Письмо барона П.Н. Врангеля Атаману П.Н. Краснову
Глубокоуважаемый
Петр Николаевич! Я читал и Вашу, посвященную Армии, статью в «Грядущей
России», и ваше письмо к казакам. Ваша оценка Армии мне тем особенно
дорога, что она исходит от человека, всю жизнь стоящего близко к
войскам, знающего и быт их, и их психологию и посвятившего себя служению
Армии, как одной из составных частей великого целого - Родины.
С
величайшим вниманием остановился я на той части Вашего письма, где Вы
пишете, что настало, по вашему мнению, с полной откровенностью поднять
знамя «За Веру, Царя и Отечество». Позвольте мне с полной искренностью,
диктуемой глубоким к Вам уважением, высказать мнение по этому вопросу.
Вы
не можете не сомневаться в том, что по убеждениям своим я являюсь
монархистом и что столь же монархично, притом сознательно, и БОЛЬШИНСТВО
Русской Армии,
Я останавливаюсь на слове «сознательно», так как
хотел этим подчеркнуть, что нынешняя Русская Армия, в отличие от старой,
Императорской, стала сознательной, но, конечно, не дурном, опошленном
Революцией смысле этого слова, а в лучшем его значении.
Тяжелые
испытания последних годов, а в особенности пребывание на чужбине,
научили многому каждого из чинов Армии, до простого солдата
включительно. Патриотизм, любовь к Отечеству, преданность Престолу
СТАЛИ ПОНЯТИЯМИ осознающими, ПРОДУМАННЫМИ и ПРОЧУВСТВЕННЫМИ, а отнюдь не
механически воспринятыми на «занятиях словесности» и поверхностно
усвоенными. Вместе с тем на первое место выдвигается понятие о
«Родине», и яркое сознание необходимости посвятить себя служению Родине
является той полной нравственной силой, которая связывает всех чинов
Армии в единое стройное целое, и которая позволила ей выйти
победительницей из пережитых ею испытаний.
В Императорской России
понятие «монархизма» ОТОЖДЕСТВЛЯЛОСЬ с ПОНЯТИЕМ «ОТЕЧЕСТВА». Революция
разорвала эти два исторически неразрывных понятия, и в настоящее время
понятие о «монархизме» связано не с понятием о «Родине», а с
принадлежностью к определенной политической партии (этот разрыв в
сознании начался от Церкви - прим.).
Нужна длительная работа, чтобы в
народном сознании оба эти понятия вновь СЛИЛИСЬ ВОЕДИНО. Пока этот
неизбежный процесс завершится, причем вне всякого со стороны
насильственного воздействия, пока оба эти понятия не станут вновь
однородными, пока понятие «монархизма» не выйдет из узких рамок
политической партии, Армия будет жить только идеей Родины, считая, что
ее восстановление является реальной первоочередной задачей.
Русская
Армия, не нашедшая себе приют в славянских странах, доказавшая свою
крепость и цельность в тяжелых крымских боях и в заточении в лагерях
Галлиполи и Лемноса, составлена из разнородных элементов. В нее входят и
украинцы, бывшие орудием в руках самостийников и гетманцы, и солдаты
бывшей Армии Учредительного Собрания, сражавшиеся за
социал-революционные лозунги, и колчаковцы. В ее составе имеются казаки,
безсознательно служившие - самостийным идеям кучки политиканов, офицеры
и солдаты Армий генералов Миллера, Юденича, Деникина. Все эти
разнородные элементы, спаянные ныне, как я указал выше любовью к Родине,
выдвинувшей Вождей, пользующихся безграничным их доверием, сознавшие из
собственного опыта всю ошибочность и горечь служения политическим
партиям, устали от политики. Они верят своим Вождям, так как знают, что
эти Вожди не сделают их орудием политической борьбы и отойдут от своих
Вождей, когда увидят, что они являются военспецами в руках какой-либо
политической партии.
Так как по условиям существующей обстановки
понятие «монархизма» обусловлено принадлежностью к условной
политической партии, то преждевременное навязывание Армии и лозунга
«За Веру, Царя и Отечество» внесет лишь смятение в ряды Армии, которая
увидела бы в этом попытку втянуть ее в борьбу политических партий. Такое
же впечатление произвело бы на Армию и провозглашение республиканс-
ких лозунгов. Я не говорю уже о международной обстановке, которая
совершенно исключает возможность в данных условиях начертать на знаменах
Армии монархический лозунг. Пример Карла Габсбургского показателен.
Те
или иные лозунги могут быть провозглашены в Армии лишь тогда, когда они
сделаются достоянием многочисленного русского народа, когда они
стихийно зальют Русскую Землю, поглотив в себе все прочие чуждые народу,
ему силой навязанные, непонятные ему идеи...
Идея служения Родине
сама по себе так велика, диктуемые ею задачи так многообразны, что в
ней, в этой всем понятной идее, надо искать то начало, которое должно
объединить Армию, народ и все государственно мыслящие и любящие Родину
элементы.
Быть может, Вы сочтете то, что я пишу вам, за
доктринерство, но приезжайте в Армию и воспримите ее дух, осознайте ее
психологию и вы тогда убедитесь в правоте моих слов.
Для Вашего
личного ознакомления посылаю вам копию моего циркулярного письма военным
агентам; оно послужит дополнением к изложенным мною выше мыслям.
Желая
Вам всего лучшего, надеюсь на то, что переписка наша не прекратится, я
не теряю надежды свидеться с Вами и обо всем подробно переговорить.
Прошу принять уверения в совершенном моем уважении и преданности.
16 января 1922 года
ЦА ФСБ РФ Ф.1. Оп.6. Д.448а. Л.6-8. 3аверенная копия
===========================================================================
Все время приходится сталкиваться с распространяемой ложью, одни врут, что П. Краснов был не русским, а казаком сепаратистом, а другие, будто бы П.Н. Врангель был не монархистом. Прямая переписка Вождей, показывает всю лживость этих домыслов. Живя во враждебном мире, им приходилось порой скрывать свои настроения и чувства ради дела, которому они себя посвятили. Не внешние лозунги побеждают, а дела.
Оставить комментарий