Святой прав. Іоаннъ Кронштадскій — "Слово на Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Смыслъ Тайны Креста"
«Такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего Единороднаго,
дабы всякій вѣрующій въ Него не погибъ, по имѣлъ жизнь вѣчную»
(Іоанъ. 3, 16).
"Всякій разъ, когда возвращается, при годичномъ теченіи времени, торжество всемірнаго Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, мысль мгновенно переносится къ Голгоѳскому позорищу, бывшему около 1900 лѣтъ тому назадъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ приходитъ на память вся нелѣпая гордыня, зависть, лукавство, злоба и клевета іудейскихъ первосвященниковъ, книжниковъ и фарисеевъ, доведшихъ обѣщаннаго издревле и явившагося Мессію и Спасителя міра до смерти, и смерти крестной, самой позорной и мучительной. Тогда они въ изступленіи кричали Пилату: «возми, возьми, распни Его» (Іоанъ. 19, 6). И Пилатъ, не находя никакой вины въ Праведникѣ, долженъ былъ уступить неистовству взбѣсившихся учителей іудейскихъ и наущенной ими толпѣ. Умывъ руки предъ народомъ въ своемъ, якобы неповинномъ, осужденіи на смерть Праведника, Пилатъ предалъ Его на осужденіе смерти. И Онъ былъ распятъ, прибитый къ древу креста руками и ногами. Таинство правды Божіей и торжество человѣческой неправды совершилось — и неповинная жертва за грѣхи міра — Христосъ, испустилъ послѣдній гласъ: «совершилось! И, приклонивъ главу, предалъ духъ» (Іоанъ. 19, 30).
Вникнемъ въ смыслъ тайны Креста и въ приведенныя вначалѣ слова Евангелиста: «такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего Единороднаго, дабы всякій вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь Вѣчную». Это значитъ, что міръ, то есть родъ человѣческій, преданъ былъ бы Вѣчной смерти, Вѣчнымъ мученіямъ — по неизмѣнной, строжайшей правдѣ Божіей, если бы Сынъ Божій не сдѣлался добровольнымъ, по безпредѣльной благости, Посредникомъ и Искупителемъ преступнаго, оскверненнаго и растленнаго грѣхомъ человѣчества. Ибо оно низринуто было лестью змія человѣкоубійцы въ страшную бездну беззаконій и погибели.
Духъ Божій, Духъ святыни и правды, Духъ животворящій, оставилъ человѣческій родъ, оплотянѣвшій окончательно чрезъ грѣхъ и предавшійся идолопоклонству и всякимъ страстямъ. Люди нуждались въ примиреніи съ Богомъ и въ искупленіи, въ очищеніи, освященіи и помощи Самого Бога. Но чтобы люди могли сподобиться этого примиренія и искупленія свыше, надобно было Сыну Божію снизойти въ міръ, принять на Себя душу и тѣло человѣческія и стать Богочеловѣкомъ — чтобы Собственнымъ Лицемъ, человѣческимъ естествомъ Своимъ, исполнить всю правду Божію, дерзко нарушенную всякими неправдами человѣческими; исполнить весь законъ Божій, даже до іоты, стать величайшимъ Праведникомъ за всё неправедное человѣчество, научить его правдѣ съ покаяніемъ во всякой неправдѣ и съ оказаніемъ плодовъ покаянія. Это Онъ исполнилъ, не бывъ повиненъ ни въ единомъ грѣхѣ, и бывъ единымъ совершеннымъ Человѣкомъ въ ѵпостасномъ соединеніи съ Божествомъ.
