ПРЕП. ЕФРЕМ СИРИН О СОХРАНЕНИИ СЛУХА

 
 
Когда невидимый Враг рода человеческого хочет связать ум человека пожеланиями; связывает его теми навыками, которыми человек услаждается и к которым предрасположен, чтоб, услаждаясь узами, не захотел он когда-нибудь развязать себя; потому что связывающий нас хитёр, хорошо знает, чем и как связать нас и сделать зависимыми. Если свяжет кого невольными узами введя в грех, ум тотчас разорвет узы, и скоро отринет искушение. Каждый не знает своих уз и не ведает сетей, расставленных ему. Таковые люди страждут неведением упившихся вином. Связанный, как опоенный, не знает, что он связан и зависим. Словно упившись вина не замечает своих уз, и как охмелевший не видит вокруг себя сетей.


Итак, разными способами бедный род наш падший содержится во власти врага, не осознавая сего. Иной содержится, как должник (творец грехов, увлекающийся ими), другой, как поручитель. И сама природа учит нас, что часто иной погибает за другого, сам, ничем не будучи должен, становится виновным ... не меньше должника. И сие служит указанием долга ("прости нам долги наша") праведных и неправедных. Праведный по собственным своим делам невинен и чист совестью, но часто оказывается повинным в чужих греховных делах. Например, в присутствии человека праведного читают священную историю, и если кто-нибудь из слушающих, засмеявшись, станет опровергать или насмешничать над прочитанным, а праведному будет угодно промолчать, то молчание его делает его подлежащим ответственности за злоречие; потому что, выслушав худо сказанное и оставив сие без замечания, тем самым он засвидетельствовал, что сказанное хорошо.
Если случится кому и по справедливости отозваться худо о Царе, сделавшем погрешность, то предстоящие не потерпят и слышать того, что говорится против Царя. А если бы у кого достало терпения остановиться и выслушать хулу, то одинаковое наказание полагается обоим: один предается наказанию за вину языка, а другой за вину слуха. Рассказывает о ком-либо вор или безчестный, а ты со вниманием преклоняешь к нему ухо свое; в сём случае недро слуха твоего приемлет в себя смерть, которую износит он своими устами. Приняв горькую закваску лжи, ты в себе самом даёшь ей вскиснуть. Когда змий говорил с Евою, как нашла себе вход в нее смерть? Не чрез слух ли, которым обыкновенно входит сия убийца? О, лукавый, если захочет, может даже молчащего предать душевной смерти чрез говорящего. И кому невозможно умереть от уст, того убивает чрез слух, и невинного делами умерщвляет произнесённым злоречием (хулой, клеветой).

Когда бесы говорили истину, Спаситель не дозволял им говорить. Ибо Истинному благоугодно было, чтобы не чрез них уверовали в Него, но чтобы чистейшая Божия истина проповеданна была истинными проповедниками. Для чего Апостолы не могли слышать, когда хвалил их бес? Для того, чтобы горькая речь из лживых уст не западала в чистый слух. А если похвал диавольских, как величайшего вреда, бегали святые, кто возлюбит злоречие? Принимающий на себя всякие виды, коварный змей, имеет обычай со вниманием слушающих его даже истиною вводить в обольщение. Посему-то Спаситель не принимал от бесов речи, в которой заключалась и самая правда. Одною влагою напояются и добрые и худые травы. Дождь, который сам по себе полезен, содействует и зловредным травам. Змея, поедая сладкое, тотчас превращает сие в горечь. А если перельет сие в кого-нибудь, то горе приявшему то в себя. Так ложь глаголющая даже истину обращает в смертоносный яд; потому что в сладких словах ее скрывается несносная горечь. Итак, примером в сем да будет змий, усладивший язык свой для простодушных.

