣ идею византійскаго ​единовластительства​, Церковь возложила и святое ​мѵропомазаніе​ древнихъ Православныхъ Греческихъ Царей на Царя Московскаго и всея Руси. Церковь же оберегла народъ и Царство и отъ порабощенія игу ​ляшскому​ въ годину смутъ самозванцевъ и общаго шатанія умовъ...»


Православное духовенство, въ лицѣ архипастырей, священниковъ, иноковъ, принимало огромное участіе въ созданіи великой русской Монархіи. Начало просвѣщенія русскаго народа положено было православнымъ духовенствомъ. Святой Михаилъ, первый митръ. Кіевскій, далъ и первое наставленіе о томъ, какъ надо ​вести​ просвѣщеніе. Помогая князьямъ, ​умиряя​ споры ихъ между собою, духовенство пріобрѣтало всегда исключительное значеніе въ тяжкіе для Руси годины.


Во время страшнаго татарскаго нашествія митръ. Кириллъ, лишенный крова въ разрушенномъ Кіевѣ, ​вѣсь​ поглощенъ былъ поддержаніемъ духа князей и народа. Разъѣзжая по государству, онъ бодрилъ усталыхъ, успѣвая устроять и общественный бытъ. Святой митр. Петръ сумѣлъ въ 1313 г. получить отъ хана Узбека ярлыкъ, подтвердившій ​добытыя​ митрополитомъ Кирилломъ права духовенства. «Да никто,– писалось въ ярлыкѣ, – не обидитъ въ Руси Церковь Соборную, Петра митрополита и людей его, архимандритовъ, ​игуменовъ​, поповъ». Вокругъ Церкви сплачивался порабощенный народъ, духовенство же, понимая свой религіозный и государственный долгъ, – поддерживало Великихъ Князей.


Святитель Петръ, самъ уроженецъ ​Волыни​ – по-нынѣшнему «украинецъ», – проникновенно возвеличилъ значеніе Московскаго княжества. Крестникъ Московскаго Князя Іоанна Даниловича Калиты, сынъ черниговскаго боярина ​Бяконта​, – святой Алексій, митр. Московскій, въ малолѣтство Димитрія Іоанновича Донского правилъ государствомъ, отстоявъ для него Велико- княжескій Престолъ. По его же, святителя Алексія, приказанію приводилъ Преподобный Сергій Радонежскій къ повиновенію законной власти возстававшихъ противъ ​нея​: въ 1365-м – князей Суздальскихъ, въ 1385-м – Олега Рязанскаго.


Когда созрѣло время сверженія татарскаго ига, духовенство оказало рѣшительное вліяніе на медлившаго, осторожнаго Іоанна III. Митр. ​Геронтій​, ​архіеп​. Ростовскій ​Вассіанъ​, игуменъ Троицкій ​Паисій​ и другіе убѣдили Іоанна сразиться съ татарами. «Вся кровь падетъ на Тебя,– говорилъ ему древній старецъ ​Вассіанъ​, – за то, что, выдавши христіанство, бѣжишь прочь, бою съ татарами не поставивши и не ​бившись​ съ ними. Или боишься смерти? Не безсмертный ты человѣкъ – смертный, а безъ року смерти нѣтъ ни человѣку, ни птицѣ, ни звѣрю. Дай мнѣ, старику, войско; увидишь, уклоню ли я лицо свое передъ татарами». Твердое обличительное, но и благословляющее на подвигъ письмо того же ​архіеп​. ​Вассіана​, присланное въ станъ Великаго Князя, окончательно заставило его дѣйствовать рѣшительно.


Духовенствомъ спасено было Единодержавіе и въ ​опасные​ годы малолѣтства Іоанна Васильевича IV Грознаго, когда, казалось, могла уничтожиться вся длительная, патріотическая работа преемниковъ Калиты.