Но этого мало. Человѣчество было предано праведному проклятію за грѣхи, и для его спасенія и примиренія съ Богомъ, для избавленія отъ проклятія, — надобно было Сыну Божію Самому на Себя принять проклятіе и для того пострадать на Крестѣ, во исполненіе слова Божія: «проклятъ всякъ, висяй на древѣ» (Втор. 21, 23). Исполнено и это. Вися на крестѣ и страдая за грѣхи міра. Онъ принялъ на Себя наше проклятіе, какъ неповинный ему, и исходатайствовалъ намъ благословеніе: ибо проклятіе праведное было уничтожено крестомъ, и чрезъ тотъ же крестъ исходатайствованно благословеніе вѣрующимъ и творящимъ правду. Наконецъ, Избавитель нашъ долженъ былъ вкусить смерть, будучи неповиненъ ей, крестомъ, сойти въ адъ и побѣдить адъ и смерть, и всѣхъ увѣровавшихъ въ Него избавить отъ нихъ и совоскресить съ Собою, какъ Богъ, и всѣмъ людямъ открыть, чрезъ вѣру, входъ въ древній рай. Вотъ смыслъ крестныхъ страданій и смерти Сына Божія за грѣхи рода человѣческаго, вотъ древнее явленіе правды Божіей въ этой страшной крестной жертвѣ Возлюбленнаго, Единороднаго Сына Божія! Вотъ сколь смертоносенъ и противенъ Богу грѣхъ, вошедшій въ міръ чрезъ непослушаніе и оскверняющій природу человѣческую, созданную по образу и подобію Божію; и сколь глубоко проникъ онъ въ природу нашу, ибо онъ ничѣмъ не могъ быть отмытъ и изглаженъ изъ человѣка, какъ только пречистою кровью Божіею, изліянною добровольно за грѣхи всего міра. Теперь только отъ несомнѣнной вѣры въ эту искупительную жертву зависитъ спасеніе каждаго человѣка и отъ послушанія, безпрекословнаго послушанія его Сыну Божію, бывшему послушнымъ за насъ Отцу Небесному, «до смерти, смерти же крестныя» (Филип. 2, 8); зависитъ отъ искренней вѣры во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь, которую Онъ основалъ на землѣ для нашего примиренія съ Богомъ, для просвѣщенія, освященія, утвержденія и спасенія, и которой даровалъ Духа Святаго, просвѣщающаго и освящающаго и спасающаго души наши; — отъ искренняго покаянія и исправленія сердца нашего благодатью Божіею и отъ причащенія съ вѣрою Пречистыхъ Таинъ Тѣла и Крови Агнца Божія, взявшаго на Себя грѣхи наши и всего міра.
Заключеніе изъ всего сказаннаго то, что всякій человѣкъ, невѣрующій во Христа и искупительную силу креста, остается подъ гнѣвомъ Божіимъ и подъ клятвою Божіей, пребываетъ въ сквернахъ всякаго грѣха и осуждается на вѣчную казнь за грѣхи, потому что грѣхъ, несознанный, неосетованный, непокаянный, неоплаканный дѣлаетъ человѣка свойственнымъ діаволу, виновнику грѣха и чуждымъ Богу, единому праведному и оправдывающему грѣшника ради вѣры въ единственнаго Агнца Божія, внемлющаго грѣхи міра, и ради покаянія, безъ котораго невозможно прощеніе и оправданіе. Оттого Господь въ первомъ словѣ проповѣди Своей людямъ возглашаетъ: «покайтесь, ибо приблизилось царствіе Божіе» (Мѳ. 3, 2). «Невѣрующій въ Сына Божія осужденъ, яко Невѣрова во Единороднаго Сына Божія» (Іоанъ. 3, 18), говоритъ св. Евангелистъ Іоаннъ Богословъ.
Отсюда слѣдуетъ еще, что именующіеся христіанами, но явно или тайно невѣрующіе во Христа, какъ въ Сына Божія и Искупителя міра, и относящіеся презрительно къ Его Церкви, іерархіи, богослуженію, къ таинствамъ покаянія и причащенія, и умершіе въ своемъ невѣріи и окаменѣніи, не будутъ вписаны въ книгу жизни Вѣчной, и какъ плевелы будутъ ввержены въ Вѣчный огонь. Жестоко и непріятно это слово для невѣрующихъ, но это слово Самого Бога. «Страшно» есть, говоритъ Апостолъ, «чаяніе суда и огня ревность, хотящаго поясти сопротивные. Страшно впасть въ руки Бога живаго» (Евр. 10, 27, 31). Но средство избавиться изъ этихъ всемощныхъ, праведно-наказующихъ вѣчною мукою, рукъ — одно: вѣровать во Христа и въ искупительную силу креста, и нелицемѣрно каяться во всѣхъ грѣхахъ и сподобляться таинства причащенія тѣла и крови Христа, въ коихъ однихъ только наше примиреніе, очищеніе, освященіе и спасеніе. Аминь.
Прим.: Какъ это всё далеко и недоступно для сегодняшняго секулярнаго просовѣтскаго сознанія... Какъ не хочется во всё это входить и напрягать умъ, разомъ наваливается такое...
Оставить комментарий