Да удостоверит тебя в этом повествуемое об Искариоте, как он, под лобзанием уст и под приветствием мира, сокрыл свое лукавство, приуготовив предательство Сердцеведцу Владыке. И если таким оказался лжец пред Создателем, то каким будет он пред тобою, этот безумный? Ответь: кто гнуснее лжеца? Разве только тот, кто охотно выслушивает, речи лжеца. Спаситель Себя самого добровольно предал на смерть, но не предал слуха Своего гласу лжеца; отверзши уста Свои, приял он оцет с желчью, но слух Его не приял речи от скверного. Отдал уста Свои на лобзание предателю, но не дал ответа обманщику. И ты дозволь лжецу лобзать уста твои, но не предавай ему слуха своего никогда и ни в чём. И если даешь ему уста свои, то ему в осуждение послужит лобзание. А если предашь ему слух, то вкушение речей его убьет тебя самого. Лучше сделаешь, если избежишь обоняния и вкушения яда. От дыма бежишь ты с поспешностью, а лжеца слушаешь с приятностью. Уклоняешься с отвращением от зловония, а сидишь вместе с злоречивым за столом и внимаешь его речам?

Каждый член обязан ты приличным образом оберегать от вредного и греховного осквернения. Если тело твое чисто от блуда, береги уста свои от осуждения других. Уста не могут любодействовать, но могут лгать и клеветать. Если один твой член невинен, а другой виновен, с осуждением одного члена весь ты подлежишь осуждению. Возьми в пример воина, у которого тело защищено железным панцирем. И с ним случается, что бывает он уязвлен, если его защита имеет брешь. А если чрез малые скважины на панцире острие стрелы наносит смерть храбрецу, то тем скорее нанесена будет смерь в отверстую дверь уха. Ибо дверь уха так велика, что ею взошла в мир смерть, которая, поглощая все поколения, остается ненасытимою. Посему замкни уши затворами и запорами, чтобы не взошло в тебя злоречие...

Не пренебрегай осуждением, как чем-то малым, от чего не может постигнуть тебя смерть... Божественный Апостол произнес один и тот же приговор на убийц, злоречивых и невоздержных, равно как и на прелюбодеев (1Кор.6:9.10). Ибо никто из таковых, говорит он, не может наследовать Небесного Царства, и всем им назначил равную участь во время праведного Суда - лишение Небесного наследия.

А чтобы знать, что таковые достойны равного с прочими наказания, смотри, за какую вину Ханаан подпал Вечной клятве? Не за то ли, что посмеялся над праведником? Ибо не за худое какое-либо дело осужден, но за один смех подвергся он страшной ответственности, и за продерзость языка понес горькую муку. Чисты были помыслы его, но уста его убили его. Если за, казалось бы, малый смех принял он такое горе; кто не побежит со страхом от шуток, за которые нередко приобретается проклятие? Ибо праведник, лишив Ханаана благословений, предал его проклятию и в нем живо изобразил суд, какой постигнет любящих высмеивать и зло насмешничать. Если диавол внушает тебе повеселиться и смеяться под видом любви, то и Ханаан веселясь посмеялся и стал под клятвою. Послушай премудрого Соломона, который вопиет и объявляет тебе о вреде, сокрытом в смехе. Ругаяйся человеку, говорит он, раздражает Сотворшаго его (Пр.17:5); потому что смех над человеком обращается против Создателя. Ты равнодушно смотришь на представляющееся тебе забавным, а не знаешь, какая лесть скрывается в этом. Праведный Ной, познав лукавство и не открыв сего не познающему оного, решительно лишил его благословений, чтобы ты, как рассудительный, узнав, каково гнусное действие смеха, перестал смеяться над братом своим.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРОСВЕТИТЕЛЬ. преп. Иосиф Волоцкий:

Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла; когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам свят. Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре – чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной.
Ведь того, кто хулит земного Царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. НА ВСЕХ ЛЕЖИТ ГРЕХ, ЕСЛИ НЕТ ПРАВДЫ. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жыды, и поганые еретики, что христиане – спасители Государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жыды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное – пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.