Историкъ ​Випперъ​, издавшій въ Россіи въ 1922 г. книгу «Иванъ Грозный», пишетъ по этому поводу:


«Время малолѣтства Ивана IV – критическій моментъ для московскаго Самодержавія, которое Герберштейну показалось властью, не имѣющей себѣ равной на ​свѣтѣ​. Если Монархія въ Москвѣ спаслась отъ крушенія, не потерпѣла ущерба отъ „вельможъ“ на манеръ Польши, то всего болѣе она обязана была своей могущественной союзницѣ – Св. Церкви. Іерархи съ какой-то особой горячностью ринулись въ политическую борьбу: князья ​Шуйскіе​, по-видимому ​разсчитывавшіе​ вытѣснить правящій домъ Калиты, встрѣтили рѣзкій отпоръ духовенства; въ короткій срокъ трехъ ​лѣтъ​ имъ пришлось свергнуть одного за другимъ двухъ митрополитовъ – Даніила и Іоасафа. Но въ результатѣ церковники одержали побѣду: съ 1542 г. начинается митрополитство знаменитаго Макарія, вышедшаго изъ школы Ивана III. Подъ его вліяніемъ Иванъ IV объявленъ въ 1547 г. совершеннолѣтнимъ, но вмѣстѣ съ ​тѣмъ​ поставленъ подъ опеку священника Сильвестра, которая еще на шесть ​лѣтъ​ (1547–1553) оставляетъ въ тѣни ​неоперившагося​, не расправившаго свои ​геніальныя​ дарованія будущаго Іоанна Грознаго».


Святой Патріархъ ​Гермогенъ​ старается остановить страшную Смуту XVII ​вѣка​. Твердо отстаивалъ Святитель Царя Василія Шуйскаго, мужественно обличалъ крамолу, говоря, что измѣна Царю ​есть​ страшное злодѣйство, за которое грозно покараетъ Богъ. Когда же съ 1610 г. государство оказалось безъ правящаго Царя, то вся государственная власть перешла къ Святителю. «Патріархъ, – пишетъ историкъ В. В. ​Назаревскій​, – за отсутствіемъ Государя, при измѣнѣ русскому народу ​временнаго​ его правительства, въ качествѣ начальнаго человѣка Земли Русской, счелъ себя вправѣ призвать всѣхъ къ оружію».


Патріархи Филаретъ и Никонъ были ближайшими ​соправителями​ двухъ первыхъ Царей изъ Дома ​Романовыхъ. Только ​противоканоническія​ новшества Петра Великаго – которому, по-настоящему, должны поклоняться ​современные​ сторонники «аполитичности» духовенства, – искусственно преуменьшали государственное значеніе послѣдняго. Но и тогда св. Митрофанъ Воронежскій дѣятельно помогалъ Царю Петру въ его работахъ по возвеличенію военной мощи Россіи.


Огромно было значеніе и святыхъ обителей, въ теченіе вѣковъ напитавшихъ душу русскаго народа цѣлебной влагой православной государственности. Даже само поклоненіе Пресвятой ​Богородицѣ​ въ сердцахъ и умахъ Руси Православной нерушимо связывалось со строемъ государственнымъ. «Домомъ Пресвятой Богородицы» звался Великій Новгородъ. Почитаніе святыхъ иконъ – ​Знаменской​, Новгородской, Владимірской, Смоленской, Тихвинской, Казанской – вызвано проявленіемъ милости Божіей къ Русскому государству.


Правила святыхъ Апостоловъ опредѣлили отношеніе Церкви къ Царской власти. «Аще кто досадитъ Царю, или Князю, не по правдѣ: да понесетъ наказаніе. И аще таковой будетъ изъ клира, да будетъ изверженъ отъ священнаго чина. Аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго» (Правило 84-е).


Толкованія этого правила (​Зонара​, ​Вальсамонъ​) указываютъ, что основано оно на ​Моисеевомъ​ законѣ: «Князю людей твоихъ да не ​рѣчеши​ зла» (Исх. 22: 28) и на посланіяхъ святыхъ Апостоловъ: Петра, говорившаго: «Царя чтите» (1Петр. 2:17), и Павла, заповедавшего молиться за Царя (1Тим. 2:2). То же толкованіе даетъ и Славянская ​Кормчая​ (Никон. 10). Развивая тѣ же мысли, извѣстный сербскій ​канонистъ​ епископъ Никодимъ, указывая, что постановленія святыхъ Апостоловъ относились къ языческимъ Государямъ, говоритъ о томъ, что ​ТѢМЪ​ БОЛѢЕ необходима покорность и уваженіе къ христіанскимъ Царямъ, сынамъ и охранителямъ Церкви.


Монархическое начало твердо проводится въ постановленіяхъ Вселенскихъ Соборовъ. Отцы Халкидонского Собора видѣли въ Императорѣ Маркіанѣ посланнаго Богомъ Воителя, собирающаго рать противъ сатаны.


Профессоръ Г. В. ​Вернадскій​ въ статьѣ своей «​Византійскія​ ученія о власти Царя и Патріарха» приводитъ слѣдующее опредѣленіе, помѣщенное въ оффиціальномъ памятникѣ IX ​вѣка​, въ такъ называемой Эпанагоге (8 гл. III титулъ):


«Государство составляется изъ частей и членовъ подобно отдѣльному человѣку. ​Величайшія​ и необходимѣйшія части – Царь и Патріархъ. Поэтому единомысліе во ​всёмъ​ и согласіе Царства и Священства составляютъ душевный и тѣлесный ​міръ​ и благоденствіе подданныхъ».


Это сознаніе неразрывности связи Монархіи съ Православною Церковью перешло изъ Византіи и въ Россію. Уже Владиміра ​Святаго​ епископы называютъ Царемъ и Самодержцемъ, говоря ему: «ты поставленъ отъ Бога». Лука Ж. такъ поучалъ народъ: «Бога бойтесь, князя чтите: мы рабы, во-первыхъ, Бога, а потомъ Государя». Ту же мысль проводитъ и митръ. Никифоръ въ своемъ поученіи Владиміру ​Мономаху​: «Князья избраны отъ Бога. Онъ царствуетъ на Небесахъ, а князю опредѣлено царствовать на землѣ». Глубокимъ пониманіемъ значенія княжеской власти звучитъ и слово митрополита Иларіона, посвященное памяти Князя Владиміра ​святаго​: «Государей нашихъ сдѣлай грозными народамъ, бояръ ​умудри​... Церковь возрасти».


Твердо, неуклонно стояли служители Церкви въ старой Руси за Царскую власть, за утвержденіе ​ея​ силы. «Можно сказать, – пишетъ историкъ Сергѣй Соловьевъ, – что вмѣстѣ съ мечомъ свѣтскимъ, великокняжескимъ противъ удѣльныхъ князей постоянно направленъ мечъ духовный».


Другіе единомышленники Святители, ​причисленные​ къ лику святыхъ, Іона, митръ. Кіевскій (глава Русской Церкви), и Іона, архіепископъ Новгородскій, наложили на себя общій обѣтъ – ежедневно молиться объ установленіи Самодержавія въ Россіи.


Великій ​печальникъ​ за Землю Русскую – проникновенный исповѣдникъ Православной Монархіи – святой Патріархъ ​Гермогенъ​ называлъ «БЫВШИМИ православными ХРИСТІАНАМИ» мятежниковъ, такъ какъ ​они​ «отступили отъ Бога, возненавидѣли правду, отпали отъ Соборной и Апостольской Церкви, отступили отъ Богомъ и святымъ елеемъ помазаннаго Царя».


Именно Богомъ помазанный Царь. Православная Русская Церковь благодатно освящала Самодержца, помазывала Его на Царство и сообщала Ему власть и силу религіознаго авторитета.


Нарочитое таинство мѵропомазанія коронующегося Самодержца, вхожденіе Его въ алтарь черезъ ​Царскія​ врата, стояніе и поклоненіе, совершаемое имъ на священномъ мѣстѣ – у ​святаго​ престола, пріобщеніе Святыхъ Таинъ – по образу священнослужителей – прямо изъ святой Чаши – ​вѣсь​ этотъ священный чинъ Коронованія утверждалъ неразрывную связь Церкви съ Самодержцемъ, а черезъ Него со ​всѣмъ​ государствомъ, а также свидѣтельствовалъ, что Православная Церковь признаетъ Православнаго Царя какъ Помазанника Божія, какъ лицо благодатно освященное и церковно посвященное.


Профессоръ Г. В. ​Вернадскій​ въ трудѣ своемъ «​Византійскія​ ученія о власти Царя и Патріарха» подтверждаетъ, что въ Византіи: «Императорскій санъ былъ особою формою священнослуженія, и ​всѣ​ чины Императорскаго Двора въ Византіи не просто служили, а священнодѣйствовали».


Правило же 69-е ​шестого​ (​Трульскаго​) Собора, запрещая мірянамъ входить черезъ ​Царскія​ врата, говоритъ: «Но по нѣкоему древнѣйшему преданію, отнюдь не возбраняется сіе власти и достоинству царскому, когда ​восхощетъ​ принести дары Творцу». Въ толкованіи къ этому правилу древній византійскій ​канонистъ​ ​Вальсамонъ​ указываетъ, что ​Православные​ Императоры, какъ архіереи, «правятъ крестный знакъ съ трикиріемъ».


Прекрасно выразилъ это пониманіе знаменитый митръ. Филаретъ Московскій въ словѣ своемъ, сказанномъ 25 Іюня 1851 г. въ Успенскомъ соборѣ, въ день рожденія Императора Николая I:


«Народъ, ​благоугождающій​ Богу, достоинъ имѣть благословеннаго Богомъ Царя. Народъ, чтущій Царя, ​благоугождаетъ​ чрезъ сіе Богу; потому что Царь ​есть​ устроеніе Божіе. Какъ Небо безспорно лучше земли и Небесное лучше ​земнаго​, то также безспорно лучшимъ на землѣ должно быть то, что устроено по образу Небесному, чему и училъ Богъ Боговидца Моисея: Виждь да ​сотвориши​ по образу, показанному тебѣ на ​горѣ​ (Исх. 25:40), то ​есть​ на высотѣ Боговидѣнія. Согласно съ симъ, Богъ, по образу Своего ​небеснаго​ единоначалія, устроилъ на землѣ Царя; по образу Своего Царства непреходящаго, ​продолжающагося​ отъ ​вѣка​ и до ​вѣка​ – Царя наслѣдственнаго».


​Ученѣйшій​ ​архіеп​. Херсонскій Никаноръ въ трудѣ своемъ «Что такое Царскій Престолъ» писалъ: «Поймите ​всѣ​, что не одна только настоящая, современная Православная Церковь, но и вся отошедшая въ горній ​міръ​, десятивѣковая Православная Христова Церковь всея Руси, утвердясь на основахъ ​вѣры​, надежды и молитвы Святой Вселенской Церкви и на камнѣ Христа, едиными ​усты​ и единымъ сердцемъ изрекаетъ измѣнникамъ, крамольникамъ противъ Православнаго Царя анаѳему:


„Помышляющимъ, яко ​Православные​ Государи возводятся на Престолы не по особливому о нихъ Божію благоволенію и при помазаніи дарованія ​Святаго​ Духа, къ прохожденію великаго сего званія, въ нихъ не изливаются: и тако дерзающимъ противъ ихъ на бунтъ и измѣну: анаѳема, анаѳема, анаѳема!“»


И дѣйствительно, въ чинѣ послѣдованія въ недѣлю Православія произносится: «Отрицающимъ Божественное происхожденіе Царской власти и надлежащее отношеніе къ ней – анаѳема!»


* * * *


Тотъ же голосъ истиннаго пониманія Православной Царской власти звучалъ со Святой Горы ​Аѳонской​. «Долгъ нашъ,– писалъ въ 1863 г. подвизавшійся тамъ грузинъ іеромонахъ Иларіонъ, – имѣть ​сердце​ и мысли всегда ​устремляемыми​ къ Богу за Августѣйшаго нашего Императора и за всю Православную Церковь. Сія ​есть​ первѣйшая обязанность наша и наипріятнѣйшая по отношенію къ Богу и къ людямъ, хотя мы и грѣшны. Кто, братѣ, можетъ представить православнаго христіанина, не ​молящагося​ за Благочестивѣйшаго Царя нашего, Который ​есть​ только одинъ, но не многіе? И кто не обязанъ Его любить? Не ​есть​ ли Онъ единственная похвала христіанъ и слава Христа? Потому, что только Онъ, по образу Христа Помазанника, по естеству подобенъ Ему и достоинъ· называться Царемъ и Помазанникомъ Божіимъ, потому что Онъ имѣетъ въ себѣ Помазующего Отца, Помазаннаго Сына и ​Имже​ ​помазася​ Духа ​Святаго​...» «Поэтому,– говорилъ старецъ, – кто не любитъ своего благочестія (​вѣры​) и Богопоставленнаго Государя, тотъ ​недостоинъ​ ИМЕНОВАТЬСЯ и христіаниномъ».


Замѣчательно, что ​всё​ это писалъ не русскій, а грузинъ, подданный не Русскаго Императора, а турецкаго султана, сильно рисковавшій за выраженіе такихъ своихъ убѣжденій.


Священное значеніе истинной Царской власти понималось и въ твердынѣ Православія – Оптиной пустыни. Въ Маѣ 1911 г. ​отецъ​ Іосифъ, ученикъ и преемникъ старца Амвросія, незадолго до своей кончины говорилъ своему духовному сыну: «Знай, пока стоитъ Престолъ Царя Самодержавнаго въ Россіи, пока живъ Государь, до тѣхъ поръ значитъ милость Господня не отнята отъ Россіи».


Преп. Серафимъ, Саровскій чудотворецъ, хваля усердіе и вѣрность вѣрноподданныхъ Царю, прямо говорилъ: «Послѣ Православія ​они​ суть первый долгъ нашъ русскій и главное основаніе истиннаго христіанскаго благочестія». Въ день 14 Декабря 1825 г. преподобный Серафимъ, – прозорливо видя происходящее въ С.-Петербургѣ, – подробно разсказалъ своему келейнику отцу Павлу о бунтѣ въ столицѣ. Получивъ же извѣстіе о восшествіи на Престолъ Императора Николая I, воскликнулъ: «Ну вотъ, это такъ! Слава Богу! Слава Богу! Царя Богоизбраннаго даровалъ Господь Землѣ Русской. Самъ Господь избралъ и помазалъ Его на Царство».


Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій всегда училъ вѣрности Богоустановленной Царской власти. Вникая въ слова вѣроучителей и пастырей Церкви, понимаешь, что, говоря о Монархіи, ​они​ всегда разумѣютъ истинную монархическую власть – Самодержавную и что только власть Царя – Милостію Божіей Помазанника Божія, а не Царя мятежнымъ хотѣніемъ народа ​пріемлется​ церковно православнымъ сознаніемъ какъ власть истинная.


Въ своемъ освященномъ Божественнымъ Помазаніемъ царственномъ подвигѣ Православный Царь-Самодержецъ долженъ подчиняться единственно ​велѣніямъ​ своей христіанской совѣсти. «Отъ Господа Бога вручена Намъ власть Царская надъ народомъ Нашимъ, передъ Престоломъ Его Мы дадимъ отвѣтъ за судьбы Державы Россійской» – этими словами Манифеста 3 Іюня 1907 г., при роспускѣ революціонной второй Государственной Думы, Императоръ Николай II ясно опредѣлилъ внутреннюю сущность Самодержавія.


Да, только передъ Господомъ Богомъ отвѣтствененъ Самодержецъ за Свои поступки и ошибки. А также за грѣхи и провинности Своего народа. Нѣтъ страшнѣе этой отвѣтственности нашихъ Самодержцевъ. Лишь немногіе задумывались надъ ​тѣмъ​, какого напряженія должны достигать ​душевныя​ переживанія Самодержца, отъ воли и поступковъ Котораго зависитъ участь стомилліоннаго народа, судьба великаго государства". 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.